Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Принято на педагогическом совете протокол № 6 от «30» августа 2022 г 1; Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Художественной направленности «Моды онёвур» f Направленность ’, художественная Уровень программы: 1 год обучения - стартово-базовый. 2 год обучения - базовый. Возраст учащихся: 8-15 лез Срок реализации: 2 года (360 часов) Автор/разработчик. Должность: педагог дополнительного образование Эрдыниев Виталий Иванович с. Багдарин 2022 г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы: 1.1 Пояснительная записка Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ - 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» 2 • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖ • • • Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Устав МБУ ДО «ЦДО детей и эвенкийских народных ремѐсел» от 22.03.2019, №101 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы МБУ ДО «ЦДО детей детей и эвенкийских народных ремѐсел» от 30.08.2023 г Актуальность программы. Выпиливание и выжигание – один из самых распространѐнных видов декоративноприкладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с I по XI классы. В содержание художественными обучения промыслами, входит ознакомление основами с композиции учащихся и с народными материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки древесины. Обучение включает в себя следующие основные предметы: 1. Рисование. 2. Математика. 3. Геометрия. 4. Физика. 5. История. Вид программы: Модифицированная программа – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины» является модифицированной. Разработанной на основе ДООП «Умелец» Востриков В.И., ДООП «Художественная резьба по дереву» Коньков Я.Ф. 3 Направленность программы «Художественная обработка древесины» — художественная. Адресат программы: обучающиеся 8 – 15 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой и второй ступеней общего образования и характерных особенностей младшего и среднего школьного возраста. Для обучающихся младшего школьного возраста (6-10 лет) учебная деятельность становится значительной частью жизни ребенка, которая формирует основу его личности. Процесс обучения младших школьников неразрывно связан с развитием интеллектуальной сферы. Мышление становится центром сознательной деятельности школьника. «Основным направлением развития мышления в младшем школьном возрасте является переход от конкретно-образного к словеснологическому и рассуждающему мышлению». В начале обучения мышление ребенка обусловлено эгоцентризмом, что обусловлено отсутствием знаний. Со временем эгоцентризм убывает, ребенок открывает для себя окружающий мир и появляется любознательность. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Педагогу необходимо обратить внимание на следующие аспекты: — формирование нравственных качеств личности — знакомство с примерами положительных идеалов. Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа-----семья-----общество-----ребенок. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Срок и объем освоения программы: 1-ый год обучения (стартовый) – 144 часа в год. 2 занятия по 2 часа (40 мин.) в неделю. 2-ой год обучения (стартовый) – 216 часов в год. 3 занятия по 2 часа (45 мин.) в неделю. 4 Формы обучения: Очная, очно-заочная, очно-дистанционная. Уровень освоения программы стартовый. Режим занятия: Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: • 1 год обучения (стартовый уровень) – по 4 часа (по 45 мин) в неделю, занятия два раза в неделю по 2 часа. • 2-ой год обучения – по 6 часов (по 45 мин) в неделю, занятия три раза в неделю по 2 часа. Особенности организации образовательного процесса: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), -фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), - групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень «Художественная обработка древесины», 4 часа в неделю; 144 часа в год. - - - - 1 год обучения «Художественная обработка древесины», 6 часов в неделю, 216 часов в год 2 год обучения Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель программы: формирование мотивации к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой работе с деревом, а также обеспечение развития личности подростка, 5 удовлетворение потребности в практической деятельности в процессе выпиливания и выжигания. Задачи: Раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества. Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта. Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины. Развивать художественный вкус, понимание ритма и объѐма. Освоить навыки обработки древесных материалов ручным инструментом. Пробуждать интерес к выпиливанию и выжиганию, как одному из доступнейших видов художественной обработки древесины, а в целом и к русскому народному творчеству, также и к новым, современным направлениям народного творчества. Ожидаемые результаты: Стартовый уровень - основы композиции: основные принципы Базовый Продвинутый уровень уровень - декоративного оформления плоскости; - основные приѐмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; - технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; Знать - способы экономного расходования материалов, электроэнергии, - бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; - правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. 6 Стартовый уровень Базовый Продвинутый уровень уровень - затачивать и править необходимый инструмент - для резьбы; - выполнять простейшие расчѐты размера изделия; - выполнять элементы и мотивы орнаментов в Уметь технике выжигания, различных видов резьбы; - проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их; - бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами. Проявлять Владеть - Творчество при изготовлении изделия в практическом задании, - уважение к другим обучающимся, - Инициативу в работе группы, подгруппы, - Терпение, самообладание в работе, - Самостоятельность. практическими навыкам выпиливания и выжигания по дереву, уметь создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. владеть инструментом для выпиливания по дереву; - владеть техническими приемами выпиливания и выжигания; 1.3. Содержание программы «Художественная обработка древесины» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Учебно-тематический план 1-го года обучения 7 № Кол-во часов Название тем Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 1 1 2 2 Выжигание. 2 22 24 2.1 Выжигание, выполнение задания по образцу 1 2 3 2.2 Прибор для выжигания. Организация рабочего 1 1 1 2 2 2 места 2.3 Выбор древесины материалов с учѐтом 1 особенностей рисунка 2.4 Подготовка основы для выжигания при работе по образцу 2.5 Подготовка и перевод рисунка на основу 4 4 2.6 Выжигание элементов рисунка 10 10 2.7 Приѐмы покрытия готового изделия лаками 2 2 3 Выпиливание лобзиком 2 10 12 3.1 Выпиливание лобзиком (материалы, 1 1 2 1 1 2 инструменты, приспособления) 3.2 Ознакомление с породами и древесными материалами 3.3 Подготовка основы из древесных материалов - 2 2 3.4 Работа над объектом по образцу - 6 6 4 Выпиливание по внутреннему контуру. 2 6 8 4.1 Выпиливание по внутреннему контуру 1 1 2 4.2 Приѐмы выпиливания по внутреннему контуру 1 4.3 Работа над объектом по образцу - 1 1 4.4 Подготовка основы для выпиливания - 1 1 4.5 Перевод рисунка на основу 1 1 4.6 Исполнение работы по внутреннему - 2 2 6 16 22 1 выпиливанию лобзиком 5 Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 5.1 Комплексная работа по выпиливанию и 1 1 8 выжиганию 5.2 Скрепление и соединение изделий из древесных 1 1 2 материалов 5.3 Клеи при склеивании древесины 1 1 2 5.4 Инструменты и приспособления, применяемые при 1 1 2 сборке и склеивании древесины 5.5 Чертежи изделия и отдельных его деталей 1 5.6 Выполнение задания по образцу - 2 2 5.7 Выполнение задания по образцу с исполнением - 4 4 1 1 2 1 чертежей изделий 5.8 Подготовка рисунка для выжигания и выпиливания 5.9 Исполнение изделия в материале - 6 6 6 Создание изделия из деталей, выпиленных 6 28 34 1 1 2 1 2 3 лобзиком, с выжиганием рисунка 6.1 Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) 6.2 Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалов, назначением 6.3 Приѐмы росписи элементов выжженного рисунка 1 1 2 6.4 Работа над эскизом творческого изделия 2 2 4 6.5 Создание чертежей и рисунков для выжигания на 1 2 3 изделии 6.6 Изготовление деталей - 8 8 6.7 Сборка изделия на клей - 2 2 6.8 Шлифование - 1 1 6.9 Перевод рисунка - 2 2 6.10 Выжигание элементов рисунка - 4 4 6.11 Роспись готового изделия - 2 2 6.12 Покрытие готового изделия лаком - 1 1 16 24 40 7 Изготовление предметов на произвольную 9 тему 7.1 Изготовление предметов на произвольную тему 1 1 2 2 - 2 (коллективная творческая работа) 7.2 Посещение выставок декоративно-прикладного искусства 7.3 Просмотр медиаматериалов 2 - 2 7.4 Встречи с мастерами декоративно-прикладного 2 - 2 искусства 7.5 Просмотр и анализ работ кружковцев 2 - 2 7.6 Выбор тематики работы 1 1 2 7.7 Общественно полезная направленность изделий 1 1 2 7.8 Коллективное обсуждение тематики творческих 1 1 2 - 16 16 7.10 Контроль качества изготовления изделия 1 1 2 7.11 Просмотр работ 1 1 2 7.12 Подведение итогов работы кружка за год 2 - 2 7.13 Оформление итоговой выставки - 2 2 Заключительное занятие 1 1 2 35 109 144 работ 7.9 8 Выполнение работы в материале Всего 1. Вводное занятие – 2 часа. Теория: Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления. Распределение рабочих мест. 2. Выжигание – 24 часа. - Выжигание, выполнение задания по образцу – 3 часа - Прибор для выжигания. Организация рабочего места – 1 час - Выбор древесины материалов с учѐтом особенностей рисунка – 2 ч - Подготовка основы для выжигания при работе по образцу – 2 ч - Подготовка и перевод рисунка на основу – 4 ч. - Выжигание элементов рисунка - 10 ч 10 - Приѐмы покрытия готового изделия лаками – 2 ч Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками 3. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления)-12 часов. - Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) – 2 ч - Ознакомление с породами и древесными материалами – 2 ч - Подготовка основы из древесных материалов – 2 ч - Работа над объектом по образцу – 6 ч Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный стол ик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы из древесных материалов:фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру). 4. Выпиливание по внутреннему контуру – 8 часов. - Выпиливание по внутреннему контуру – 2 ч - Приѐмы выпиливания по внутреннему контуру – 1 ч - Работа над объектом по образцу – 1 ч - Подготовка основы для выпиливания – 1ч - Перевод рисунка на основу – 1 ч - Исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком – 2 ч Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Применение ручного лобзика и их конструкции. Типы выпиловочных столиков. Конструкции пилок для лобзика, способы крепления, причины поломок пилок. Приѐмы перевода рисунка. Выпиливание деталей по внешнему и внутреннему контуру. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Работа над объектом по образцу: подготовка основыдля выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком. 5. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 22 часа. - Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 1 ч - Скрепление и соединение изделий из древесных материалов – 2 ч - Клеи при склеивании древесины – 2 ч - Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины – 2 ч - Чертежи изделия и отдельных его деталей – 1 ч - Выполнение задания по образцу – 2 ч 11 - Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий – 4 ч - Подготовка рисунка для выжигания и выпиливания – 2 ч - Исполнение изделия в материале – 6 ч Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объектами для этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и др.). 6. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) – 34 часа. - Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) – 2 ч - Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалов, назначением – 3 ч - Приѐмы росписи элементов выжженного рисунка – 2 ч - Работа над эскизом творческого изделия – 4 ч - Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии – 3 ч - Изготовление деталей – 8 ч - Сборка изделия на клей – 2 ч - Шлифование – 1 ч - Перевод рисунка – 2 ч - Выжигание элементов рисунка – 4 ч - Роспись готового изделия – 2 ч - Покрытие готового изделия лаком – 1ч Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии. Изготовление деталей, сборка изделия на клей. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. 7. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) – 40 часов. - Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) – 2 ч - Посещение выставок декоративно-прикладного искусства – 2 ч - Просмотр медиаматериалов – 2 ч 12 - Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства – 2 ч - Просмотр и анализ работ кружковцев – 2ч - Выбор тематики работы – 2 ч - Общественно полезная направленность изделий – 2 ч - Коллективное обсуждение тематики творческих работ – 2 ч - Выполнение работы в материале – 16 ч - Контроль качества изготовления изделия – 2 ч - Просмотр работ – 2 ч - Подведение итогов работы кружка за год – 2 ч - Оформление итоговой выставки – 2 ч Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно- прикладного искусства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ. 8. Заключительное занятие – 2 часа. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение кружковцев. Стартовый уровень (2 год обучения) Учебно-тематический план 2-го года обучения № Кол-во часов Название тем Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 1 1 2 2 Выжигание. 4 26 30 2.1 Выжигание. Технология выжигания. 2 2 4 2.2 Отделка готового изделия лакокрасочными 1 2 3 2.3 Подготовка основы для выжигания при работе - 2 2 материалами по образцу 13 2.4 Подготовка и перевод рисунка на основу 1 2 3 2.5 Выжигание элементов рисунка - 16 16 2.6 Приѐмы покрытия готового изделия лаками - 2 2 3 Выпиливание лобзиком 3 21 24 3.1 Выпиливание лобзиком. Декоративные 1 2 3 особенности древесины. 3.2 Подготовка основы для выпиливания - 2 2 3.3 Подготовка и перевод рисунка на основу 1 2 3 3.4 Практическая работа. Изготовление изделий 1 15 16 по заданию. 4 Выпиливание по внутреннему контуру. 2 18 20 4.1 Выпиливание по внутреннему контуру. 1 2 3 1 2 3 Приѐмы работы. 4.2 Инструменты для создания отверстий при выпиливании 4.3 Подготовка основы для выпиливания - 2 2 4.4 Перевод рисунка на основу - 2 2 4.5 Исполнение работы по внутреннему - 10 10 8 32 40 1 1 2 1 2 3 выпиливанию лобзиком 5 Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 5.1 Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 5.2 Скрепление и соединение изделий из древесных материалов 5.3 Клеи при склеивании древесины 1 1 2 5.4 Инструменты и приспособления, применяемые 1 1 2 для сборки и склеивания 5.5 Чертежи изделия и отдельных его деталей 1 2 3 5.6 Исполнение изделия в материале - 2 2 5.7 Подготовка материалов 1 1 2 5.8 Сборка и склеивание древесины 1 2 3 5.9 Подготовка основы для выпиливания - 1 1 5.10 Перевод рисунка на основу - 2 2 5.11 Исполнение работы по выпиливанию - 6 6 14 5.12 Подготовка основы для выжигания - 2 2 5.13 Подготовка и перевод рисунка на основу - 2 2 5.14 Выжигание элементов рисунка - 6 6 5.15 Оценка качества изделия 1 1 2 10 38 48 1 2 3 2 2 4 1 1 2 6 Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка 6.1 Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) 6.2 Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалов, назначением 6.3 Приѐмы росписи элементов выжженного рисунка 6.4 Работа над эскизом творческого изделия 2 2 4 6.5 Создание чертежей и рисунков для выжигания 1 2 3 на изделии 6.6 Подготовка материалов - 2 2 6.7 Изготовление деталей - 6 6 6.8 Исполнение работы по выпиливанию - 4 4 6.9 Сборка изделия на клей 1 2 3 6.10 Шлифование 1 1 2 6.11 Перевод рисунка на основу - 2 2 6.12 Выжигание элементов рисунка - 6 6 6.13 Роспись изделия - 3 3 6.14 Покрытие готового изделия лаком - 2 2 6.15 Оценка качества готового изделия 1 1 2 10 40 50 1 1 2 7 Изготовление предметов на произвольную тему 7.1 Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) 7.2 Выбор тематики работы 1 1 2 7.3 Выполнение работы в материале - 2 2 7.4 Работа над эскизом творческого изделия 1 2 2 7.5 Создание чертежей и рисунков 1 1 2 15 7.6 Подбор материалов 1 1 2 7.7 Подготовка основы для выпиливания 1 1 2 7.8 Подготовка и перевод рисунка на основу 1 1 2 7.9 Исполнение работы по выпиливанию - 12 12 7.10 Сборка изделия на клею - 2 2 7.11 Шлифование изделия - 2 2 7.12 Подготовка основы для выжигания - 2 2 7.13 Перевод рисунка на основу - 2 2 7.14 Выжигание элементов рисунка - 6 6 7.15 Роспись изделия - 2 2 7.16 Оценка качества изделий 1 1 2 7.17 Просмотр работ 1 - 1 7.18 Оформление итоговой выставки 1 1 2 Заключительное занятие 1 1 2 39 177 216 8 Всег 38 о 1. Вводное занятие – 2 часа. Программа, содержание работы и задачи кружка на 2-ой год обучения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. 2. Выжигание – 30 часов. - Выжигание. Технология выжигания – 4 ч - Отделка готового изделия лакокрасочными материалами – 3 ч - Подготовка основы для выжигания при работе по образцу – 2 ч - Подготовка и перевод рисунка на основу – 3 ч - Выжигание элементов рисунка – 16 ч - Приѐмы покрытия готового изделия лаками – 2 ч Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании. Отделка изделий после выжигания. Практические занятия. Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу. 16 Выжигание элементов рисунка электровыжигателем. 3. Выпиливание лобзиком – 24 часа. - Выпиливание лобзиком. Декоративные особенности древесины – 3 ч - Подготовка основы для выпиливания – 2 ч - Подготовка и перевод рисунка на основу – 3 ч - Практическая работа. Изготовление изделий по заданию – 16 ч Ознакомление с породами и древесными материалами. Организация рабочего места при выпиливании. Положение корпуса и рук при выпиливании. Подготовка основы для выпиливания. Наложение копировальной бумаги на основу для выпиливания. Приѐмы перевода рисунка. Практические занятия. Планирование работы по изготовлению изделия. Подготовка основы из древесины для выпиливания. Перевод рисунка наоснову. Изготовление изделия по заданию. 4. Выпиливание по внутреннему контуру – 20 часов. - Выпиливание по внутреннему контуру. Приѐмы работы – 3 ч - Инструменты для создания отверстий при выпиливании – 3 ч - Подготовка основы для выпиливания – 2 ч - Перевод рисунка на основу – 2 ч - Исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком – 10 ч Приемы выпиливания. Инструменты для создания отверстий. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннемуконтуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Практические занятия. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. Сверление отверстий. Работы по выпиливанию прямыхлиний и криволинейных поверхностей. 5. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 40 часов. - Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 2 ч - Скрепление и соединение изделий из древесных материалов – 3 ч - Клеи при склеивании древесины – 2 ч - Инструменты и приспособления, применяемые для сборки и склеивания – 2 ч - Чертежи изделия и отдельных его деталей – 3 ч - Исполнение изделия в материале – 2 ч - Подготовка материалов – 2 ч - Сборка и склеивание древесины – 3 ч - Подготовка основы для выпиливания – 1 ч 17 - Перевод рисунка на основу – 2 ч - Исполнение работы по выпиливанию – 6 ч - Подготовка основы для выжигания – 2 ч - Подготовка и перевод рисунка на основу – 2 ч - Выжигание элементов рисунка – 6 ч - Оценка качества изделия – 2 ч История народного декоративно-прикладного искусства в России. Закономерности процесса развития искусства на примере формообразования мебели. Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перенос чертежа или технического рисунка на основу. Выпиливание внутренних поверхностей. Выпиливание наружных поверхностей. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Соединение деталей из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Окончательная отделка изделия. Практические занятия. Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перевод рисунка на основу по выпиливанию и выжиганию. Выпиливание внутреннего и наружного контура изделия. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Сборка изделия на клей. Отделка изделия после сборки. 6. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, свыжиганием рисунка – 48 часов. - Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, выжиганием рисунка (творческая работа) – 3 ч - Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалов, назначением – 4 ч - Приѐмы росписи элементов выжженного рисунка – 2 ч - Работа над эскизом творческого изделия – 4 ч - Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии – 3 ч - Подготовка материалов – 2 ч - Изготовление деталей – 6 ч - Исполнение работы по выпиливанию – 4 ч - Сборка изделия на клей – 3 ч - Шлифование – 2 ч - Перевод рисунка на основу – 2 ч - Выжигание элементов рисунка – 6 ч - Роспись изделия – 3 ч 18 - Покрытие готового изделия лаком – 2 ч - Оценка качества готового изделия – 2 ч Подготовка основы для изделия. Перевод чертежа или рисунка на основу. Создание отверстий в основе изделия для выпиливания внутренних поверхностей. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Выпиливание и выжигание по рисунку. Создание орнаментов. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. Сборка изделия. Отделка изделия шлифовочной шкуркой и лакирование изделия. Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы для изделия. Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания. Шлифование, перевод рисунка. Работа на сверлильном станке, Выпиливание и выжигание рисунка.Отделка изделия. 7. Изготовление предметов на произвольную тему – 50 часов. - Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) – 2 ч - Выбор тематики работы – 2 ч - Выполнение работы в материале – 2 ч - Работа над эскизом творческого изделия – 2 ч - Создание чертежей и рисунков – 2 ч - Подбор материалов – 2 ч - Подготовка основы для выпиливания – 2 ч - Подготовка и перевод рисунка на основу – 2 ч - Исполнение работы по выпиливанию – 12 ч - Сборка изделия на клей – 2 ч - Шлифование изделия - 2 ч - Подготовка основы для выжигания – 2 ч - Перевод рисунка на основу – 2 ч - Выжигание элементов рисунка – 6 ч - Роспись изделия – 2 ч - Оценка качества изделий – 2 ч - Просмотр работ – 1 ч - Оформление итоговой выставки – 2 ч Выбор тематики работы. Просмотр и обсуждение чертежей и рисунковдля изготовления изделий. Просмотр и анализ лучших работ учащихся, изготовленных выпиливанием и выжиганием. Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия. Обсуждение лучших разработок, внесение коррективов. Изготовление изделия по выбранному чертежу. 19 Практические занятия. Разработка чертежа или рисунка (рамка для фотографии, разделочная доска, картина, посуда, подставка под календарь ит.д.). Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Организация выставки лучших работ учащихся. 8. Заключительное занятие – 2 часа. Подведение итогов работы кружка за год. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года для групп второго года обучения – 02 сентября. Для групп первого года обучения с 10 сентября Окончание учебного года 30 мая Продолжительность учебного года – 36 недель. В каникулярное время проводиться занятия. Таблица 2.1.1. Учебное время Количество учебных недель 02.09. - 31.12. 16 недель 09.01. - 30.05. 20 недель Всего 36 недель 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не Материально-техническое менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна обеспечение быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть 20 Аспекты Характеристика левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. Помещение для занятий - учебная мастерская 2. Классная мебель - столы, столы - верстака, стулья 3. Ручные лобзики 4. Пилки для лобзиков 5. Настольно-сверлильный станок 6. Ручная дрель 7. Станок фуговально-пильный школьный 8. Набор столярного инструмента 9. Набор слесарного инструмента 10. Художественные кисти 11. Образцы лучших работ учащихся в качестве наглядного результата деятельностиобъединения. 12. Комплект плакатов по обработке конструкционных материалов 13. Комплект плакатов по технике безопасности 14. Комплект чертежей изделий по декоративноприкладному искусству. 15. Электровыжигатели 16. Электророзетки 17. Рабочие столы, стулья; -аудио,- видео,- фото, Информационное обеспечение Интернет- ресурсы: «Как научиться резьбе по дереву» https://sheba.spb.ru/shkola/trud-rezba21 Аспекты Характеристика 1958.htm?ysclid=lttsu1xqga945140065, «Журналы и книги «Татьянка» в электронном формате» https://tatianka.ru/catalog/knigi_i_zhurnaly_o_rezbe_tatyank a/zhurnaly_i_knigi_tatyanka_v_elektronnom_formate/?yclid =17149131725275135999 Наличие журналов, книг, презентации по художественной обработке древесины, образцы готовых изделий (резное панно, подставки под цветы, журнальные столики) Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования 2.2.Формы аттестации Формами аттестации являются: Зачет Соревнования Конкурс Выставка 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого См. приложение 1, 2 потенциала учащихся Уровень развития социального опыта См. приложение 3 учащихся « Применение здоровьесберегающих технологий на Уровень сохранения и укрепления занятиях в учреждении дополнительного здоровья учащихся образования станции юных техников» Манвелян И.Л. Уровень теоретической подготовки См. приложения 3. учащихся 22 Показатели качества реализации Методики ДООП Тест педагога дополнительного образования Новоселковской ОШ Костюшин С.А. Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой предоставляемыми образовательными образовательного учреждения (методика услугами Е.Н.Степановой) 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Исследовательский Игровой Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Беседа Диспут Игра Презентация Мастер-класс Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология дистанционного обучения 23 Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 2.6. Список литературы 1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988. 2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981. 3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986. 4. Манжулин А.В., Сафронов М.В., Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001. 5. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993. 6. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993. 7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992. 8. Алфѐров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000. 9. Савиных В.П. Всѐ о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000. 10. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000. 11. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001. 12. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985. 13. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989. 14. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989. Библиографический список для воспитанников: 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. 2. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 24 3. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 4. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 5. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 6. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998. 7. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 8. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 9. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клѐн, 1993. 10. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клѐн, 1993. Приложения. Приложение 1 Методика диагностики структуры учебной мотивации. Цель методики– выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов. Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями учащихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 8-летнего возраста. Содержание тест-опросника Инструкция. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно – (+ +); пожалуй, верно – (+); пожалуй, неверно – (–); неверно – (– –). Благодарим за участие в опросе. 1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. 3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. 25 4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель). 5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным. 6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. 8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. 9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя). 11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). 12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. 13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. 14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше. 15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. 16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. 18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. 20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана). Обработка результатов Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ: Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 26 Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета. Приложение 2 Методика определения отношения к занятиям. (О.А. Жданова) Методика представляет возможность оценить мотивацию образовательной деятельности обучающегося. Тип Отношение к занятиям В И Н отношения к занятиям А 1. На занятии бывает интересно. 2. Нравится педагог. 3. Нравится, когда хвалят Б 4. Родители заставляют заниматься. 5. Занимаюсь, так как это мой долг. 6. Занятие полезно для жизни В 7. Узнаю много нового. 8. Занятия заставляют много думать. 9. Получаю удовольствие, работая на занятии Г 10. На занятии мне нелегко дается. 11. С нетерпением жду занятий. 12. Стремлюсь узнать больше, чем требуют на занятии Варианты ответов: В - всегда (оцениваются 2 баллами); И - иногда (оцениваются в 1 балл); Н - никогда (оцениваются в 0 баллов). Методика обработки результатов анкеты, определяющих отношение к занятиям, рассчитывается путем вычисления среднего балла по каждой группе: А - ситуативный интерес; 27 Б - занятия по необходимости; В - интерес к предмету; Г - повышенный познавательный интерес. Для расчета необходимо оценить ответы учащихся: количество указанных в примечании под цифрой 1 баллов следует сложить и полученную сумму проставить в числителе. Если сумма в числителе достигнет 20 или более, то в знаменателе будет указан тип отношения к занятиям. Приложение 3 Методика комплексной экспертной оценки «Анализ результатов дополнительного образования» (И.Ю. Гемпель) Методика включает в себя комплексную оценку показателей результативности образовательной программы по следующим параметрам: Знания, умения, навыки (ЗУН). Мотивация к занятиям. Социальная активность. Творческая активность. Самостоятельная работа. Достижения. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по пяти уровням. Оценка каждого из уровней проводится методом экспертной оценки. 1. Показатель «ЗУН»: 1. Ознакомительный уровень. 2. Начальный уровень. 3. Владение основами ЗУН. 4. Владение специальными ЗУН. 5. Уровень совершенствования. 2. Показатель «Мотивация к занятиям»: Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная. Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет. 3. Показатель «Социальная активность»: Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен. Отказывается от участия в трудовых делах. 28 Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен. Неохотно участвует в трудовых делах. Инициативу не проявляет. Проявление стремления помочь, но редко. Забота о другом человеке часто на словах. Нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива. Выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого. Проявление стремления помочь, но не всегда. Добросовестно выполняет разовые трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда. Умение уважать интересы и достоинство других людей, выслушивать, быть вежливым, скромным, оказывать инициативно посильную помощь окружающим, принимать активное участие в общественных трудовых делах. 4. Показатель «Творческая активность»: Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Производит действия только по инструкции педагога. Нет навыков самостоятельного решения проблем. Нет своих идей. Слабый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень редко. При решении проблем очень часто прибегает к помощи педагога. Редко появляются интересные идеи и очень редко доводятся до конца. Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет редко. При решении проблем в большинстве случаев прибегает к помощи педагога. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в большинстве случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на свои и коллективные успехи. Иногда при решении проблем просит помощи у педагога. Придумывает интересные идеи, но не всегда может оценить их и выполнить. Большой интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей 5. Показатель «Самостоятельная работа обучающегося»: Ребенок работает самостоятельно, проявляя творческую активность, отлично справляется с заданием, работу выполняет добросовестно, аккуратно. Ребенок работает самостоятельно, проявляя творческую активность, выполняет задания с небольшими ошибками, не достаточно аккуратно. Ребенок выполняет задания с небольшими ошибками, пр являя элементы творчества, обращается к помощи педагог недостаточно внимателен. Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к помощи педагога. Не справляется с заданием. 6.Показатель «Достижения»: 29 Не участвует в делах объединения. Пассивное участие в делах объединения. Активное участие в делах объединения. Активное участие в делах объединения. Результаты н уровне района. Результаты на уровне области, России. Значительные результаты на уровне района. По итогам диагностического контроля заполняются диагностические карты с указанием уровней для каждого обучающегося по перечисленным показателям. 30