Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Утверждаю и.о. директора МБУ ДО ЦДО Новикова Л.В. от « 28 » __08_________2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2023 уч. год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Юнармия" Год обучения 2 год Возраст обучающихся 14-17 лет Составитель: Киселев В.В. педагог дополнительного образования с. Багдарин 2021 год Рабочая программа дополнительного образования "Юнармия" Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями. Пояснительная записка Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования. Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями. Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и на государственном уровне. «Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении. Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Цель и задачи программы: Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств. Задачи: - воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; - воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; - воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе; - подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской армии; - ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности; - совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности; - освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки; - воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи; - физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры поведения; - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Военно-спортивные соревнования «Спартакиада по допризывной подготовке», «Победа», «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности», «Безопасное колесо» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности. Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Срок освоения программы – 1 год. Общее количество часов по программе – 144. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1,5 часа. Программа состоит из 5 модулей: Общефизическая подготовка. Строевая подготовка. Огневая подготовка и оружейное дело. Тактическая подготовка. Военно-медицинская подготовка. Модуль 1: Общефизическая подготовка Формы реализации: - изучение нового материала; - инструктаж; - лекция; - беседа; - практическая работа; - зачетное занятие – сдача нормативов. Модуль 2: Строевая подготовка Формы реализации: - изучение нового материала; - беседа; - демонстрация; - практическая работа; - зачетное занятие – строевой смотр. Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело Формы реализации: - изучение нового материала; - лекция; - беседа; - инструктаж; - практическая работа; - соревнование; Модуль 4: Тактическая подготовка Формы реализации: - изучение нового материала; - лекция; - беседа; - демонстрация; - практическая работа; - решение тактических задач. - упражнения на взаимодействие в группе; - соревнования; - проектирование; - практическое закрепление полученных знаний в ходе тактико-специальных учений. Модуль 5: Военно-медицинская подготовка Формы реализации: - изучение нового материала; - беседа; - практическая работа; - игра; Планируемые результаты Подготовленность обучающихся по программе «Юнармия» включает: умение творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие; умение уверенно выполнять строевые приемы на месте, и в движении; выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского коллектива; знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы; знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе; знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК; умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы; знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения; знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи; умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные выводы из ее оценки; знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным; знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим; знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных; высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских; знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными привычками; самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс; Положительными результатами работы педагога по данной программе при подведении итогов можно считать: - сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения; - рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военноприкладных соревнованиях, слетах). Учебно-тематический план Название разделов, тем Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. 1 1 2. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 Модуль 1: Общефизическая подготовка 32 2 30 Тема 1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 4 1 3 Тема 2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. 8 1 7 Тема 3. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. 8 8 Тема 4. Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 12 12 Модуль 2: Строевая подготовка 44 Тема 1. Строевые приемы и упражнения без оружия 30 2 28 Тема 2. Строевые приемы и упражнения с оружием 14 1 13 Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело 33 Тема 1. История развития стрелкового оружия 4 4 Тема 2. Автомат Калашникова (АК) и его модификации. 15 2 13 Тема 3. Пистолет Макарова (ПМ). 9 2 7 Тема 4. Ручные гранаты. 2 1 1 Тема 5. Правила стрельбы из стрелкового оружия. 3 1 2 Модуль 4. Тактическая подготовка 17 Тема 1. Краткий экскурс в историю тактики. 2 2 Тема 2. Тактическое снаряжение бойца. 3 3 Тема 3. Действие подразделений в обороне. 3 3 Тема 4. Действие подразделения при наступлении. 3 3 Тема 5. Методы и способы ведения разведки. 2 2 Тема 6. Решение тактических задач индивидуально и 4 1 3 в группе. Модуль 5. Военно-медицинская подготовка 21 Тема 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 2 1 1 Тема 2. Оказание первой доврачебной помощи. 19 5 14 Итоговое занятие 1 1 Резервное время 1 Итого 158 36 64 Содержание программы 1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки 2. Инструктаж по технике безопасности. Модуль 1. Физическая подготовка Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. Модуль 2. Строевая подготовка Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания АК и ПМ. Автомат Калашникова (АК) и его модификации. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК. Последовательность неполной сборки и разборки АК. Отработка нормативов по сборке-разборке АК. Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. Техника передвижения при огневом контакте с противником. Модуль 4. Тактическая подготовка Краткий экскурс в историю тактики. Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты. Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы. Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами. Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки. Решение тактических задач индивидуально и в группе. Решение ситуационных тактических задач. Способы скрытого перемещения по местности. Модуль 5. Военно-медицинская подготовка Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Итоговое занятие Резервное время № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата проведения планируемая 1 Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. 1 2 Инструктаж по технике безопасности. 1 3 Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. 2 4 Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 1 5 Общефизические упражнения. 2 6 Общефизические упражнения. 2 7 Общефизические упражнения. 2 8 Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. 2 9 История создания АК и ПМ. 1 10 Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить». 2 11 Автомат Калашникова (АК) и его модификации. 1 12 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК. 2 13 Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 1 14 Строевая стойка. Повороты на месте. 2 15 Общефизические упражнения. 2 фактическая 16 Общефизические упражнения. 2 17 Общефизические упражнения. 2 18 Последовательность неполной сборки и разборки АК. 1 19 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 2 20 Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). 1 21 Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. 2 22 Строевой и походный шаг. Повороты в движении. 1 23 Общефизические упражнения. 2 24 Общефизические упражнения. 2 25 Общефизические упражнения. 2 26 Краткий экскурс в историю тактики. 2 27 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1 28 Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. 2 29 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1 30 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. 2 31 Общефизические упражнения. 2 32 Общефизические упражнения. 2 33 Общефизические упражнения. 2 34 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1 35 Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат. 2 36 Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 1 37 Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты. 2 38 Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих 1 39 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1 40 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 2 41 Общефизические упражнения. 2 42 Общефизические упражнения. 2 43 Общефизические упражнения. 2 44 Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. 1 45 Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. 2 46 Действие подразделений в обороне. 1 47 Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях. 2 48 Общефизические упражнения. 2 49 Общефизические упражнения. 2 50 Общефизические упражнения. 2 51 Общефизические упражнения 2 52 Типы инженерных заграждений. Окопы. 1 53 Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние 2 и нижние конечности. 54 Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. 1 55 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 2 56 Общефизические упражнения. 2 57 Общефизические упражнения. 2 58 Общефизические упражнения. 2 59 Общефизические упражнения 2 60 Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. 1 61 Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. 2 62 Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами. 1 63 Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. 2 64 Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки. 1 65 Общефизические упражнения. 2 66 Общефизические упражнения. 2 67 Общефизические упражнения. 2 68 Общефизические упражнения 2 69 Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. 2 70 Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. 1 71 Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач. 2 72 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1 73 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 2 74 Общефизические упражнения. 2 75 Общефизические упражнения. 2 76 Общефизические упражнения. 2 77 Общефизические упражнения 2 78 Общефизические упражнения. 2 79 Общефизические упражнения. 2 80 Общефизические упражнения. 2 81 Общефизические упражнения 2 82 Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. 1 83 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. 2 84 Общефизические упражнения. 2 85 Общефизические упражнения. 2 86 Общефизические упражнения. 2 87 Общефизические упражнения 2 88 Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 1 89 Техника передвижения при огневом контакте с противником. 2 90 Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. 1 91 Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. 2 92 Решение тактических задач индивидуально и в группе. 1 93 Решение ситуационных тактических задач. 2 94 Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1 95 Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 2 96 Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. 1 97 Тренировка в метании гранат на точность и дальность. 2 98 Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. 1 99 Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. 2 100 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1 101 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 2 102 Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 1 103 Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 2 104 Способы скрытого перемещения по местности. 1 105 Итоговое занятие 2 106 Резервное время 1 Методическое обеспечение курса включает следующие методы обучения: А) по источникам знаний - практические (упражнения); - наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся); - словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция); - работа с литературой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование). Б) по типу познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративные (педагог предлагает обучающимся знания в «готовом виде» и организует различными способами восприятие и осмысление этих знаний); - репродуктивные (педагог не только сообщает готовые знания, но и объясняет их, а обучающиеся правильно и многократно их воспроизводят, т. е. повторяют за педагогом); - частично-поисковые (педагог не предлагает обучающимся готовые знания, а организует поиск новых знаний детьми с помощью разнообразных средств, ребята под руководством педагога решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают); - исследовательские (совместная постановка проблемы, самостоятельный поиск ребятами путей решения проблемы, оперативное управление педагогом процессом решения проблемных задач). Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для подростков 14-17 лет темы даются в полном объеме, с многократным повторением приемов, доведением их до автоматизма. Почти все занятия включают в себя репродуктивные методы работы («посмотри и повторяй за мной»), а так же творческие задания, исследовательские методы. Материально-техническое обеспечение программы: - Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся; - Доска грифельная; - Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами; - Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран; - Лицензионное программное обеспечение; - Средства, реализуемые с помощью компьютера: • слайд - лекции по ключевым темам курса; • электронные учебные пособия; - Макеты: массово-габаритные оружия; - Учебные гранаты; - Компас; - Топографические карты; - Аптечка индивидуальная – АИ; - Индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см); - Индивидуальный противохимический пакет - ИПП; - Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные); - Схемы, плакаты, таблицы. Список литературы Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.сост. . – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. , . – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство.