ПАСОРТ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесной патруль» № Элементы ОП УДОД: А Титульный лист: 1 Образовательное учреждение 2 ПРИНЯТО, дата 3 Утверждено, дата 4 Название ОП 5 Срок реализации 6 7 Б 8 ФИО автора, должность Территория, год Пояснительная записка Тип программы МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» Учебно-методический совет, от 27 мая 2021 года 27.05.2021 ««ОСНОВЫ ИГРЫ НА СИНТЕЗАТОРЕ» на курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). Карпова с. Багдарин,2021 год Программа реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно 9 Направленность 10 Актуальность 11 Отличительные стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельности подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. 1.Природоохранная деятельность: Охрана лесов от пожаров (патрулирование). Проведение природоохранных рейдов. 2.Лесохозяйственная деятельность: Прополка посевов. Сбор лесных семян. 3.Эколого-просветительская деятельность: Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов и т.д.). Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание видеофильмов. Проведение экологических игр, викторин, вечеров 4.Учебно-исследовательская деятельность: Теоретические занятия. Проведение опытов. Проведение исследовательских работ. 5.Организационная деятельность: Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества. Слет школьных лесничеств на районном уровне. Актуальность. Актуальность введения программы «школьное лесничество» бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность. Освоение программы «Школьное лесничество» особенности программы 12 Педагогическая целесообразность программы 13 Цель 14 Задачи является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.). В содержание предусмотрены научноисследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего родного края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики. Цель: расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность. Задачи курса: 1. формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности; 2. воспитание бережного отношения к природе; 3. вовлечение учащихся в научно исследовательскую работу; 4. расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии, 5. получение знаний о видовом составе растений и животных своего края, 6. умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства; 7. пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей; 8. помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств; 9. изучение профессий, связанных с работой в 15 Возраст детей 16 Продолжительность занятий 17 Формы занятий 18 Режим занятий лесном хозяйстве. 10-16 лет. 45мин. 6.Природоохранная деятельность: Охрана лесов от пожаров (патрулирование). Проведение природоохранных рейдов. 7.Лесохозяйственная деятельность: Прополка посевов. Сбор лесных семян. 8.Эколого-просветительская деятельность: Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов и т.д.). Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание видеофильмов. Проведение экологических игр, викторин, вечеров 9.Учебно-исследовательская деятельность: Теоретические занятия. Проведение опытов. Проведение исследовательских работ. 10. Организационная деятельность: Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества. Слет школьных лесничеств на районном уровне. Недельная нагрузка – 1 час для каждого из трех курсов обучающихся, 35 недель, итого 35 часов. 1 год обучения для 10-11 лет – 1 час в неделю. 2 год обучения для 12-14 лет – 1 час в неделю. 3 год обучения для 15-16 лет – 1 час в неделю.