Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Принято на педагогическом совете протокол № 6 от «30» августа 2022 г Утверждаю и.о. директора МБУДО «Центр ДО детей и эвенкийских : родных-ремесел» А.Д. Варакина «30» августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Художественной направленности «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» Направленность', художественная Уровень программы: 1 год обучения - стартовый 2 и 3 год обучения - базовый. Возраст учащихся-. 6-11 лет Срок реализации'. 3 года (576 часов) А втор/р азработ ч ик: Должность: педагог дополнительного образования Первой квалификационной категории Юндунова Наталья Викторовна с. Багдарин 2022 г. Внутренняя рецензия от: 1.Филипповой Светланы Васильевны – педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, почетного работника Просвещения РФ. Программа реализуется в МБУ ДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел» с 2015 года Программа разработана в 2015 году, переработана и дополнена в 2022 г. Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования ......................................................3 1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3 Основные характеристики программы:.......................................................................................3 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ...............................................................................6 1.3. Содержание программы .....................................................................................................9 Комплекс организационно - педагогических условий .........................................................24 2.1. Календарный учебный график ........................................................................................24 2.2. Условия реализации программы .........................................................................................24 2.3. Формы аттестации ................................................................................................................25 2.4. Оценочные материалы .....................................................................................................26 2.5. Методические материалы ................................................................................................26 2.6. Список литературы ...........................................................................................................28 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Основные характеристики программы: Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Юный художник (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.07. 2022 г). Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Вступил в силу - 1 января 2021 года Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с 3 применением дистанционных образовательных технологий» Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2022 г. Устава и локальных актов Учреждения. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Ценность произведения изобразительного искусства заключается в его психологической значимости для зрителя. Через картину, через выразительные средства изобразительного языка художник передает ребенку свои знания и способы передачи пластичности образа, его динамики, эмоционального выражения. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, умение переживать смысл произведений изобразительного искусства, тем ярче будет он сам, его внутренний мир и продукты его творчества. Через искусство мы сможем воспитать в ребенке позитивно-настроенную к проявлениям окружающего мира личность. Отличительные существующих в программа особенности образовательной программы от уже области изобразительного искусства заключается в том, что ориентирована дополнительного данной на материала применение по широкого комплекса изобразительному различного искусству. 4 Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: - занятия в свободное время; - обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); - детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная, она направлена на развитие творческого потенциала детей, их воображения и мышления, раскрытие их индивидуальности и креативности. Адресат программы: Программа ориентирована на младших и средних школьников, возрастом от 6 до 11 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития. Срок и объем освоения программы: программа разработана 4 года, 288 педагогических часов, из них: Стартовый уровень - 1 год обучения, 144 педагогических часа. Базовый уровень – 2,3 года обучения, 216 педагогических часа. Формы обучения: Очная, очно-заочная, очно-дистанционная. Очная форма обучения — это форма обучения, которая предполагает обязательное посещение учебных занятий, которые проводятся по расписанию учреждения. Очно-заочная форма обучения — это когда обучающийся числиться в объединении, но имеет право ходить туда не каждый день. У него, так скажем, свободное посещение. Форму обучения предусматривает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17). Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс в объединении представляет собой специально организованную деятельность педагога и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Для этого формируются одновозрастные и разновозрастные группы. 5 Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития. Разновозрастная группа позволяет ребенку осуществить важные социальные пробы, попробовать себя в роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., а также приобрести опыт социального поведения. Режим занятий: Стартово-базовый Год обучения уровень 4 часа в неделю; 1 год обучения 144 часа в год. 2 год обучения - 3 год обучения - 1.2. Базовый уровень 6 часов в неделю; 216 часов в год. 6 часов в неделю; 216 часов в год. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель программы является приобщение детей через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное самоопределение. Задачи: Обучающие: - освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); - создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; Развивающие: - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; Воспитательные - воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; 6 - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Ожидаемые результаты: Стартовый уровень Базовый уровень - передавать на бумаге форму и объем предметов, названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); настроение в работе; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, элементарные получения новых цветов эскиз, - дальний понимать, что план, сюжет; такое линейная путем смешения основных перспектива, главное, второстепенное, цветов (красный и синий композиционный смеси - передавать геометрическую основу фиолетовый; синий и желтый формы предметов, их соотношения в — зеленый и т. д.); пространстве и в соответствии с этим – цвета Знать правила дают в деятельности художника (что центр; изменения размеров; может изобразить художник - — предметы, людей, события; оформительские работы на заданные с помощью каких материалов темы; изображает - проявлять интерес к обсуждению бумага, художник холст, — картон, выполнять выставок декоративные собственных и работ. карандаш, кисть, краски и - эмоционально откликаться на красоту пр.). времен года, жизни, видеть явления красоту окружающей людей, их поступков. - слушать собеседника и высказывать 7 Стартовый уровень Базовый уровень свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; понимать - необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе. свободно работать карандашом — - владеть гуашевыми, без акварельными красками, графическим напряжения проводить линии материалом, использовать подручный в нужных направлениях, не материал; вращая при этом лист бумаги; Ученик способен проявлять следующие передавать в рисунке форму, общее положение, отношения: пространственное основной - проявлять интерес к первым цвет творческим успехам товарищей; простых предметов; правильно работать акварельными разводить - творчески откликаться на события красками и окружающей жизни; —- нужную на практике законы смешивать цветоведения, правила рисунка, живописи краски, ровно закрывать ими и Уметь применять поверхность композиции, и уметь (не передать гармоничное сочетание цветов, выходя за пределы очертаний тональные этой поверхности); чувствовать и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и устно описать изображенные грамотно изображать их на бумаге; на картине или иллюстрации - передать в работе не только настроение, предметы, явления (человек, но и собственное отношение дом, животное, машина, время изображаемому к объекту; года, время дня, погода и т. - передавать в рисунке, живописи и д.), действия (идут, сидят, сюжетных разговаривают и т. выразить свое отношение; выполнять простые композиции сюжеты. работах объем и д.); пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; по - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной 8 Стартовый уровень Базовый уровень перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать решение наилучшее композиционное эскизах, самостоятельно в выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. 1.3. Содержание программы Юный Художник Стартовый (1 год обучения) Базовый (2,3,4 год обучения) Учебный план № Тема Вводное занятие 1 2 Количество часов Животный мир Всего Теория Практика 4 2 2 20 2 6 3 Растительный мир 20 2 6 4 Подводный мир 20 3 15 5 Мое творчество 20 2 6 6 Человек-дитя природы 18 1 5 7 Знакомство с народными 20 6 32 Тематическое рисование 22 4 42 итого 144 22 122 промыслами 8 Содержание первого года обучения Раздел 1. Введение. (4 часа) 1.1 Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу. 9 Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т. Практика. Рассказ с элементами беседы. 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Теория. Беседа, наблюдение. Инструменты, необходимые для работы кружка. Инструкции по ТБ. Практика. Рисование на свободную тему Раздел 2. Животный мир (20 часов) Теория. Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников Практика. 2.1 Рисование осеннего пейзажа. 2.2 Рисование собачки. Рисование кошечки Теория. Рассмотреть репродукции, фотографии кошек и собак. Обратить внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Учить рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение. Практика. 2.3 Рисование лисички 2.4 Рисование медведя 2.5 Рисование белки 2.6 Рисование зайчика Теория. Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания Практика. 2.7 Рисование уточки, гуся 2.8 Рисование петуха, курочки Теория. Рассмотреть иллюстрации домашних птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать домашних птиц разными способами, передавать среду обитания. Практика. 2.9 Рисование синички 2.10 Рисование павлина 10 Теория. Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками. Раздел 3 Растительный мир (20 часов) Практика. 3.1 Рисование зимних деревьев 3.2 Рисование елочки 3.3 Рисование простейшего пейзажа 3.4 Рисование ветки сирени 3.5 Рисование букета полевых цветов 3.6 Цветок в горшке 3.7 Рисование яблони 3.8 Рисование осеннего листа 3.9 Рисование вербы 3.10 Рисование пейзажа «У ручья » Теория. Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками Практика. 3.4 Рисование новогодней открытки. Теория. Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). Раздел 4 Подводный мир (20 часов) Практика. 4.1 Рисование аквариумных рыб Теория. Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звѐзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками Практика. 4.2 Рисование медуз 4.3 Рисование дельфина. 11 4.4 Рисование акулы. 4.5Рисование морского конька 4.6 Рисование черепашки 4.7 Золотая рыбка 4.8 Морское Чудо 4.9 Морское дно 4. 10 Подводное царство (рисование, вырезание, аппликация – коллективная работа) Теория. Учить вырезать морских обитателей и создавать коллективную работу, наклеивая их на общую работу, учитывая законы композиции на практике. Раздел 5 Мое творчество (20часов) Практика. 5.1 Подарок для мамы (корзинка из теста). Теория. Учить ребят заготавливать солѐное тесто для лепки подарка маме; лепить корзину с фруктами из теста и потом расписывать их красками и покрывать лаком. Учить оформлять вылепленное изделие в рамочку. Практика. 5.2 Рисование цветов (тюльпаны, подснежники). 5.3 Рисование цветов лилии, Теория. Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. Практика. 5.4 Пуантулизм Теория. Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками. Практика. 5.5 Цветочная поляна. Пуантулизм 5.6 Настенное панно «Солнышко» 5.7 Настенное панно «Сова» 5.8 Аппликация из природных материалов «Родные просторы» 5.9 Аппликация из мешковины «Кот» 5.10 Аппликация из мешковины «Филин» Раздел 6 Человек – дитя природы (18 часов) Практика. 12 6.1 Рисование портрета Теория. Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем. Практика. 6.2 Рисование музыкальных инструментов. (балалайка, гитара, баян) Теория. Рассмотреть иллюстрации музыкальных инструментов, их конструкцию. Учить рисовать музыкальные инструменты, передавать их форму Практика. 6.3 Рисование фигуры человека 6.4 Рисование играющих детей 6.5 Рисование клоуна 6.6 Рисование друга 6.7 Портрет мамы, папы, дедушки , бабушки 6.8 Любимый сказочный герой 6.9 Я в будущем Теория. Учить рисовать людей, соблюдая элементарные пропорции фигуры человека; передавать в своѐм рисунке радостную атмосферу. Раздел 7 Знакомство с народными промыслами (20 часов) Практика. 7.1 Лепка дымковского индюка 7.2 Роспись дымковского индюка 7.3 Гжель. Чайник 7.4Жестовкая роспись 7.5 Палехская роспись 7.6 Русская матрешка 7.7 Тульский пряник 7.8 Хохломская роспись 7.9 Абашевская игрушка 7.10 Городецкая роспись Теория. Рассмотреть дымковские игрушки, обратить внимание на их характерные особенности. Учить лепить дымковскую игрушку и покрывать ее водоэмульсионной краской и расписывать гуашью, соблюдая цветовую гамму и элементы росписи. Раздел 8 Тематическое рисование (22 часа) Выбор тем определяют сами учащиеся. 13 Практика. 9.1 Рисование на свободную тему в графике. 9.2 Рисование на свободную тему. Завершение 9.3 Рисование на свободную тему в цвете 9.4 «Нарисуй свой мир» 9.5 «Моя профессия» 9.6 «Парк развлечений» 9.7 «Салют» или «Город огней» 9.8 «Город будущего» 9.9 «Космос» 9.10 «Моя малая Родина» 9.11 Итоговое занятие. Оформление выставки Учебно-тематический план. 2-ой год обучения. № Раздел. Тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 4 2 2 2 Знакомство с историей 8 4 4 20 4 16 30 4 26 10 2 русского и зарубежного изобразительного искусства. 3 Цветоведение. Живопись – искусство цвета. 4 Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 5 Основы композиции. 8 Взаимосвязь элементов в произведении. 6 Орнамент. Стилизация. 16 1 14 7 Основы декоративно- 40 4 36 прикладного искусства. Приобщение к истокам 14 8 Жанры изобразительного 50 6 44 Тематическое рисование 38 1 38 итого 216 28 188 искусства: Пейзаж, портрет, натюрморт. 9 Содержание второго года обучения Раздел 1. Введение. 4ч Вводное занятие. ТБ. Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы. Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник» на новы учебный год, содержание и порядок работы. Проведение инструктажа по О.Т. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Рисование на свободную тему Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. 1.2 Инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Теория. Проведение инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка. Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему. Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш. Повторение пройденного материала за прошлый год. Раздел 2. Знакомство с историей русского и зарубежного изобразительного искусства. 8ч Теория. 2.1. Выдающиеся отечественные художники прошлого и современности : А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев и др. Практика. 2.2 Превратить пятно в изображение. «Изображать можно пятном» 2.3 Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. 2.4 Лепка из пластилина «Изображать можно в объѐме Раздел 3. Цветоведение. Живопись искусство цвета. 20ч Практика. 3.1. Первичные цвета. Цветовая гамма 3.2. Изображение спинки ящерки или коры дерева. 15 3.3. Рисуем дерево тампованием 3.4. «Узоры на крыльях» 3.5. «Жаркое лето» теплые цвета 3.6. «Холодная зима» холодные цвета 3.7. «День и ночь» 3.8. «Цветочная поляна» 3.9. «Радуга» 3.10. Просмотр выполненных работ по разделу 4. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 30ч Практика. 4.1. Выполнение линейных рисунков трав. 4.2. В гостях у осени 4.3. Изображение осеннего букета 4.4. Красивые рыбы 4.5. Украшение птиц. 4.6. Лепка. Объѐмное изображение животных в различных материалах 4.7.«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства ». Рисование природы 4.8. Красота формы листьев. Лепка листьев деревьев 4.9.«Мы в цирке» Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель) 4.10. Лепка морского котика. 4.11. Выполнение рисунка «Жирафик» 4.12. Лепка из пластилина «Жирафик» 4.13. Лепка на свободную тему. 4.14.«Мой родной край» 4.15. Просмотр выполненных работ по разделу 5. Основы композиции. 10 ч Практика. 5.1. Узор из кругов и треугольников. 5.2. Лепка из солѐного теста. «Корзина с грибами, овощами» 5.3.«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» 5.4.«Праздничные краски узоров дымковской игрушки» 5.5. Просмотр выполненных работ по разделу 16 6. Орнамент. Стилизация. 16 ч Практика. 6.1. История орнамента. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» 6.2. Орнамент из геометрических фигур 6.3. Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. 6.4. Составление орнамента в полосе по шаблону 6.5. Составление орнамента в круге по шаблону 6.6. Эскизы матрешки , украшение орнаментом наряда. Несколько вариантов 6.7.«Мои узоры» бумажная рамка для фото 6.8. Просмотр выполненных работ по разделу 7. Декоративно-прикладное искусство. Приобщение к истокам. 40 ч Практика. 7.1. Сказка о декоративном искусстве. 7.2. История декоративного искусства. Роль ДПИ в обществе. 7.3. Развитие вкуса. Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, работам художников направленных на украшение интерьеров. 7.4. Коллективная работа «Бал во дворце» 7.5.«Золушка на балу». 7.6. Декоративная работа для интерьера. Ваза «Греческая ваза» 7.7. Рамка для фотографии в технике витража 7.8. Рамка для фотографии «Лето» 7.9. Декоративное панно «Мои узоры» 7.10. Декоративный подсвечник. Лепка из глины: «Замок» 7.11.«Жираф» 7.12.«Планета Земля» 7.13. Разработка проекта «Мой сувенир» 7.14. Знакомство с работами современных художников – дизайнеров 7.15. Разработка собственного интерьера «Дом моей мечты ». 7.16. Человек и декор одежды. История народного костюма. Русский, бурятский, эвенкийский костюмы 7.17. Рисование костюма на выбор учащегося 7.18. Составление своего узора на костюме 7.19.«Парад наций» 17 7.20. Просмотр выполненных работ по разделу 8. Жанры изобразительного искусства: Пейзаж, портрет, натюрморт. 50 ч Практика. 8.1. Процесс рисования учебного натюрморта. Знакомство с выдающимися пейзажистами русского и зарубежного искусства. Просмотр слайдов с репродукциями. 8.2. Тоновой рисунок 8.3. Законы светотени. Светотень простейших геометрических тел. 8.4. Пропорциональность тоновых отношений(растяжка цвета). 8.5. Рисование с натуры группы геометрических тел (простейший натюрморт). 8.6. Натюрморт «Ваза на подносе» 8.7. Натюрморт «Ваза с фруктами». 8.8. Пейзаж. Рисование с натуры или по памяти. Ствол дерева 8.9. Дерево с листвой Лесной пейзаж. 8.10. Пейзаж с открытым пространством. 8.11. Выявление воздушной перспективы. 8.12. Портрет. Правила построения головы человека, пропорции. 8.13. Понятия- набросок, эскиз, этюд. 8.14. Рисование с натуры отдельных частей лица 8.15. Рисование с натуры или по памяти портрет друга 8.16. Рисование по памяти любимого сказочного героя 8.17. Портрет папы (бабушки, дедушки) 8.18. Портрет мамы 8.19. Выполнение набросков «Портрет случайного прохожего» 8.20.«Мой любимый герой» персонажи мультфильмов и кино 8.21. Лепка из теста. «Смешные рожицы» 8.22. «Мультипликационные герои» 8.23. Лепка из пластилина . составление сюжета и мультфильма 8.24. Лепка из пластилина . составление сюжета и мультфильма 8.25. Просмотр выполненных работ по разделу 9. Тематическое рисование. 38 ч Практика. 9.1. Тематическое рисование к конкурсам. Композиция к конкурсу творческих работ в студии «Юный художник» по итогам освоения программы тема и материал на выбор. 18 9.2. Рисование на свободную тему в графике. 9.3. Рисование на свободную тему. Завершение 9.4. Рисование на свободную тему в цвете 9.5.«Нарисуй свой мир» 9.6.«Моя профессия» 9.7.«Парк развлечений» 9.8.«Салют» или «Город огней» 9.9. Рисование на свободную тему 9.10. Пейзаж с растениями 9.11. Горный пейзаж. Техника коллажа 9.12. Четыре стихии 9.13. Рисование мятой бумагой. Простой пейзаж 9.14. Рисование с отпечатками 9.15. Ветер в полях. Смешанная техника: монотипия, флористика 9.16. Планета трех лун. Смешанная техника: монотипия , коллаж 9.17. Аппликация из бумаги. «Первый полет» 9.18. Заря утренняя. Смешанная техника: монотипия, коллаж 9.19. Жар птица. Смешанная техника: монотипия, флористика 9.20. Итоговое занятие. Оформление выставки. Учебно-тематический план 3-го года обучения № Раздел. Тема Кол-во часов Всего теори практика я 1 Вводное занятие 4 2 2 2 Живопись. 38 4 34 3 Графика. 38 4 34 4 Изображение предметов 26 2 24 5 Изображение человека 20 2 18 6 Изображение птиц 20 2 18 7 Изображение животных 20 2 18 8 Изображение насекомых 10 2 8 9 Изображение сказочных персонажей 20 4 16 19 10 монотипия 10 2 8 11 Экскурсии. Прогулки. 6 2 4 12 Оформление выставок. Подведение 4 4 итогов. итого 216 28 188 Содержание третьего года обучения 1. Живопись. Теория. Живописные техниками, и виды красок. История появления живописных материалов, добывание красок в различные времена. Палитра художника-живописца. Упражнения. Основные и составные цвета. Практика. Теплые и холодные цвета, цвет и настроение. Передача настроения в цвете на примере картин известных художников. Композиции без предварительной прорисовки карандашом: создание под музыку (после прочтения стихов) абстрактных композиций их пятен теплых и холодных цветов Композиции на передачу настроения в цвете: «Мне весело, грустно»; «Горе и радость», «Печаль», «Смех». Практическая часть занятий строится на эмоциональном восприятии цвета, его состояния и настроения. На занятии составление цветовых гамм настроений, импровизация с цветом. Сближенные цвета. Рассматривание репродукций картин Чурлениса, Врубеля, фрески Джотто. Передача настроения через цвет, прослушивание музыкальных произведений. Цветовые упражнения, выполняются пятнами, без конкретного изображения: «Время суток», «Цвет и настроение» «Цвет и звук». Сравнение и передача звуков: «Хрустальная капель», «Грохот паровоза», «Колокольный звон», «Эхо», «Пение соловья», «Крик вороны». Акварель (техника «Аля прима»). Рассматриваем работы художников-живописцев в технике «акварель»: Мавриной, Конашевича, Тырсы, Фонвизина и др. Рассматривание репродукций, обсуждение увиденного. Техника работы акварелью по-мокрому и посухому – наглядный показ педагогом. В чем различие между этими техниками. Как передать настроение, изменения в природе с помощью работы с акварелью. Композиции «Краски лета, осени, зимы, весны». Дополнительные цвета, контраст. Знакомство с понятием «дополнительные цвета», что такое «контраст» на примере живописи выдающихся художников. Рассматриваем репродукции живописных произведений Сарьяна и Матисса – находим контрастные 20 цвета. Игра с раздаточным материалом – карточками «Контрастные цвета». Упражнения на зрительное восприятие контраста. Рисуем фрукты на драпировке. 3. Графика. Теория. Графические материалы и инструменты, их виды. История появления графических материалов. Репродукции рисунков, выполненных различными графическими материалами. Упражнения и проба различных графических материалов: уголь, сангина, мелки, тушь. а) Понятия «линия» и «пятно», ритм линий и пятен на примере показа серии графических портретов Анри Матисса и графических работ Пабло Пикассо. Беседа о выразительности образов, характере линий. Упражнения на развитие воображения с пятнами «на что похоже», «дорисуй кляксу» и линиями «добрая и злая линия», «радость, гнев», «дорисуй линию до законченного изображения». б) Передача фактуры. Понятия «штрих» и «фактура», выразительность штриха как средства для получения изображения и передачи фактуры, разные виды штриха. Роль штриха в передаче настроения, эмоций, характера персонажа. Упражнения. в) Техника «граттаж». Иллюстрации в технике с передачей настроения. г) Знакомство с печатными видами графики: гравюра, линогравюра, офорт. Практика. Упражнения – отпечатки листьев, предметами с разной фактурой, «печать картофелиной». Дети знакомятся с печатными графическими способами в процессе игры с отпечатками от картона и картошки. д) Книжная графика, буквица. Знакомство с темой на примере печатных и рукописных буквиц в русских народных сказках художников Кореня, Мавриной, Билибина, Конашевича. Орнаментальное украшение и декоративность буквицы, отражение своего «Я», духовного мира в изображении первой буквы своего имени. В практической работе учащимся предлагается изобразить в буквице элемент линии, пятна. 4.Изображение предметов. Практика. Изображение предметов с передачей характера каждого предмета через его форму, цвет, фактуру. Учащиеся знакомятся с изображением предметов в живописных и графических работах известных художников. На основе изучения формы, конструкции, особенностей каждого предмета с натуры и по воображению делают графические зарисовки и изображения в цвете отдельных предметов «с характером», «история предмета». «Эмоциональное проживание» изображаемого предмета. 21 5.Изображение человека. Теория. Знакомство с изображением человека в искусстве. Схематичное: знакомство с «наскальными росписями», изучение фигуры человека, как его изображал первобытный художник. Практика. Понятие «схема». а) Процесс построения «схематичного человека» - наброски графическими материалами. Человеческая фигура в движении и статике. Обучение на основе изучения изображений человека в первобытном искусстве, как самых лаконичных и простых в исполнении. б) Условное изображение человека. Изображение человека в Шумерском, Ассирийском и Древнеегипетском искусстве (рельефах). в) Совершенное изображение человека. Искусство Древней Греции и Возрождения. Основные пропорции в строении фигуры человека. Последовательность рисования набросков человека. 6. Изображение птиц. Теория. Знакомство с изображениями птиц на картинах Саврасова, Рылова, графике Ватагина. Практика. Создание с помощью графических и живописных материалов образа птиц. а) Выполнение композиций, связанных с временами года: «Весенние птицы в гнезде», «Ворона осенью», «Снегири, синицы, воробьи зимой» и др. Передача характера разных птиц, их повадок и особенностей. б) Композиции на развитие воображения и передачи сказочного характера птицы: «Сказочная птица», «Жар-птица», «Синяя птица счастья» и др. 7.Изображение животных. Теория. Изучение строения и особенностей различных животных на примере рисунков Ватагина. Зарисовки и наброски животных по памяти, по воображению. Графические и живописные композиции с изображениями сцен из жизни диких и домашних животных: «Охота», «В джунглях», «У водопоя», «Птица в клетке», «Кошка, которая гуляет сама по 22 себе», «Собака – друг человека», «В зоопарке». Особое внимание уделяется передачи характера различных животных, пластики, строению. 8.Изображение насекомых. Теория. Изучение строения различных насекомых, знакомство с удивительным микромиром, красотой жуков, бабочек, стрекоз. Подробные изображения насекомых крупным планом, рисование с натуры и по воображению бабочек и жуков. Практика. Создание композиций, изображающих жизнь насекомых, с передачей настроения, сопереживания миру крохотных существ: «Красота весеннего луга», «Микрокосмос», «Бабочка – оживший цветок», «В коварных сетях паутины», «Муравейник – маленькая крепость» и др. 9.Изображение сказочных персонажей. Теория. Сопереживание миру сказочных героев. Чтение сказок, знакомство с творчеством художников – иллюстраторов сказок: В.М. Конашевичем, И. Билибиным, Ю. Васнецовым, Виктором Васнецовым, М. Врубелем, обсуждение героев, их характеров, как их изобразили художники, как передали характер и настроение персонажа. Практика. Упражнения на развитие воображения, умения передать настроение и характер с помощью линий и цвета. Создание сказочного образа доброго или злого героя по прочитанной сказке. Изучение особенностей костюмов и украшений сказочных героев. 10. Монотипия. Теория. Знакомство с техникой «монотипия», с понятиями «оттиск», «отпечаток», «симметрия». Объяснение и показ процесса работы над монотипией. Изучение увиденного: находки новых получившихся цветов, рассматривание красивых цветовых сочетаний, придумывание изображения (что получится, если оттиск дорисовать). Практика. Практическая работа: Упражнения по смешиванию красок в технике монотипия на контрастные и нюансные сочетания, задания – «что получится?» Изучение смешения красок происходит через творческие задания, в которых учащиеся могут экспериментировать, придумывать, пробовать; педагог помогает детям почувствовать себя первооткрывателями, проявляет индивидуальный подход к каждому из учащихся. 23 Упражнения построены также на развитие фантазии и воображения. Создание путем дорисовывания из одинаковых пятен образы доброго и злого героев. 11. Экскурсии. Прогулки. Практика. Проводятся в течение учебного года. Экскурсии в художественные музеи и галереи, выставочные залы. Прогулки с целью создания набросков и зарисовок с натуры на участке, в зоопарке, Нескучном саду и др. 12. Оформление выставок. Подведение итогов. Практика. Выставки устраиваются в течение учебного года, учащиеся и педагог принимают участие в окружных, городских, российских и международных тематических выставках. Итоги работы учащихся в коллективе оцениваются по результатам выставок и конкурсов. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 недель 02.09. -31.12. - 16 недель 09.01. -30.05.- 20 недель Даты начала и окончания Для групп первого года обучения - с 10 сентября. Окончание учебного года 30 мая. учебного года Для групп второго и третьего года и четвертого года обучения – с 02 сентября. Окончание учебного года 30 мая. В каникулярное время проводиться занятия. Сроки промежуточной входная- сентябрь Промежуточная- декабрь аттестации Рубежная- май, в конце 1,2 года обучения Сроки итоговой аттестации в конце 4 года обучения (май) 2.2. Условия реализации программы . Аспекты Характеристика Материально-техническое Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии 24 с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на обеспечение чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом).Учебная мебель, ноутбук- 1 шт. Основные учебные материалы: бумага для рисунка и акварельная, краски акварельные, гуашевые, кисти беличьи, колонковые, щетинные, синтетические разных размеров, стаканчики, палитры, пастель, карандаши простые разной твердости, ластики, фломастеры, маркеры, карандаши цветные, восковые мелки, уголь, тушь черная, перья, гелевые ручки, клей (ПВА и карандаш), ножницы, цветная и другие виды бумаги, разной по свойствам, картон. Информационное обеспечение -аудио, видео, фото, интернет-источники Педагог дополнительного образования Кадровое обеспечение 2.3. Формы аттестации Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы обучающимися. Формами аттестации являются: Зачет Творческая работа Соревнования Конкурс Выставка Фестиваль 25 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого Методика потенциала учащихся «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта Тест «Уровень социализации личности» (версия учащихся Уровень Р.И.Мокшанцева) сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких теоретической подготовки Разрабатываются ПДО самостоятельно учащихся Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой предоставляемыми образовательными образовательного услугами Оценочные учреждения (методика Е.Н.Степановой) материалы (указать конкретно по предметам в соответствии Тесты, анкеты. с формами аттестации) 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая 26 Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Беседа Встреча с интересными людьми Диспут Защита проекта Игра Презентация Мини-конференция Мастер-класс Олимпиада Экспедиция Ярмарка Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 27 2.6. Список литературы 1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 2003. 2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 2009. 4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996. 5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 2010. 6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 2000. 7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 кл. — 2-е изд. — М., 1983. 8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. — 3-е изд. — М., 1998. 9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2002—2007. 10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник. — М.: Дрофа,2003—2007. 11. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Зкл.: учебник. — М.: Дрофа, 2004—2007. 12. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2005—2007. 13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004. 14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 2016. 15. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественнографических факультетов педагогических институтов и университетов. 2013 16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 2003. 17. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004. 18. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 2001. 19. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995. 20. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998. 21. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 2008. 22. Шорохов Е. В. Композиция. М., 2014. 28