Программа Семицветик

Автор дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Фантазия»
ФИО (педагог, разработавший дополнительную общеобразовательную
Программу Соколова Марина Витальевна
ФИО педагога(ов), реализующего(их) дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу: Соколова М. В.
Председатель Методического
совета
_________
Цырендоржиева
от «__» ___________20__г

Е. В.

Пояснительная записка

Тип программы. Программа является модифицированной .является
результатом девятилетней апробации её основного содержания,
реализованного в изостудии Дворца через ряд программ по изобразительному
искусству, которые были созданы в предшествующие годы либо самим
автором данной программы («Обучение в игре» – программа по ИЗО для
детей младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 1998 г.), либо
при активном участии автора в составе творческого коллектива педагогов
(«Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» –
комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г.,
Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).
Направленность. Художественная (изодеятельность)
Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в
развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто.
Отличительные особенности программы. Данная программа, хотя и
рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 7 до 14 лет),
ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное
образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких
видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе
позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного
творчества, но и достичь к концу третьего года обучения
общего углублённого уровня подготовки.
Педагогическая целесообразность программы. Разбудить в каждом
ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству,
добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Цель. Обучение обучающихся основам изоискусства и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребенка.

Задачи.
Обучающие
• познакомить
учащихся с разными видами
и жанрами
изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика, композиции
и т.д.);
• познакомить с творчеством художников, связанных с изображением
природы;
• познакомить с видами декоративно – прикладного искусства:
художественная роспись, витраж, мозаика, точечная роспись, графика и
т.д.;
• познакомить с художественными материалами и их выразительными
возможностями;
• формировать представление об искусстве изображения как способе
художественного познания мира;
• обучать
практическим навыкам
работы
с
различными
художественными материалами(краски, уголь, тушь, пастель, воск,
восковые мелки и др.) и графическими материалами и инструментами
(перья, палочки, карандаши и т.д.);
• формировать художественный вкус, способности видеть, чувствовать
красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;
• обучать бережно и экономно использовать материалы, содержать в
порядке рабочее место.
Развивающие
• развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку
духовной культуры общества;
• развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую
моторику рук, навыки самостоятельности, образное мышление,
эмоционально-ценностное восприятие мира.
Воспитательные
•
воспитывать уважение к изобразительному искусству;
• воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
• воспитывать активное стремление к творческому поиску и доведению
начатого до конца;
• воспитывать ответственность, целеустремленность.
Возраст детей. 7 – 14 лет.

Продолжительность занятия. По 45 минут с перерывом 10 минут
Формы занятий. Групповая. Фронтальная. Индивидуальная.
Режим занятий.
1 группа 1 года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа - 4 ч
2 группа 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 6 ч
3 группа 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 6 ч
Ожидаемые результаты. К концу курса обучения дети
ЗНАЮТ:
• название основных и составных цветов;
• значение художественных терминов:
• знать законы композиции и цветоведения – цветовой круг, основные и
дополнительные цвета;
• материалы и технические приемы оформления работ;
• материалы и технические приемы оформления работ;
• названия инструментов, приспособлений.
• материалы
и
технические
приемы
оформления
работ;
УМЕЮТ:
• пользоваться инструментами: графическими карандашами, кистью,
разными красками;
• безопасно пользоваться материалами и инструментами;
• применять смешанные техники при выполнении работ;
• самостоятельно выполнять художественные работы.
ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ
• владеть навыками работы с кистью, карандашами, акварельными и
гуашевыми красками;
• владеть основными навыками, в использование рисунка;
владеть основными навыками смешивания цветов
Способы определения результативности. В качестве форм подведения
итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия,
конкурсы,
выставки,
защиты
творческих
работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого раздела;
выполнение
конкурсных
и
выставочных
работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Формы контроля. Фронтальный опрос. Практическое выполнение заданий.
Беседа. Наблюдение.

Учебно- тематический план 1 года обучения
№

Разделы, темы

1

Вводное занятие.
Условия безопасности
работы.
Знакомство с планом работы.
Теория. План работы объединения.
Вводный инструктаж
Практика:
Игра
«Давайте
познакомимся». Работа "Ромашка с
пожеланиями".

2

Раздел«Основы цветоведения и
Колористика.
Живопись
искусство цвета».
Теория. Игра цвета и света в
красках.
Практика.
Рисунок
«Таблица
цветов».
Зарисовка предмета,
использование света и тени.
Теория.
Дополнительные
и
основные цвета.
Практика.
Рисунок«Таблица
дополнительных цветов».
Теория. Холодные и тёплые цвета.
Практика.
Рисунки:
снеговик,
огонь, солнце, зима.
Теория. Что такое цветовой тон,
насыщенность, светлота, яркость
Практика. Упражнение: растяжка
света по тону
Теория. Гармония цвета.
Практика. Рисунок «Сочетания
цветов»
перспективы.

Кол-во
часов
2

всего теория практика
2

1

1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

5

1

4

5

1

4

22

3

4

5

Раздел.«Основы композиции»
Теория. Композиция – что такое.
Практика. Рисунок «Правильная
компоновка предмета».
Теория.
Выделение
сюжетнокомпозиционного центра.
Практика. Выполнение композиции
Теория. Предметно – фигурное
построение композиции.
Практика.
Выполнение
композиции, из 2- 3 предметов.
Теория. Перспектива в композиции.
Практика. Рисунок перспективы.

24

Раздел «Техника рисунка»
Теория. Что такое рисунок.
Практика.
Рисунок
«Мотивы
природы».
Теория. Способы штриховки.
Практика. Рисунок «Штриховка».
Шар, куб, призма.
Теория. Плоскостное и объёмное
изображение.
Практика. Рисунок «Предмет в
объеме»
Теория. Рисунок с натуры и по
памяти.
Практика. Рисунок «Предмет с
натуры».

24

Раздел. «Техника живописи»
Теория. Техника акварели в
рисунке.
Практика. Заливка, растушевка,
промакивание.
Теория. Техника гуаши. приемы и
способы.
Практика. Рисунок «Природа»,
«Фантазийная гуашь».

20

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

Теория. Пастель. Приёмы работы.
Практика. Рисунки в технике
пастель.
Теория. Тушь. Техника работы тушь
в рисунке
Практика. Рисунки в технике тушь.
6

7

Раздел. « Пейзаж»
Теория. Художники пейзажисты.
Творчество и жизнь художников –
пейзажистов
Практика. Рисунок «Пейзаж».
Теория. Марины один из жанров
пейзажа.
Практика. Рисунок « Природный
пейзаж. Море».
Теория. Образ дерева.
Практика. Рисунок «Грустное и
весёлое дерево», «Старая и молодая
берёзка», «Дерево жизни», «Лесная
тропинка».
Теория. Живопись связь неба и
земли. Цветотональные отношения
земли и неба в разных погодных
состояниях.
Практика. Рисунки: «Закат»,
«Хмурый лес», Солнечный день».
Теория. Времена года. Осень.
Практика. Рисунок осени.
Теория. Времена года. Зима.
Практика. Рисунок зимы.
Теория. Времена года. Весна.
Практика. Рисунок весны.
Теория. Времена года. Лето.
Практика. Рисунок лета.

22

Раздел. «Декоративное
рисование»
Теория.
Стилизация

24
—

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2

1

1

4

1

3

6

1

5

2

2

2

2

2

2

2

2

8

2

6

исторический
художественный
стиль. Изменение и преобразования
предмета в иную форму
Практика. Рисунок «Аленький
цветочек»,
«Жар
птица»,
«
Подснежник».
Теория. Витраж. Техника витраж,
краткая история.
Практика. Рисунок в технике
витраж «Букет цветов», «Свободная
тема».
Теория. Точечная роспись - краткая
история.
Практика. Рисунок «Кружево на
предмете».
8

9

Раздел. «Итоговое занятие»
Теория.
Систематизация
и
закрепление изученного материала.
Тест «Волшебный мир искусства».
Практика. Рисунок на тему
«Здравствуй, лето». Выставка работ.
итого

8

2

6

8

2

6

4

2

2

144

30

84

4

144

Первый год обучения
СОДЕРЖАНИЕ
I раздел. Вводное занятие. Условия безопасности работы. Знакомство с
планом работы.
Теория. План работы объединения. Вводный инструктаж
Практика: Игра «Давайте познакомимся». Работа "Ромашка с
пожеланиями".
II раздел. «Основы цветоведения и колористика. Живопись искусство
цвета».
Тема. Игра цвета и света в красках».
Теория: Понятие "свет" и его действие на предметы, передача света и тени в
живописи.
Понятия: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Практика: Рисунок «Таблица цветов». Зарисовка предмета, использование
света и тени.
Дополнительные и основные цвета.
Теория: Базовый цвет, способ получения дополнительного цвета.
Практика: Рисунок«Таблица дополнительных цветов».
. Холодные и тёплые цвета.
Теория: Понятия: теплые и холодные цвета. Смешивание цветов.
Практика: Рисунки: снеговик, огонь, солнце, зима.
Тема. Цветовой тон, насыщенность, светлота, яркость.
Теория: Свойства цвета. Тон, насыщенность, светлота и яркость.
Практика: Упражнение: растяжка света по тону.
Тема. Гармония цвета.
Теория: Гармония и цветовые схемы. Основы и правила сочетания цвета.
Практика: Рисунок «Сочетания цветов»
III раздел. «Основы композиции».
Тема Компоновка в рисунке.
Теория: Компоновка: правильный размер, расположение предмета в
пределах заданного формата.
Практика: Рисунок «Правильная компоновка предмета».
Тема. Сюжетно - композиционный центр.
Теория: Композиционный центр, способы выделения.
Практика: Рисунок «Композиционный центр».
Тема. Предметно – фигурное построение композиции.
Теория: Предметно – фигурное построение композиции.
Практика: Рисунок «Фигура».
IV раздел «Техника рисунка».
Тема: Что такое рисунок.
Теория: Рисунок - как непосредственный вид искусства.
Практика: Рисунок «Мотивы природы».
Тема: Способы штриховки.
Теория: Виды штриховки.
Практика: Рисунок «Штриховка».
Тема. Плоскостное и объёмное изображение.
Теория: Штриховка для объемного изображения предмета.
Практика: Рисунок «Предмет в объеме»
Тема. Рисунок с натуры и по памяти.
Теория: Рисунок с натуры, правила работы с натуры.
Практика: Рисунок «Предмет с натуры».
V раздел «Техника живописи».

Тема. Техника акварели.
Теория: Техника акварели в рисунке: заливка, растушевка, промакивание,
удаление краски, сухая кисть, использование соли, капли цвета и т.д.
Практика: Рисунок «Акварель в рисунке».
Тема: Техника гуаши.
Теория: Техника гуаши, приемы и способы.
Практика: Рисунок «Природа».
Тема. Техника гуаши.
Теория: Техника гуаши, приемы и способы.
Практика: Рисунки «Фантазийная гуашь».
Тема. Пастель.
Теория: Пастель, приёмы работы.
Практика: Рисунки в технике пастель.
Тема. Тушь.
Теория: Тушь, техника туши рисунке, сухая кисть, штриховка пером.
Практика: Рисунки в технике тушь.
VI раздел «Пейзаж».
Тема: Художники - пейзажисты.
Теория: Творчество и жизнь художников – пейзажистов.
Практика: Рисунок «Пейзаж».
Тема. Марины - вид пейзажа.
Теория: Марины - вид пейзажа. Художники в жанре пейзаж.
Практика: Рисунок « Природный пейзаж».
Тема. Образ дерева.
Теория: Графика. Зарисовка. Образ дерева (овал, круг, треугольник).
Практика: Рисунок «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая
берёзка», «Дерево жизни», «Лесная тропинка».
Тема. Живопись «Небо и земля».
Теория: Цветотональные отношения земли и неба в разных погодных
состояниях.
Практика: Рисунки: «Закат», «Хмурый лес», Солнечный день».
Тема. Времена года.
Теория: Колористика. Колористические видения пейзажа, его особенностей
в разное время года.
Практика: Рисунок: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
VII раздел «Декоративное рисование».
Тема. Стилизация.
Теория: Стилизация — исторический художественный стиль. Изменение и
преобразования предмета в иную форму.

Практика: Рисунок «Аленький цветочек», «Жар птица».
Тема. Декоративные узоры, орнамент.
Теория: Узор - средство украшения. Природные узоры (снежинки, ледяные
узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практика: Рисунок растительных узоров.
Тема. Витраж.
Теория: Техника витраж, краткая история.
Практика: Рисунок в технике витраж «Букет цветов», «Свободная тема».
Тема. Точечная роспись.
Теория: Точечная роспись, краткая история.
Практика: Рисунок «Кружево на предмете».
VIII раздел «Итоговое занятие».
Тема. Итоговое занятие.
Теория: Систематизация и закрепление изученного материала.
Практика: Тест «Волшебный мир искусства». Рисунок на тему «Здравствуй,
лето». Выставка работ.
Учебно- тематический план 2 года обучения
№
1

Разделы, темы
Вводное занятие.
Теория.
Условия
безопасной
деятельности. Знакомство с планом
работы второго года обучения.
Основные формы работы.
Практика. Рисунок «Самые яркие
впечатления во время каникул»

Кол-во
часов
2

всего
2

теория практика
1
1

2

3

Раздел «Основы цветоведения и
колористики.
Живопись
искусство цвета»
Теория:
Повторение.
Основы
цветоведения и колористики.
Практика: Рисунок спектра,
цветового круга.
Теория:
Дополнительные
и
основные цвета.
Практика: Смешивание красок
Теория: Холодные и тёплые цвета.
Практика: Рисунок в теплой,
холодной гамме.
Теория: Повторение « Таблицы
цветов»
Практика:
Теория: Основные свойства цвета.
Гармония цвета. Насыщенность,
светлота, яркость цвета.
Практика: Рисунок в одном цвете
разными оттенками.

24

Раздел «Основы композиции»
Теория: Повторение. Основы
композиции
Практика:
Построение
композиции
Теория: Композиция.
Композиционное построение.
Практика: Композиционные
рисунки.

24

8

2

6

2

1

1

4

4

5

1

4

5

1

4

2

10

2

10

4

5

Раздел «Натюрморт и его
изобразительные возможности»
Теория: Знакомство с творчество
художников, которые использовали
жанр «Натюрморт».
Практика: Рисунок по
впечатлению натюрморта.
Теория: Правила и постановка
натюрморта. Центр натюрморта,
источник света. Правила
перспективы предмета.
Практика: Рисунок «Натюрморт»
Теория: Натюрморт в карандаше.
Графика.
Практика: Натюрморт «Дары
осени», «Корзина фруктов».
Теория: Живопись. Натюрморт в
холодной гамме,
тёплой гамме.
Практика: «Природа", : «Осень».

24

Раздел «Ах, этот удивительный
мир»
Теория: Техника росписи сухой
кистью.
Практика: Творческая работа
«Эскиз, перенос на лист».
Теория: Цветочные мотивы
Практика. «Роза», «Лилии».
Теория: Природа вокруг нас.
Изображение природы .
Практика: «Закат».
«Маковое поле»
Теория. «Сказочные персонажи».
Практика. Рисунки на тему сказок.
Теория. Свободная тема.
Практика. Рисунки на разные
темы.

36

5

1

4

5

1

4

6

1

5

8

1

7

8

2

6

5

5

5

5

8

1

7

10

1

9

6

7

раздел «Нетрадиционные техники
рисования»
Теория. Техника оттиска, история,
приемы.
Практика.
Рисунок:
«Оттиск
листьями».
Теория. Техника штампа.
Штамп - инструмент для получения
идентичных форм в рисунке.
Практика. «Фигурный рисунок»
Теория. Техника рисования воском.
Акварель и воск.
Практика. «Морской берег»,
«Небо».
Теория. Техника рисования солью.
Акварель и соль.
Практика. Рисунок на свободную.
Теория. Техника набрызга.
Техника набрызга: зубная щетка.
Практика. « Калейдоскоп»
Теория. Техника набрызга:
расческа.
Практика. « Море – океан»
Теория.
Техника
набрызга:
акварель или гуашь. Техника
набрызга: трафарет.
Практика. «Ваза с цветами»,
«Кораблик»
Теория. Открытки своими руками.
Открытка, история и
предназначение. Технология
изготовления.
Практика. «Открытка маме, папе»,
«Открытка на разные праздники».
раздел «Разные стили и школы
росписи»
Теория. Художественная роспись
«Гжель»
история,
техника
исполнения.
Практика. «Эскизы элементов
росписи»
Теория. Художественная роспись
«Хохлома» история, техника.
Эскизы элементов росписи.
Практика. Эскизы элементов

58
6

1

5

8

2

6

6

1

5

6

1

5

5

5

5

5

10

2

8

12

2

10

4

1

3

4

1

3

4

1

3

24

росписи.
Теория. Техника «Пермогорской
росписи», история, техника.
Практика. Эскизы элементов
росписи.
Теория. Техника «Петриковской
росписи» история, техника.
Практика. Эскизы элементов
росписи.
Теория.
Техника
«Мезенской
росписи» история, техника.
Практика. Эскизы элементов
росписи.
Теория. Техника «Жостовская
роспись» история, техника.
Практика. Эскизы элементов
росписи.
8

9

10

Раздел «Графика»
Теория. Граттаж.
Техника процарапывания элементов
рисунка.
Практика. «Цветочная полянка»,
«Подводный
мир»,
«Птица
счастья».
Теория. Монотипия. Нахождения
образа в случайном отпечатке.
Практика. «Волшебная бабочка»,
«Чудо рыба», «Цветочная поляна»
Раздел «Итоговое»
Теория.
Итоговое
занятие.
Систематизация и закрепление
изученного материала.
Практика. Тест «Волшебный мир
искусства». Рисунок на тему
«Здравствуй, лето». Оформление
выставки работ.
итого

4

1

3

4

1

3

4

1

3

10

2

8

10

2

8

4

2

2

216

39

177

20

4

216
Второй год обучения

СОДЕРЖАНИЕ
I Раздел. Вводное занятие.
Теория. Условия безопасной деятельности. Знакомство с планом работы
второго года обучения. Основные формы работы.
Практика. Рисунок «Самые яркие впечатления во время каникул»
II раздел «Основы цветоведения и колористики. Живопись искусство
цвета»
Тема: Повторение. Основы цветоведения и колористики.
Теория: Искусство, правила изображения. Основные свойства цвета.
Практика: Рисунок (спектр, цветовой круг), свойства цвета. Рисунок в
одном цвете разными оттенками.
III раздел «Основы композиции».
Тема. Повторение. Основы композиции, предметно – фигурное
построение композиции.
Теория: Композиция. Композиционное построение.
Практика: Композиционные рисунки.
IV раздел «Натюрморт и его изобразительные возможности»
Тема. Художники, которые использовали жанр «Натюрморт».
Теория: Натюрморт- история появления жанра в изобразительном искусство.
Знакомство с творчество художников, которые использовали жанр
«Натюрморт».
Тема Правила и постановка натюрморта.
Теория: Центр натюрморта, источник света. Правила перспективы предмета.
Практика: Рисунок «Натюрморт»
Тема. Натюрморт в карандаше.
Теория: Натюрморт в карандаше. Графика.
Практика: Натюрморты: «Дары осени», «Корзина фруктов».
Тема. Натюрморт в холодной и тёплой гамме.
Теория: Натюрморт в холодной и тёплой гамме. Графика.
Практика: Натюрморты: «Осень», «Природа".
V раздел «Ах, этот удивительный мир!»
Тема: Правила и постановка натюрморта.
Теория: Центр натюрморта, источник света. Правила перспективы предмета.
Практика: Рисунок «Натюрморт»
Тема. Натюрморт в карандаше.
Теория: Натюрморт в карандаше. Графика.
Практика: Натюрморты: «Дары осени», «Корзина фруктов».
Тема. Натюрморт в холодной и тёплой гамме.
Теория: Натюрморт в холодной и тёплой гамме. Графика.

Практика: Натюрморты: «Осень», «Природа
VI раздел «Нетрадиционные техники рисования»
Тема. Оттиск листьями.
Теория: Техника оттиска, история, приемы.
Практика: Рисунок: «Оттиск листьями».
Тема. Техника штампа.
Теория: Штамп - инструмент для получения идентичных форм в рисунке.
Практика: Штамп: «Фигурный рисунок»
Тема. Техника рисования с воском.
Теория: Техника рисования воском. Акварель и воск.
Практика: Рисунки: «Морской берег», «небо».
Тема . Техника набрызга.
Теория: Техника набрызга: зубная щетка, расческа, акварель или гуашь,
трафарет.
Практика: Рисунки «Ваза с цветами», «Кораблик».
Тема. Открытки своими руками.
Теория: Открытка, история и предназначение. Технология изготовления.
Практика: Примерные задания: «открытка маме, папе», «открытка на
разные праздники».
VII раздел Разные стили и школы росписи.
Тема. Гжель
Теория: Художественная роспись «Гжель» история, техника исполнения.
Практика: Рисунок «Элементы росписи»
Тема: Хохломская роспись.
Теория: Художественная роспись «Хохлома» история, техника.
Практика: Эскизы элементов росписи. Роспись изделий.
Тема. Пермогорская роспись.
Теория: Техника «Пермогорской росписи», история.
Практика: Эскизы элементов росписи. Роспись изделий.
Тема. Петриковская роспись.
Теория: Техника «Петриковской росписи» история, техника.
Практика: Эскизы элементов росписи. Роспись изделий.
Тема. Мезенская роспись.
Теория: Техника «Мезенской росписи» история, техника.
Практика: Эскизы элементов росписи. Роспись изделий.
Тема. Жостовская роспись.
Теория: Техника «Жостовской росписи» история, техника.
Практика: Эскизы элементов росписи. Роспись изделий.
VIII Раздел «Графика»

Тема. Граттаж.
Теория: Техника процарапывания элементов рисунка.
Практика: Рисунки «Подводный мир», «Птица счастья».
Тема. Монотипия.
Теория: Техника нахождения образа в случайном отпечатке.
Практика: Рисунки: «Волшебная бабочка», «Чудо рыба», «Цветочная
поляна»
IX Раздел «Итоговое занятие»
Тема. Итоговое занятие.
Теория: Тестирование.
Практика: Выставка работ.
Учебно- тематический план 3 года обучения
№

Разделы, темы

Колво
часов
2

1

Раздел Вводное занятие.
Теория.
Условия
безопасной
деятельности. Знакомство с планом
работы второго года обучения.
Основные формы работы.
Практика. Рисунок «Как я провел
каникулы»

2

раздел «Знакомство с жанрами»
36
Теория. Натюрморт. Повторение.
Основы натюрморта.
Практика «Осенний натюрморт»,
«Натюрморт в цвете», «Натюрморт в
“ Графике»
Теория.
Декоративный
стилизованный
характерный
натюрморт
Практика.
Выполнение
стилизированного
натюрморта.
(живопись)
Теория.
Декоративный
стилизованный
характерный
натюрморт

всего
теория практика
2

1

1

6

1

5

7

1

6

5

1

4

3

4

Практика.
Выполнение
стилизированного
натюрморта.
(рисунок)
Теория. Сказочно-былинный жанр.
История появления жанра
Практика. «Богатыри», « Мой
любимый сказочный герой»
Теория. Анималистический жанр.
История появления жанра
Практика.
«Животные
родного
края»,
«Животные
Африки»,
Декоративное
изображение
животных
Теория. Пейзаж. Пейзаж в живописи.
Пейзаж в графике.
Практика.
«Дождливое
небо»,
«Ясный день»
Теория. Портрет
История появления жанра.
Практика. « Портрет друга»,
«Автопортрет», Портрет в полный
рост, Декоративный стилизованный
портрет.
Раздел. «Графические техники»
20
Теория.
Гелевые
ручки
(перламутровые ручки)
Работа с гелевыми ручками.
Практика. «Цветы и бабочки»,
«Узоры на стекле»
Теория. Пастель сухая. Что такое
пастель. Техника выполнения.
Практика. Рисунок « Рыжий котик»,
« Пейзаж»
Теория. Смешанные техники.
Технические навыки рисования.
Практика. Самостоятельная работа
Теория.
Граттаж.
Техника
выполнения. . Технические навыки
рисования.
Практика. Самостоятельная работа.
Раздел. «Народное декоративно- 36
прикладное творчество»
Теория. Творческая работа. Как

4

1

3

5

1

4

4

1

3

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

1

4

6

1

5

5

выполнить папье – маше.
Практика. Выполнение посуды
папье - маше
Теория. Хохломские мотивы.
Практика. Роспись готового изделия
Теория. Гжель
Практика. Роспись готового изделия
Теория. Дымковская игрушка.
Практика. Лепка игрушки. Барышня
Теория. Городецкая роспись
Практика. Городецкие мотивы.
«Городецкая лошадка», «Роспись
разделочной доски»
Теория.
Обобщение
темы.
Закрепление материала о народном
творчестве.
Практика. Выставка работ
Раздел. «Современное декоративноприкладное творчество»
Теория. Новогодние поделок .
Снежинки из фигурных макарон.
Практика.
Создание
елочных
украшений в виде снежинок (
макароны, клей, краски, цветные
ленты). «Снежинки»
Теория. Вытынанка.
Практика.
Вырезание
ажурных
узоров из цветной, белой или черной
бумаги.
«Новогодние
игрушки»,
«Символ наступающего года»
Теория. Моделирование
Практика.
«Животные»,
«Человечек»
Теория.
Фредпоинт.
Техника
выполнения.
Практика. Самостоятельная работа.
Теория. Линогравюра. Создание и
техника выполнения.
Практика. Самостоятельная работа
Теория.
Коллаж.
Техника

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

2

2

52
6

1

5

6

2

4

4

1

3

6

2

4

6

1

5

6

2

4

выполнения
Практика. «На дне морском»,
«Цветы и бабочки», «Ваза с
фруктами»
Теория.
Мозаика.
Техника
выполнения (бусины,
пуговицы,
мелкие камушки, монетки, крупа,
семечки и т.д.)
Практика. Создание композиции.
Самостоятельная работа.
Теория. Роспись по камню.
Практика. Создание композиции.
Самостоятельная работа.
Теория.
Аппликация
(яичная
скорлупа). Техника выполнения.
Практика. « Сказочный персонаж»,
« Птица на ветке».

6

7

Раздел. «Образ природы»
14
Теория. Работа на пленэре. Что такое
пленэр.
Работа на улице.
Практика. Пленэр. « Рисование
дерева»,
«
Рисование
реки»,
Живописные
этюды
отдельных
деревьев с характерными кронами,
(акварель.)
Раздел. « Дизайн»
48
Теория. Дизайн интерьера. Прием
построения интерьера с одной и
двумя точками схода.
Практика. «Уголок книголюба»,
«Спортивная комната», «Комната
программиста».
Теория. Дизайн одежды «Бытовая
одежда». Понятие стиля (деловой,

8

2

6

6

1

5

4

1

3

14

2

12

12

4

8

16

4

12

спортивный,
романтический).
Наброски
фигуры
девушки
(пропорции)
Практика. Эскиз костюма школьной
формы,
костюма
спортсмена,
костюма для праздника (цветные
карандаши)
Теория. Беседа о создании и
использовании
витражей
с
иллюстрациями,
разновидности,
материалы для создания.
Практика.
Имитация
витража.
Эскиз витража. Растительные мотивы
(бутон розы, цветок кувшинки).
Стилизация рисунка. Эскиз витража с
изображением
животных,
птиц.
«Танцевальный зал»

8

9

Раздел. «Итоговое занятие»
8
Теория. Итоговое занятие.
Систематизация и закрепление
изученного материала
Тест «Волшебный мир искусства»
Практика.
Рисунок на тему
«Здравствуй, лето». Выставка работ.
Анализ работы за год.

итого

216

20

4

16

8

2

6

216

46

170

Третий год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел Вводное занятие.
Теория. Условия безопасной деятельности. Знакомство с планом работы
второго года обучения. Основные формы работы.
Практика. Рисунок «Как я провел каникулы»
II раздел «Знакомство с жанрами» (30 часов)

Тема: Повторение. Натюрморт. Повторение. Основы натюрморта.
«Осенний натюрморт»
Теория. Натюрморт из 2-3 предметов простой формы. Фрукты. Живопись.
Практика. Рисунок на тему «Натюрморт в цвете»
Теория. Натюрморт из 2-3 предметов простой формы. Фрукты. Живопись.
Практика. Рисунок на тему «Натюрморт в “ Графике»
Тема: Декоративный стилизованный характерный натюрморт
Выполнение стилизированного натюрморта. (живопись)
Теория. Декоративный стилизованный натюрморт.
Практика. Выполнение стилизированного натюрморта. (живопись),
.
(рисунок)
Тема: Сказочно былинный жанр. История появления жанра
Теория. История появления жанра
Практика. Рисунок на тему «Богатыри», « Мой любимый сказочный герой»
Тема: Анималистический жанр.
Теория. История появления жанра
Практика. «Животные родного края», «Животные Африки»
Теория. Пейзаж. Пейзаж в живописи.
Практика. «Дождливое небо»,
Теория. Пейзаж в графике.
Практика. «Ясный день»
Теория. Портрет. История появления жанра
Практика. Рисунок « Портрет друга»
Теория. Автопортрет
Практика. Рисунок себя
Теория. Портрет в полный рост.
Практика. Обобщённое изображение фигуры человека.
Теория. Декоративный стилизованный портрет
Практика. Рисунок портрета.
III Раздел. «Графические техники» (16 часов)
Теория. Гелевые ручки (перламутровые ручки)
Практика. Работа с гелевыми ручками. «Цветы и бабочки»
Теория. Пастель сухая. Что такое пастель. Техника выполнения.
Практика. Рисунок « Рыжий котик», Рисунок « Пейзаж»
Теория. Смешанные техники. Технические навыки рисования.
Практика. Самостоятельная работа
Теория. Граттаж. Техника выполнения. . Технические навыки рисования
Практика. Самостоятельная работа.

IV Раздел. «Народное декоративно-прикладное творчество» (24 часа)
Теория. Творческая работа. Как выполнить папье - маше
Практика. Выполнение посуды папье – маше
Теория. Хохломские мотивы. Виды росписи.
Практика. Роспись готового изделия.
Теория. Гжель. Виды росписи.
Практика. Роспись готового изделия.
Теория. Дымковская игрушка. Схема лепки.
Практика. Лепка игрушки. Барышня
Теория. Городецкая роспись
Городецкие мотивы.
Практика. «Городецкая лошадка»
Теория. Обобщение темы. Закрепление материала о народном творчестве.
Выставка работ
Практика. Выставка работ
V Раздел. «Современное декоративно-прикладное творчество» ( 66 часов)
Теория. Новогодние поделок . Снежинки из фигурных макарон.
Практика. «Снежинки»
Теория. Вытынанка.
Практика. Вырезание ажурных узоров из цветной, белой или черной бумаги.
«Новогодние игрушки», «Символ наступающего года»
Теория. Моделирование.
Практика. Использование природных материалов ( шишек, семян, веточек,
пластилин или солёное тесто). «Цветы», «Животные», «Человечек».
Теория. Фредпоинт. Создание картин при помощи мелких кусочков
шерстяных нитей
Практика. Выполнение композиции.
Теория. Линогравюра.
Практика. Создание и техника выполнения.
Теория. Коллаж. Техника выполнения.
Практика. Выполнение работ «На дне морском», «Цветы и бабочки», «Ваза
с фруктами».
Теория. Мозаика. Техника выполнения (бусины, пуговицы, мелкие камушки,
монетки, крупа, семечки и т.д.)
Практика. Создание композиции. Самостоятельная работа.
Теория. Роспись по камню. Техника выполнения.
Практика. Роспись.
Теория. Аппликация (яичная скорлупа). Техника выполнения.

Практика. Выполнение композиции. « Сказочный персонаж», « Птица на
ветке».
Раздел. «Образ природы» (14 часов)
Теория. Работа на пленэре. Что такое пленэр.
Практика. Работа на улице. « Рисование дерева», « Рисование реки».
Живописные этюды отдельных деревьев с характерными кронами.
VI Раздел. « Дизайн» (48 часов)
Теория. Дизайн интерьера.
Практика. Прием построения интерьера с одной и двумя точками схода.
Теория. Построение перспективы и работа с цветом.
Практика. Детали интерьера соответственно стилю «Уголок книголюба»,
«Спортивная комната», «Комната программиста»
Теория. Дизайн одежды «Бытовая одежда». Понятие стиля (деловой,
спортивный, романтический).
Практика. Эскиз костюма школьной формы, Эскиз костюма спортсмена,
Эскиз костюма для праздника (цветные карандаши)
Теория. Беседа о создании и использовании витражей с иллюстрациями,
разновидности, материалы для создания.
Практика. Растительные мотивы (бутон розы, цветок кувшинки), Эскиз
витража с изображением животных, птиц, Стилизация рисунка.
«Танцевальный зал»
VII Раздел. «Итоговое занятие» ( 8 часов)
Теория. Итоговое занятие. Систематизация и закрепление изученного
материала.
Практика. Тест «Волшебный мир искусства». Рисунок на тему «Здравствуй,
лето». Выставка работ. Анализ работы за год.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три
вида результатов:
• текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
• промежуточные
(проверяется
уровень
освоения
детьми
программы за полугодие);
• итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса
обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
• открытые занятия;
• промежуточная и итоговая аттестация;
• выставки в ЦДО;
• районные, региональные, всероссийские, конкурсы.
Оценочные материалы:
• тесты по разделам программы: «Техника живописи», «Декоративное
рисование», "Графика"
• творческие задания
2. Дидактические материалы

1.

2

Вводное
занятие.
Условия
безопасности работы.
Знакомство с планом
работы.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.

Основы цветоведение
и
колористики.
Искусство цвета.
Повторение основы
цветоведение
и
колористики.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

упражнения.

3

Повторения
основ
композиции.
Предметно
–
фигурное построение
композиции

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический, .
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Презентация творческих работ

4

Художники, которые Вводное занятие, традиционное занятие,
использовали
этот комбинированное
занятие,
практическое Образцы
жанр.
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.

5

Правила и постановка Вводное занятие, традиционное занятие,
натюрморта.
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

6

Натюрморт
карандаше.

7

Натюрморт
холодной и
гамме.

8

Роспись
кистью.

в Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ
в Вводное занятие, традиционное занятие,
тёплой комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Презентация творческих работ
сухой Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

9

Цветочные мотивы.

10 Природа во круг нас.

11 Сказочные
персонажи.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций ,показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

12 Свободная тема.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое Образцы
занятие.
изделий.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Презентация творческих работ

13 Оттиск листьями.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций,показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

14 Техника штампа.

15 Техника рисования с Вводное занятие, традиционное занятие,
воском.
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ
16 Техника набрызга.

17 Открытки
руками.

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

своими Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

18 Разные
стили
школы росписи.
Гжель.

19 Хохломская.

20 Пермогорская.

21 Петриковская.

и Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Презентация творческих работ
Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный. .
Презентация творческих работ
Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ
Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.
Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.
Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.

Фронтальный, коллективный.
Техноло
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов, гически
упражнения.
е карты.
Презентация творческих работ

22 Мезенская.

23 Жостовская

24 Графика
Граттаж.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло

Показ иллюстраций, показ видеоматериалов, гически
упражнения.
е карты.
Презентация творческих работ

25 Монотипия.

26 Итоговое занятие.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Вводное занятие, традиционное занятие,
комбинированное
занятие,
практическое
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический,
эвристический,
объяснительноиллюстративный, игра.
Репродуктивный.
Фронтальный, коллективный.
Показ иллюстраций, показ видеоматериалов,
упражнения.
Презентация творческих работ

Образцы
изделий.
Презент
ации к
занятия
м.
Техноло
гически
е карты.

Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во
многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия,
украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и
электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами,
стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В
помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и
слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и
учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки,
изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть
осветительные
приборы
(софиты,
светильники)
для
освещения
натюрмортных постановок.
Для хранения фонда (лучших детских работ разных лет) желательно
иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь
специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также
современные технические средства обучения (компьютер)
Требования, предъявляемые к педагогу
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо
обладать определенными способностями к работе в сфере художественного
творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и
заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а
также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика,
и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать.
Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное
настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить
учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо
от своих способностей, почувствует себя юным художником.
Литература
Литература для педагога:
1. Логвиненко Г. М.. Декоративная композиция: Учебное пособие для
студентов вузов.- Владос, 2017.
2. Кошакев В.Б. Композициия в русском народном искусстве, - Владос,
2006.

3. Буймистру Т.В. Колорисика: цвет- ключ к красоте и гармонии.- НиолаПресс, 2013.
4. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика: Учебное пособие.Планета музыки, 2017.
5. Ноктюрн У.
Акварельная Живопись. Ньютон. Уильям. – ИД
Кристина, 2007г.
6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд:
1-4 классы. - М.: Просвещение, 2013г.
7. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства – М.:
Издательский центр «Академия» 2007г.
8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Для детей и родителей
1. Основы перспективы и композиции. Шаг за шагом.Уроки для
начинающих – ИГ АСТ,2017.
2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А.
Болдиной. М.: ООО «Мир книги», 2005.
3. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2004.
4. Ноктюрн У. Акварельная Живопись. Ньютон. Уильям. – ИД
Кристина, 2007г.
5. Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.
6. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник,
2001- 2002.
7. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.
8. Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.
9. Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999.
10.Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.
11.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.
12.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 200
13.Алексеева В. В. Что такое искусство. М.: Советский художник, 1991.
14.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник. - М: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М: Амрита- Русь,
2005


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».