Основы игры на синтезаторе

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования муниципального
образования «Баунтовский эвенкийский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»

Принята
На педагогическом совете

Утверждаю
Приказ №_56__

от «29» августа 2021 г.

от «29» августа 2021 г.

Протокол №_8

и.о. директора МБУ ДО
«Центр дополнительного образования детей
и эвенкийских народных ремесел»
Новикова Л.В..

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«ОСНОВЫ ИГРЫ НА СИНТЕЗАТОРЕ»

Направленность: художественная
Возраст учащихся: 12- 16 лет
Срок реализации: 3 года (576 часов)
количество лет обучения//общее количество часов

Автор/ разработчик: Лызлов Евгений Андреевич
педагог дополнительного образования

с. Багдарин
2021год
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внедрение инновационных технологий в традиционный процессобучения –
занятие очень увлекательное и интересное. Вкачестве одного из инструментов
информатизации музыкального обучениявыступает клавишный синтезатор. Приобщение
детей к новому видудеятельности – электронному музыкальному творчеству
являетсяактуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.
Направленность данной образовательной программы художественная программа
направлена на приобщение широкой массыдетей к музыкальному искусству и выявление
одаренных детей с цельюразвития их творческих способностей.
В настоящее время предоставляется возможность детям с любымимузыкальными
данными и способностями овладеть комплексом знаний иумений в области музыки.
Данная программа реализует эту возможность:формирование исполнительских навыков и
умений в обучении игре насинтезаторе у детей, не имеющих начального музыкального
образования,
непроходивших
предварительного
прослушивания
и
оценки
музыкальныхспособностей при поступлении.
Актуальность.Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. В
качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает
клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией
информатизации образования, что и привело к необходимости создания дополнительной
образовательной общеразвивающей программы «Основы игры на синтезаторе».
Педагогическая целесообразность программы.
Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с традиционными
механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные
требования. Фронт музыкально –творческойдеятельности позволяет преодолеть
одностороннюю
исполнительскуюнаправленность
традиционного
музыкального
обучения, способствуетактивизации музыкального мышления ученика и развитию в более
полноймере его музыкальных способностей. А простота и
доступность
даннойдеятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в неедетей и
подростков.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является освоение навыков игры на
синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой,
творческой личности.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
Обучающие:
 освоить электронный инструмент, многообразие его функциональных
 возможностей;
 научить основным приемам исполнительской техники;
 освоить приемы управления фактурой музыкального звучания,
 связанных с различными режимами игры и применением секвенсора;
 овладеть базовыми навыками аранжировки;
 изучить основные музыкально-теоретические знания;
 применять приобретенные знания, умения и навыки в практической
 музыкально-творческой деятельности.
Развивающие:
 развить у обучающихся музыкальные способности (память, слух,
 чувство ритма);
 сформировать устойчивое представление о работе синтезатора, его
 устройстве, основных функциях;
2

 совершенствовать исполнительскую технику;
 развить творческую деятельность – создавать самостоятельно
 аранжировки к музыкальным произведениям.
Воспитательные:
 воспитать уважение к мировой музыкальной культуре;
 привить устойчивый интерес к музыкальному искусству, творческой
 деятельности;
 воспитать интерес к творческому труду и умению работать;
 способствовать развитию свободной, целенаправленнойличности;
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
предназначена для обучения детей и подростков с любыми музыкальными данными и
способностями, а также не имеющих музыкальной подготовки. Данная образовательная
программа рассчитана для учащихся двух категорий: тех, кто умеет или учится играть на
другом инструменте, и тех, кому необходим только синтезатор.
Возраст детей обучающихся по данной образовательной программе – 12 - 16 лет. Набор
детей осуществляется без конкурса, в первую очередь на основании их желания обучаться
игре на синтезаторе.
Основные этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 3 годаобучения.
Период обучения делится на 4 этапа:

Этапы обучения

Год обучения

Уровень освоения
программы

развивающий

Подготовительный

Цель обучения

Общее представление
о синтезаторе

Начальный

I год обучения общекультурный

Изучение основ
работы на синтезаторе

Углубленный

ПрактикоII год обучения ориентированный

Развитие навыков
выразительного
исполнения

профессиональноориентированный

Становление
культуры
исполнительского
мастерства

Совершенствование
мастерства

III год
обучения

Структура занятия выстроена таким образом, что теоретические знания
обучающиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным
и целесообразным. Обязательным для каждого занятия является проверка домашнего
задания, освоение и закрепление изученного материала.
3

Методы обучения, используемые на занятиях для достижения цели иреализации задач
предмета:
 словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
 метод упражнений и повторений (выработка исполнительских навыков
обучающегося, работа над художественно-образной сферой
произведения);
 метод показа (показ педагогом исполнительских движений, исполнение
 педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог исполняет произведение
обучающегося объясняя те или иные задачи);
 репродуктивный метод (повторение обучающимся исполнительских
приемов по образцу педагога);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,показывая
при этом разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решенияпоставленный
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальныхособенностей обучающихся.
Принципы обучения.
Постепенность и последовательность – основные принципы вобучении, непосредственно
связаны с творческим подходом в развитиииндивидуальности обучающихся. Педагог
определяет направление своейработы по принципу целесообразности, учитывая желание и
возможностидетей.
Основной принцип обучения – гибкий подход к каждому ребенку сучѐтом его
индивидуальности.
Режим занятий: Программа предусматривает проведение занятий вформе группового и
индивидуального занятия. Продолжительность занятий 45минут, два раза в неделю.
Количество часов:
В неделю (первый год обучения) – 4 часа.
(второй и третий год обучения)– 6 часов.
Первый год обучения- 144 часов;
Второй год обучения- 216 часов
Третий год обучения- 216 часов, Итого: 576 часов.
Структура занятий.
Структура занятий: разбор и разучивание произведения; чтение с
листа; музыкально-теоретический анализ. Каждое занятие включает проверкудомашнего
задания, освоение нового материала, повторение, закрепление
изученного.
Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической.
Решение практических задач осуществляется с помощью систематического
повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий.
Учитывая индивидуальные способности, знания и умения обучающихся,
прилежание и желание заниматься, возраст, разный уровень подготовки необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения, который
выражается в составлении индивидуальных планов. Репертуар, на основе
которого решаются учебные задачи, должен включать классическую,
народную, современную музыку. Главным критерием подбора музыкальных
произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной
культуры обучающихся, жанров и направлений, должна служить яркость
музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального
4

мышления обучающегося и особенностям данного клавишного синтезатора.
Решение технических задач происходит в процессе работы над
музыкальными произведениями. Возможности клавишного синтезатора
позволяют ознакомить юных музыкантов с музыкальными произведениями
различных художественных стилей, способствующих всестороннему
музыкальному развитию личности.
Форма занятий.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с
учащимся. Данная форма работы позволяет наиболее качественно донести до каждого
ребенка излагаемый материал с учетом психологических, возрастных особенностей,
уровня музыкальной подготовки. Особое место отводится формированию умения у
обучающихся самостоятельно работать над музыкальным произведением.
Задача педагога - научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным
произведением. Умение самостоятельно работать домаформируется у ребѐнка с помощью
педагога под его систематическим наблюдением. В этой связи первостепенное значение
приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее:
- объем материала;
- срок выполнения;
- сложность задачи и работоспособность воспитанника;
- условия, в которых выполняется домашнее задание (наличиеинструмента).
К самообразованию – самостоятельным занятиям детей можно также
отнести чтение книг, журналов о музыке и музыкантах, об искусстве; поиски
в интернете информации о цифровой музыке; самостоятельное изучение
инструкции пользователя к домашнему синтезатору.
Планируемые результаты:
метапредметные результаты:
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для
достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, анализировать
итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы
(промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на
основе результатов работы;
осуществление
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки
в
процессе
коммуникативной деятельности;
- умение работать с разными источниками информации.
предметные:
- иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
- свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного
инструмента;
- использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных
произведений);
- уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также аккомпанемент к ним, читать с
листа, уметь импровизировать, уметь сочинять.
личностные:
- формирование эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию.
5

Формы контроля. Оценка качества реализации программы включает в себя
текущий контроль успеваемости - входную, промежуточную и итоговую аттестацию
учащихся. Для оценки качества знаний учащихся используются следующие формы
(обязательные):
- тестирование;
- контрольное занятие;
- выступление на концертах объединения и Центра ДО
Критерии оценивания:
Высокий уровень:
- артистичное поведение на сцене;
- увлечѐнность исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии
с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Средний уровень:
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка,
средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Удовлетворительно:
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Низкий уровень:
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро- ритмическая неустойчивость.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: концертная и
конкурсная деятельность – участие в концертах Центра ДО, в концертах для
общественности, конкурсах различного уровня.
Материальное обеспечение программы.
Для реализации дополнительной образовательной программы «Основы игры на
синтезаторе» необходимы:
материально-технические условия
инструмент (клавишный синтезатор Yamaha PSR-E313);
пюпитр;
6

нотные сборники, учебники;
необходимый для работы инвентарь (стол, стулья и т. д.) и пр.
художественно-эстетическое оформление – в соответствии с профилем дополнительного
образовательного учреждения.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
п\п

Тема занятий

Раздел
№1

Раздел
№2

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж.

3

1

2

Знакомство с инструментом – клавишный
синтезатор

8

2

6

Посадка, постановка игрового аппарата

10

2

8

Клавиатура синтезатора

10

2

10

Основы музыкальной грамоты

30

20

10

Изучение панели клавишного синтезатора

28

4

24

Работа над музыкальным репертуаром

16

4

12

Учебно-тренировочный материал

14

4

10

Чтение с листа

10

2

8

Концертная деятельность

10

2

8

Итоговое занятие

3

1

2

144

44

100

Итого:

Содержание занятий 1 года обучения.
№
п/п

1

Ча
Практика
сы

Раздел, тема Теория

- Цели и задачи объединения.
Правила безопасности во время
Вводное
занятий в объединении. Правила
занятие.
техники безопасности при
Инструктаж. эксплуатации музыкального
инструмента (клавишный
синтезатор).

7

Часы

- Беседа, анкетирование.
1

2

- Прослушивание (в
исполнении педагога)
разнохарактерной музыки на
синтезаторе.

- История создания и развития
синтезатора.

2

3

- Общая характеристика
клавишных синтезаторов как
представителей семейства
электронных цифровых
Знакомство с
(компьютеризированных)
инструменто
музыкальных инструментов.
м–
2
Обращение с синтезатором; уход
клавишный
и техника безопасности,
синтезатор.
подготовка инструмента к работе
(питание от электросети и
батареек, подключение к
инструменту педалей,
наушников, усилителей).

Посадка,
постановка
игрового
аппарата.

- Расположение инструмента.
Удобное расположение за
инструментом – стоя или сидя.
Важно, чтобы локоть руки был
на уровне клавиатуры.
Свободное положение корпуса и
рук.

8

- Извлечение звука на
синтезаторе, анализ на слух.

6

-Работа над постановкой
игрового аппарата:
пальчиковая гимнастика, игра
нон легато, упражнения на
легато в одной позиции.
Развитие пальцевой техники,
2 ориентированной на технику
игры на фортепиано.
Преодоление зажатости
корпуса.

8

- Нахождение октав на
клавиатуре.
Клавиатура
синтезатора.
- Игра в режиме –
Split. Извлечение звука на
синтезаторе, анализ на слух.

- Строение и функции
клавиатуры: октавы, тон,
полутон.
4

- Регистры – низкий, средний,
высокий. Деление клавиатуры –
Split. Зона автоаккомпанемента.

- Нотный стан. Скрипичный
Основы
музыкальной ключ. Обозначение нот первой
октавы (графическое, слоговое).
грамоты:

Длительност - Целые, половинные,
четвертные, восьмые.
ь звуков.

2

10

2 - Письменные упражнения по
освоению нотного почерка.
Чтение нотного текста. Работа
на клавиатуре.

3 - Работа с нотным материалом. 2

- Паузы.

5

-Размер в
музыке.

- Понятие, определение.
- Такт, тактовая черта, другие
обозначения: реприза, затакт.

- Понятие о - Элементы мелодии: мотив,
фраза, предложение.
мелодии.

2 - Группировка длительностей 2
в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
- Исполнение мелодии со
счетом вслух.
- Определение на слух.
2

- Понятие, определение.
2 - Правильное прочтение и
написание терминов.

- Знаки
альтерации. - Понятие – мажор, минор.
9

2

- Специфика построения: тоны и
полутоны.

4

- Лад.
Трезвучия и - Буквенное и цифровое
лад.
обозначение нот. Запись
аккордов для левой руки: С –
мажорное трезвучие, Сm –
минорное трезвучие.

- Построение лада (мажор,
минор) от разных нот.
- Анализ на слух. Построение,
сходства и различия.
- Игра на синтезаторе
мажорных, минорных
аккордов.

- Виды лада – натуральный,
гармонический, мелодический.

Тональность.

- Определение тональности как
высоты лада. Тональности до
двух знаков при ключе.
Повторение знаков альтерации,
случайные и ключевые знаки.

- Выявление определенной
3 системы порядка
возникновения ключевых
знаков.
- Построение и чтение схемы
(тональности до двух знаков).
- Правильное прочтение
итальянских терминов.

- Сокращенное обозначение
итальянских терминов: forte,
piano, crescendo, diminuendo.
2

Динамическ
ие оттенки.

10

4

4

- Название и характерные
особенности банков паттернов и
голосов инструмента: Style, Tone.

6

- Выбор паттерна и голоса
набором номера, определение
- Режим включения
Изучение
ритмов и
автоаккомпанемента, режимы
панели
инструментов, воспроизведен
взятия аккордов, установка
синтезатора.
ие партии ударных при
темпов, использование шаблонов
4 нажатии клавиши Start/Stop,
24
вступления и окончания (Start,
взятие различных звуков в
Stop, Synchro-start, Intro, Ending).
режиме SyncStart.

- Определение по слуху
направления мелодии.

7

- Знакомство с произведением:
прослушивание, разбор нотного
Работа над текста: звуковысотное строение
музыкальны мелодии, размер, темп,
м
ритмический рисунок,
репертуаром аппликатура, штрихи – non
.
legato, legato, staccato, ладовая
окраска, динамический план,
Style, Tone, Intro, Fill, Ending.

- Отработка несложных
динамических изменений.

4

- Навыки ориентировки на
клавиатуре и панели
управления.

12

- Выразительное исполнение
музыкального произведения по
нотам и наизусть.
-Формирование чувства
целостности восприятия
исполняемых пьес.

- Постановка исполнительского
аппарата.

8

- Формула строения мажорной и
Учебно –
минорной гаммы; мажорные и
тренировочн
минорные тональности до двух
ый
знаков, аппликатура гамм,
материал.
арпеджио.
- Штрихи: легато, нон легато,
стаккато.
11

- Освоение игры в одной
позиции и подкладывание
первого пальца.
- Упражнения на закрепление
4 пятипальцевой позиции и
перехода в другую позицию.
- Гаммы–До мажор, Соль
мажор, Ля минор, Ми
минор; арпеджио, в этих

10

- Значение термина «Этюд».

тональностях.
- Ритмические упражнения
(исполнение различных
ритмических рисунков,
упражнения с ритмическим
сопровождением).
- Упражнения на выработку
специфических навыков,
связанных с переключением
кнопок синтезатора.

9

10

11

Чтение с
листа.

- Анализ строения мелодии,
ритмические группы в простых
размерах, понятие о
гармонических функциях,
Tone, Style.

- Исполнение произведения с
листа в заданном режиме с
использованием вступления,
2
сбивок и окончания.
Нахождение рациональной
аппликатуры.

- Беседа о внешнем облике и
- Участие в мероприятиях
Концертная поведении исполнителя на сцене,
Центра ДО, в различных
деятельност его эмоциональный настрой,
2 конкурсах. Анализ
ь.
психологическая подготовка к
выступления.
выступлению и стимулирование
желания выступать на сцене.

Итоговое
занятие.

- Подведение итогов учебного
года. Повторение теоретического
материала. Планирование
самостоятельной работы на
каникулах.

- Участие в отчетном концерте
объединения. Повторение
1 выученных произведений.
.

Первый год обучения:
Цели обучения – формирование познавательного интереса к
инструменту, с помощью выразительных средств клавишного синтезатора.
Задачи:
Обучающие
- Научить начальным приемам исполнительской техники;
- Изучить начальные музыкально-теоретические знания;
- Осваивать электронный инструмент, многообразие его
функциональных возможностей;
Развивающие
- Формировать начальные исполнительские умения и навыки;
- Развивать образное мышление и способность чувствовать, понимать
12

8

8

2

содержание музыки;
- Выявить и развивать музыкальные способности, творческие навыки;
- Развивать устойчивое психологическое состояние ребенка вколлективе.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность и творческую активность;
- Прививать познавательный интерес к музыкальному искусству,творческой
деятельности;
- Воспитывать интерес к умению работать;
- Прививать духовность, нравственность.
Предполагаемый результат по окончании 1-ого года обучения:
- Желание заниматься и музицировать на клавишном синтезаторе.
- Владение начальными знаниями музыкальной грамоты и музыкальных
понятий.
- Владение первоначальными исполнительскими умениями и навыками.
- Выразительное исполнение предлагаемого репертуара.
- Проявление познавательного интереса к музыкальному искусству и
творческой деятельности, духовно-нравственных качеств.
- Уверенное выступление перед публикой.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР:
Этюды:
* Петренко Л. «Этюд»
* Черни К. До мажор № 1, 2, 5; Соль мажор № 9, 10
Гаммы:
* До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой
отдельно; тонические трезвучия аккордами без обращения в тех же
тональностях, арпеджио.
Произведения отечественных и зарубежных композиторов:
* Русская народная песня «Василек»
* Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
* Русская народная попевка «Радуга – дуга»
* Русская народная песня «Я на горку шла»
* Удмуртские мелодии: удм. нар. песня «Ялыке», муз. Н. Шкляев, сл. Г.
Ходырев «Лыкты, Дед Мороз»
* Итальянская народная песня «Санта Лючия»
* Чешская народная песня «Аннушка»
* Украинская народная песня « По Дону»
* Эрнесакс «Едет, едет паровоз»
* Гнесина «Песня»
* Кургузов «Блюзик», «Марш»
* Петренко «Аленький цветочек», «Полечка»
* Детская песенка «Лошадка»
Ансамбли:
• А.Островский «До, ре, ми, фа, соль»
• Латвийский народный танец «Рыбачок»
• М.Черняк «Красная шапочка»
• «Как на дубчике два голубчика»

13

п\п

Раздел
№1

Раздел
№2

Раздел
№3

Тема занятий

Учебно-тематический план.
Второй год обучения
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

Особенности гармонизации для синтезатора

21

6

15

Интервал. Аккорд. Трезвучие.

22

8

14

Игра в режимах Split, Dual.

30

12

18

Основы музыкальной грамоты

22

8

14

Автоаккомпанемент

18

6

12

Функциональная характеристика синтезатора

22

8

14

Работа над музыкальным репертуаром

26

6

20

Учебно-тренировочный материал

23

3

20

Чтение с листа

16

4

12

Концертная деятельность

22

1

10

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

216

64

152

Учебно-тематический план.
Третий год обучения
п\п

Раздел
№1

Раздел

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

Освоение приемов аранжировки

24

4

20

Простые основы импровизации

16

6

10

Основы музыкальной грамоты

27

15

12

Игра в ансамбле

24

4

20

14

№2

Акустика и эффекты

22

10

12

14

4

10

Работа над музыкальным репертуаром

24

4

20

Учебно- тренировочный материал

28

8

20

Чтение с листа

19

4

15

Концертная деятельность

14

4

10

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

216

64

152

Звукорежиссерское
электронной композиции

Раздел
№3

редактирование

Содержание программы 2 года обучения.
№ п Раздел,
п/п тема

1

Теория

Инструктаж
по
Вводное безопасности,
занятие. поведения.
Цели
обучения.

Часы Практика

технике
правилам
1
и
задачи

Часы

Тестирование, прослушивание. 2

- Определение понятия гармония.

2

Особенно - Основные виды аккордов:
сти
тоника,
доминанта
и
гармониз субдоминанта.
6
ации для
синтезато - Сильная доля метра, правильный
подбор стиля и темпа. Изменение
ра.
гармонии зависит от скорости
темпа.

15

Нахождение сильных долей в
размерах 3/4 и 4/4, подбор
подходящего стиля к данной
16
гармонии и произведению,
использование Fill (сбивки) при
смене гармонии.

Построение
ступенях.
Интервал
. Аккорд. Определение,
строение
и
Трезвучи характеристика интервала.
е.
8
Аккорд,
как
гармоничное
сочетание звуков.
3

Сокращенное
буквенное
обозначение
мажорных
и
минорных аккордов.
Септаккорд – определение

4

5

интервалов

Устойчивое,
неустойчивое
звучание интервалов, анализ на
слух. Обозначение, письменные
упражнения, пение интервалов 14
на ступенях (до мажор, соль
мажор).
Построение
аккорда
–
трезвучия,
септаккорда.
Слуховой анализ, запись.
Практические
пение
по
интонирование,
анализ.

Split – разделение клавиатуры на
два
голоса,
тембра
(для
исполнения правой и левой
Игра
в руками без автоаккомпанемента).
режимах
Dual – наложение тембров (для 12
Split,
добавления к партии правой руки
Dual.
еще
одного
тембра
с
воспроизведением
автоаккомпанемента).

на

упражнения:
нотам,
слуховой

Разделение
клавиатуры
на
тембры, удерживая нужную
клавишу Split или Dual,
регулировка громкости каждого
голоса – Volume. Выбор 18
соответствующей октавы для
каждого тембра.

- Ноты большой, малой, второй,
третьей октав.

Нахождение нужных нот на
клавиатуре.

Различные
виды
синкоп,
нечетное деление длительностей,
ноты с точкой.

Определение
жанров
исполняемой
музыки.
Правильное
прочтение,
обозначение терминов.

Основы
музыкаль - Музыкальные жанры и формы.
8
ной
грамоты. - Знаки повторения и сокращения.
Фразировочная лига.
- Квинтовый круг тональностей.
Итальянское
обозначение
основных темпов в музыке.

Построение
схематического 14
плана
соотношения
всех
тональностей
–
мажора,
минора.
Метод
ориентации
ключевым знакам.
Устные

16

и

по

письменные

упражнения.
Пение по нотам, слуховой
анализ,
интонирование
в
тональностях до 3-х знаков.

6

- Интерактивный аранжировщик,
структура
стиля
автоаккомпанемента
–
Intro
Автоакко
Original Fill Variation Fill Ending
м-т.
Balanse, ритмический секвенсер.
Основные действия при игре с 6
автоаккомпанементом.

Настройки автоаккомпанемента
перед исполнением – Arranger
Band, Start/Stop, выбор стиля,
владение
основными 12
клавишами
управления
на
панели в процессе исполнения.

7

Знакомство с клавишей Function
Функцио
(меню синтезатора), с помощью
нальная
которой можно получить доступ к
характер
таким
настройкам: 8
истика
Metronome,Volume,
Octave,
синтезато
KeySplit
(точка
разделения
ра.
клавиатуры).

Самостоятельное
изменение
параметров, необходимых для
исполнения произведения, с 14
использованием клавиши –
Function, Family, Select.

8

Анализ нотного текста, формы
Работа
произведения,
использование
над
возможностей
музыкаль художественных
6
синтезатора.
ным
репертуа - Беседа о жанре, стилевых
ром.
особенностях композитора, эпохе.

Отработка
координации
движения
рук,
развитие
пальцевой техники, осознание
средств
художественной
20
выразительности,
овладение
исполнительскими штрихами,
формирование
в
области
регуляции звучания.

9

Учебно –
Три вида минора, мажорные и
трениров
минорные тональности до 3-х 3
очный
ключевых знаков.
материал.

Гаммы в прямом движении,
арпеджио, аккорды, этюды на 20
разные виды техники.

17

10

Правила чтения музыкальных
произведений с листа. Буквенное
Чтение с
обозначение аккордов, основные 4
листа.
ладовые функции – Т-S-D; T-S-T;
T-D-T, оборот “качалка» - 1-4-2-5.

Играть аккорды в буквенном
обозначении левой рукой с
автоаккомпанементом и без, в
12
различных
тональностях
находить T-S-D. Играть оборот
«качалку» в тональностях.

11

Концертн
ая
Как вести себя на сцене
деятельн
ость.

2

Развитие навыков сценического
выступления,
участие
в
концертах,
мероприятиях, 10
конкурсах, на родительских
собраниях.

12

Итоговое
занятие

-

Участие
в
концертах,
1
мероприятиях Центра ДО

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2-ГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента
(клавишный синтезатор);
- выразительные возможности клавишного синтезатора;
- основные группы голосов и паттернов музыкального инструмента;
- базовые компоненты музыкальной теории в соответствии с программными
требованиями 2- го года обучения;
- простые музыкальные жанры.
Учащиеся должны уметь:
- подготовить музыкальный инструмент к работе;
- применять в игровой практике различные приемы, связанные с артикуляцией,
динамикой и пр.;
- исполнять доступные музыкальные произведения.
Владеть:
- навыком игры в ансамбле;
- навыком исполнения доступных музыкальных произведений по нотам и наизусть;
- навыком концертных выступлений.
Формы контроля:
- тестирование;
- контрольное занятие;
- выступления
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических
знаний 1 года обучения. Регулярность проведения - 1 раз в год (в начале учебного
года). На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкальнотеоретических знаний (опрос) и практических игровых навыков (исполнение
музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейших
произведений). Регулярность проведения - 2 раза в год.
В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
18

Примерный репертуар 2-го года обучения:
Этюды:
Гаммы:
К.Черни, соч. 599, №5,6,9
Ре мажор, Си минор, Ре минор, Соль минор,
аккорды с обращениями, арп-о
Л.Петренко « Этюд»
Д.Кабалевский «Маленькая арфистка»
А.Гедике «Арабеска», соч. 46, №9
Пьесы:
Ансамбли:
С.К.Форстер «Домик над рекой»
Н.Смирнова «Хорошее настроение»
Н.Мясковский «Беззаботная песенка»
В.Беляев «Стрекоза и муравей»
Шенбергер «Нашептывая»
Э.Градески «Счастливые буги»
Л.Книппер «Полюшко- поле»
С.Кургузов «Весна»
Русская народная песня «Черный ворон»
В.Шаинский «Улыбка»
Произведения удмуртских композиторов – В. Ежов «В краю надежд», музыка
народная «Можга эктонгур», муз. П. Кузнецов, сл. Л. Гирбасов «Анаелы», муз. А. Галеев,
сл. Н.Кириллов «Шумпотонмылкыдын», муз. П.Н. Кузнецов, сл. В.Н. Ившин «Ку меда?»

Содержание программы 3 года обучения.
№п
п/п

Раздел, тема

Час
ы

Теория

Цели и задачи объединения в
учебном году. Инструктаж по
технике безопасности во время
занятий в объединении,

1

Вводное
занятие.

2

- Жанры и стили различной
Освоение
музыки.
приемов
аранжировки. - Гармонизация мелодии.

3

Простые
- Повторение и закрепление
основы
понятий: ритм, интервалика,
импровизаци
регистры, интонации.
и.

правилам поведения. Правила
техники безопасности при
эксплуатации музыкального
инструмента (клавишный
синтезатор).

19

Практика

Часы

1

Тестирование,
прослушивание.

2

4

Анализ текста оригинала,
составление проекта
аранжировки, подбор
звуковых средств.

20

6

Имитация голосов
животных и птиц,
изображение диалогов
животных, упражнения по

10

определению и
запоминанию интервалов
путем ассоциаций: «сигнал
трубы», «клаксон
автомобиля», «гудок
тепловоза» и др.

- Хроматическая гамма.
- Тональности до 3- знаков при
ключе.
- Музыкальный размер 3/8, 6/8.

4

Основы
музыкальной - Формы музыкальных
15
грамоты.
произведений – рондо, вариации.
- Обозначение темпа в
итальянских терминах и с
помощью метронома. Триоль.
Фермата.

5

Игра в
ансамбле.

Определение фрм в
разучиваемых
произведениях. Исполнение 12
произведений в данных
формах.

- Ансамбль, составы ансамблей,
4
фактура.

Формирование навыков
игры в ансамбле, анализ
нотного текста, развитие
навыков полифонического
слышания, умение
«поймать» свою партию с
любого места.

20

- Процессор мульти - эффектов10
MFX, реверберация.

С помощью клавиши
Function выбирается
функция «Effects» для
обработки звучания.

12

6

Акустика и
эффекты.

7

Звукорежиссе
рское
- Звуковые эффекты,
редактирован
громкостный и
ие
пространственный баланс.
электронной
композиции.

4

Работа над произведением с
использованием процессора 10
мульти - эффектов – MFX.

8

Работа над
- Жанровые особенности
музыкальным произведения, форма, фактура,

4

Самостоятельное
определение жанра,

20

20

репертуаром. стиль.

особенностей стиля,
художественная
интерпретация.

9

Учебно- Мажорные и минорные гаммы
тренировочны
8
до 3-х знаков.
й материал.

10

Чтение с
листа.

11

- Уроки сценического
Концертная мастерства - подготовка к
деятельность. выступлению, правила
выступления на сцене.

12

Итоговое
занятие

- Анализ произведения: жанр,
форма, фактура, особенностей
нотации для синтезатора.

-

Исполнение гамм до 3-х
знаков, аккордов, арпеджио.
20
Этюды на разные виды
техники.

4

Чтение с листа пьес в жанре
- песня, танец, марш, с
15
аккомпанементом и без.

4

Концертные выступления.
Анализ выступления.

-

Подведение итогов
обучения. Повторение
основного теоретического
материала. Исполнение
1
музыкальных произведений.
Рекомендации по
организации
самостоятельной работы.

10

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 3-ГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Учащиеся должны знать:
- основные группы голосов и паттернов электронного инструмента;
- базовые компоненты музыкальной грамоты: интервалы, хроматическую гамму,
аккорды и их обращения;
- компоненты музыкальной формы: гармонию, фактуру, тембр и их роль в
построении содержательного музыкального целого;
- простые формы, вариации и рондо.
Учащиеся должны уметь:
- аранжировать для клавишного синтезатора музыкальные произведения средней
сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку в т.ч.
с использованием тембровых микстов, добавление сопутствующих голосов
21

автогармонизации, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования
паттерна и др.);
- читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху несложные музыкальные
произведения;
- импровизировать музыкальные построения по предложенному образцу и сочинять
музыкальные миниатюры;
- создавать несложные фонограммы с помощью секвенсера синтезатора.
Формы контроля:
- контрольное занятие;
- тестирование;
- концерты, выступления.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкальнотеоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейших
произведений, самостоятельный разбор произведений). Регулярность проведения – 1 раз в
год. На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально- теоретических
знаний. Регулярность проведения- 1раз в год (в конце учебного года). На контрольном
занятии оцениваются практические навыки учащихся, в том числе навыки концертной
деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения- 1 раз в год (в конце учебного
года).
Примерный репертуар 3-го года обучения:
Этюды:
К.Черни «Этюд», соч.599, №7,8
А.Гедике «Этюд», соч.32, №19
О.Питерсон «Джазовый этюд»
Пьесы:
Б.Мокроусов «Я за реченьку гляжу»
Б.Кемпферт « Путники в ночи»
А.Зацепин «Найди себе друга»
А.Волохонский «Под небом голубым»
Дж.Дассен «Привет»
С.Кургузов «Джазовые бусинки» №»2, №3; «Прогулка»
В.Лебедев «Голубка»
Н.Рота «Слова любви»
Г.Кингстей «Воздушная кукуруза»
Ш.Брукс «Однажды»
Дж.Мендель «Твоей улыбки тень»
Ф.Лей «История любви»
Ансамбли:
З.Левина «Неваляшки»
Н.Смирнова «Полька и танго», «Регтайм», «Фокстрот»

22

- Беседа «Музыка в нашей жизни»
Методические виды продукции
(разработка игр, бесед, походов,
экскурсий, конкурсов,
конференций, сценарии
праздников и т.д.)

- Беседа «О жанре, стилевых особенностях композитора,
эпохе».
- Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на
сцене.
- Беседа «Как справиться со сценическим волнением».
- Методический материал для проведения гимнастики
рук, посадки и постановки корпуса.
- Правила обучающихся Центра ДО.
- Инструктаж по технике безопасности во время занятий в
объединении.

Рекомендации по проведению
- Правила техники безопасности при эксплуатации
лабораторных и практических
музыкального инструмента.
работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д. - Рекомендации по составлению проекта аранжировки,
подбор звуковых средств.
- Буклет- рекомендация «Как справиться со сценическим
волнением».

- Тесты для проведения входного, текущего и итогового
контроля.
- Конспекты занятий.
Дидактический и лекционный
материалы, методики по
исследовательской работе,
тематика опытнической или
исследовательской работы и т.д.

- Презентации по разделам и темам образовательной
программы.
- Подборка изображений по различным темам.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Кроссворды по теме «Музыкальная грамотность».
- Нотный репертуар по годам обучения.
- Учебно-тренировочный материал.

Техническое обеспечение программы:
1. Клавишный синтезатор YAMAHA серии PSR
- 5 октав, 489 тембров, включая 360 XG, 155 стилей, 30 пресетных
23

стилей,
- музыкальная база данных на 256 вступлений,
- колесо управления модуляцией звука,
- arpeggiator,
- мастер EQ,
- performance Assistant,
- LC дисплей,
- Flash ROM,
- Preset Master EQ,
- USB to Host (USB-MIDI).
2. Акустические системы BEHRINGER EUROLIVE B212 (двухполосная
600-ваттная акустическая система; 150 Вт синус-тон / 600 Вт пиковая
мощность)
3. Микшерный пульт BEHRINGER XENYX 1002 FX – 1шт.
4. Электронный метроном – 1 шт.
5. Подставки для инструментов
6. Пианино
7. Доска магнитно-маркерная

24

Список использованной литературы
1.
Алемская А. Обучение на синтезаторе //Искусство в школе, №1, 2002.
2.
Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. –
Москва.: Хобби-Центр, 2001.
3.
Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. /Сост. Шавкунов И.
– С.-Пб, 2001.
4.
Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового
инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.
5.
Красильников И.М.Школа игры на синтезаторе (ноты): учебнометодическое пособие для преподавателей и учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/
И.М. Красильников, А.А. Алемская, И.Л. Клип; под ред. И.М. Красильникова.М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
6.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
7.
Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие. –
Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8.
Николаев А. А. (сост.) Школа игры на фортепиано. – М.: МУЗЫКА, 2004.
9.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – Москва: Педагогическое
общество России, 2004.
10.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для ВУЗов. Книга 1, 2. –
Москва: ВЛАДОС, 2003.
11.
Радионова Н.Ф, Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации программ
дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические
рекомендации. Пособие для педагогов, методистов, психологов, руководителей
образовательных учреждений. - С-Пб.: «СПбГДТЮ»,2005.
12.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
13.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.
Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
25

Список литературы для учащихся и родителей
1.

Ганон Ш. Л. Пианист-виртуоз. 60 упражнений. – Будапешт: «Музыка»,

1964.
2.
Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. – М.: Росмэн, 2004.
3.
Истомин С. В. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия. – М.: АСТ,
Астрель, Люкс, 2005.
4.
Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. – М.: Дека-ВС, 2006.
5.
Кошлина И. Музыкальный букварь. – М.: ЭКСМО, 2002.
6.
Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для
синтезатора или фортепиано. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7.
Михеева Л. В. Словарь юного музыканта. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
8.
Петренко Л. Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического
репертуара. Выпуск 1. – М.: Музыка, 2002.
9.
Сергеев В. Д. Где живут ноты. – М.: «Горизонт», 1991.
10.
Тимонин М. Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. –
Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.

26


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».