Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное казенное учреждение «Управление образования муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Утверждаю Принята На педагогическом совете Приказ № 56 от «29» августа 2021 г. от «29» августа 2021 г. Протокол № 8 Директор МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Новикова Л.В. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы робототехники» Направленность: техническая Возраст учащихся: 9/18 лет Срок реализации: 3 года /576 ч количество лет обучения//общее количество часов Автор/разработчик: Санжиев Т.В. Должность: педагог дополнительного образования с. Багдарин, 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Основы робототехники» связана с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, возрастающим спросом со стороны IT-компаний на подготовленных специалистов для дальнейшего развития сферы, а также с необходимостью осуществления комплекса мер и мероприятий как по повышению общего уровня IT-грамотности современных детей и молодежи, так и по формированию новой системы внешкольной работы, направленной на вовлечение детей и подростков в IT-творчество разной направленности. Создания новых условий в системе дополнительного образования для освоения детьми современных информационных технологий, сфер инновационной экономики и бизнеса, так называемой техносферы. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многоступенными механизмами типа манипуляторов. Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Новизна данной программы состоит в том, что впервые в практике учреждения дополнительного образования детей района применяется новые для учащихся образовательные технологии, интегрированные в школьный учебный процесс и объединяющие в себе ряд дисциплин школьного курса. В рамках Программы на базе наборов для конструирования роботов различных марок от простого к сложному происходит изучение азов робототехники, приобретаются умения и навыки продуктивного уровня освоения программы. ДОП «Основы роботехники» педагогически целесообразна, так как учитывает: - динамику формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в зависимости от уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий; - овладение обучающимися различными видами технического творчества (моделирование, конструирование, программирование) в логике усложнения и интеграции; - дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Отличительные особенности ДООП «Основы робототехники» заключаются в: использовании системно-деятельностного, личностно ориентированного и комплексных подходов в содержательном аспекте реализации программы; уровневом овладении основами технического конструирования и робототехники в широком возрастном диапазоне учащихся – 9-18 лет; вовлечение в досуговую деятельность детей «группы риска» развитие интереса к техническому творчеству; в образовательном партнерстве – через привлечение к реализации программы учителей и педагогов образовательных организаций района, преподавателей и сотрудников ФГБОУ высшего образования Заб.ГУ, специалистов предприятий действующих на территории района, Республики ОАО «Хиагда», ЗАО ЗГРП, старательские артели золотодобывающей промышленности. Созвучность ДОП «Основы робототехники» социальному заказу общества, перспективам развития, запросам и потребностям конкретных получателей образовательных услуг – учащихся всех возрастов и их родителей (законных представителей) является доказательством востребованности ДООП «Основы робототехники» в реалиях современного образования. На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии РОБОНЯША, LEGO education. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальные языки программирования. Цель: 1. Организация объединения учащихся в кружке научно-технической направленности «Робототехника»; 2. Развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования. 3. Участие в мероприятиях технической направленности различного уровня. Задачи: 1. Познавательная задача: развитие межпредметных связей и познавательного интереса к робототехнике и предметам естественнонаучного цикла – физике, технологии, информатике. 2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде Arduino. Дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств; - научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств; - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств. 3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого), развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. 4. Воспитательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей, формировать творческое отношение по выполняемой работе, воспитывать умение работать в коллективе. 5. Выявление способностей и одаренности в сфере научно-технического творчества, составление и социальное сопровождение индивидуальной траектории занятий в сфере НТТ 6. Создание условий для реализации созданных проектов, искать «лидеров», и на их примерах расширять количество вовлеченных в научно-техническое творчество детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по робототехнике - это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучающийся может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию ребят к получению знаний. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники» является модифицированной. Разработанной на основе ДОП «Робототехника» Орлова Ю.А., ДООП конструирования и робототехники «Роботрек» Трефилов П.А. Направленность данной программы техническая, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью робототехнических устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 9 лет до 18 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью. Количество обучающихся в объединении – 15 человек (1 группа), занятия проводятся по подгруппам, т.е. по 7 – 8 человек (1 подгруппа), это связано с тем, что на одном комплекте могут одновременно заниматься 3 человека (один программист и два сборщика). Период реализации программы включает в себя три возрастных периода. 1. Средний школьный возраст дети от 9 до 12 лет. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. 2. Подростковый возраст от 12 до 15 лет - переходный возраст прежде всего в биологическом смысле. Психологически, этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – чувство взрослости. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. 3. Юношеский возраст (от 15 - 16 до18 лет) характеризуется завершением физического созревания. Многих остро волнуют проблемы обеспечения своей "автономии" от старших. Вместе с тем они должны уже найти свое место во взрослом мире, а это требует выработки мировоззрения и осознанной позиции. В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Однако неравномерность физического развития приводит к угловатости, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, пытаясь бравадой отвлечь внимание от своей наружности. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности. Этот возраст характеризуется формированием эстетического отношения к действительности. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИЯХ Срок реализации программы - 3 года. Основными формами занятий является учебно-практическая деятельность: 75% практических занятий, 25% теоретических занятий: – Аудиторные, состоящие из теоретической и практической частей. – Внеаудиторные, для участия в экскурсиях, соревнованиях, мастер-классах по робототехнике. Количество учебных часов 1 год обучения 2 занятия по 2 часа 2 раза в неделю, итого в год 144 часа 2 год обучения 2 занятия по 3 часа 2 раза в неделю, итого в год 144 часа 3 год обучения 2 занятия по 3 часа 2 раза в неделю, итого в год 216 часа 36 учебных недель в год. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: По окончанию курса обучения ребята должны ЗНАТЬ: правила безопасной работы; основные компоненты конструкторов; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов; конструктивные особенности различных роботов; как передавать программы; как использовать созданные программы; приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д. УМЕТЬ: работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.); создавать действующие модели роботов на основе конструктора; создавать программы на компьютере; корректировать программы при необходимости; демонстрировать технические возможности роботов; излагать логически правильно действие своей модели (проекта); творчески подходить к решению поставленной задачи; излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем: - результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике; - фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня. Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - участие в соревнованиях на уровне Республики; - учебно-исследовательские конференции (например: районная научно практическая конференция «Будущее Баунта») - тематические выставки детского технического творчества (2 раза в год) - отзывы родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Программа направлена на формирование у учащихся 9-15 инженерного мышления, навыков конструирования, программирования; Знакомство учащихся 9-18 лет с основами робототехнических технологий; Формирование основ информационной культуры, навыков решения познавательных задач средствами программирования. Занятия направлены на овладение опытом конструирования, программирования и моделирования технических устройств в области «Робототехника». ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом: - заполняется журнал присутствующих на занятиях обучающихся; - объявляется тема занятий; - раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал; - теоретический материал педагог дает обучающимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники); - проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучающихся. Практические занятия проводятся следующим образом: - педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу; - далее педагог показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота; - педагог отдает обучающимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме; - далее ребята самостоятельно в группах проводят сборку узлов робота; - практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ I. Методы организации и осуществления занятий 1. Перцептивный акцент: а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы); б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); в) практические методы (упражнения, задачи). 2. Гностический аспект: а) иллюстративно - объяснительные методы; б) репродуктивные методы; в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания; г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания. 3. Логический аспект: а) индуктивные методы, дедуктивные методы, традуктивный; б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции. 4. Управленческий аспект: а) методы учебной работы под руководством учителя; б) методы самостоятельной учебной работы учащихся. II Методы стимулирования и мотивации деятельности 1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д. 2.Методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации программы «Робототехника» необходимо следующее материальнотехническое обеспечение: 1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов (Робоняша 12+, LEGO Education 8+). 2. Наборы конструкторов: - наборы LEGO Education – 15 шт; - наборы Робоняша – 15 шт; - программный продукт – по количеству компьютеров в классе; - поля для проведения соревнования роботов –1 шт.; - зарядное устройство для конструктора – 2 шт. - ящик для хранения конструкторов – 2 шт. № 1 2 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Количество часов Учебный набор LEGO Education - образовательный робототехнический набор, предназначенный для изучения основ робототехники, базовых принципов работы механизмов и основ кинематики и конструирования простейших подвижных моделей роботов, приводимых в движение электродвигателем. Учебный набор РОБОНЯША базовый Процесс работы с набором включает в себя сборку и программирование робота в рамках учебного занятия. Программирование осуществляется в специальном ПО Учебный набор РОБОНЯША продвинутый 144 216 216 Направленный замотивировать учеников на быстрое оттачивание навыков программирования, моделирования и проектного тестирования Итого: 576 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема занятия Количество часов 1. Учебный набор LEGO Education – 144 часа Инструктаж по технике безопасности. Идея создания роботов. История робототехники. Что такое робот. Применение роботов в современном мире. Виды современных роботов. Соревнования роботов. Знакомство с деталями конструктора LEGO Education. Способы крепления деталей. Создание модели газонокосилки. Тестирование. Усовершенствование. Создание машины с червячной передачей Тестирование. Усовершенствование. Собрать удочку. Осуществляет подъем груза. Знакомство с устройством удочки с катушкой. Тестирование. Усовершенствование. Создание автоматического молота с ручным приводом Знакомство с ручным приводом. Тестирование. Усовершенствование. Создание механического колеса. Тестирование. Усовершенствование. Создание весов Знакомство с функциями. Тестирование. Усовершенствование. Создание маятника с часами. Тестирование. Усовершенствование. Создание Ветряной мельницы (ветряк) — аэродинамический механизм. Подъем грузов с помощью ветра Тестирование. Усовершенствование. Создание лодки с парусом на колесах Знакомство с принципом перемещения лодки с помощью ветра. Тестирование. Усовершенствование. Создание машины с двигателем работающим от аккумулятора. Тестирование. Усовершенствование. Создание гоночной машины и стартовым двигателем. Программирование. 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 Дата Тестирование. Усовершенствование. Создание модели шагающего робота жука с двигателем. Тестирование. Усовершенствование. 13 Создание робота «Собака» с двигающимися частями тела. Тестирование. Усовершенствование. Творческое конструирование собственной модели шагающего робота. Тестирование. Усовершенствование. Создание башенного крана . Подъем тяжестей Тестирование. Усовершенствование. Создание гоночной машины с двигателем. Тестирование. Усовершенствование. Творческое конструирование собственной модели с двигателем для разных ситуаций. Подготовка к соревнованиям. Тестирование. Усовершенствование. Соревнование машин. Создание машин: 1. Движение на время. 2. Проезд препятствий. 14 15 16 17 18 19 6 6 6 6 6 6 6 2. Учебный набор РОБОНЯША – 216 часов Знакомство с контроллером Ардуино .ТБ. Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино Широтно-импульсная модуляция. Программирование Ардуино Сенсоры. Датчики Ардуино Кнопка – датчик нажатия Цифровые индикаторы. Семисегментный индикатор Микросхемы. Сдвиговый регистр Творческий конкурс проектов по пройденному материалу Библиотеки, класс, объект Жидкокристаллический экран Транзистор – управляющий элемент схемы Управление двигателями Управление Ардуино через USB Работа над творческим проектом 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ИТОГО: № п/п Тема занятия 6 12 12 9 9 6 6 6 6 6 6 6 6 9 9 216 Количество часов Дата 3. Учебный набор РОБОНЯША продолжение набора «ЙОДО» – 216 часов 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Вводное занятие. Техника безопасности. Проектный модуль и его отличия от базового. «Мозговой штурм» Обзор конструктора "ЙОДО". Основной комплект и дополнительные модули. Решение программных задач с использованием дополнительных модулей конструктора «ЙОДО» "ЙОДО". Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" Энергосберегающее освещение и звуковое сопровождение. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" Автоматический перекресток и безопасный переход. "ЙОДО". Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" - Автополив зеленых насаждений. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" Автоматическое освещение дома и растений "ЙОДО". Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" - Звуковые предупреждения в доме и Различные датчики безопасности. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" - Автополив растений и их защита Обзор конструктора "Малина". Основной комплект и дополнительные модули. Решение программных задач с 4 4 8 9 использованием дополнительных модулей конструктора "Малина" "Малина" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" - LED панели и указатели. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" - Уличные информационные табло "Малина" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" Взаимодействие освещения с погодой. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" - Управление домом через интернет. Обзор конструктора "Матрешка Z". Основной комплект и дополнительные модули. Решение программных задач с использованием дополнительных модулей конструктора "Матрешка Z". "Матрешка Z" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" Безопасный перекресток. "Матрешка Z" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" - Безопасная дорога. "Матрешка Z" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" Индикаторы состояния Умного дома. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" - Автоматическая отчетность и "советы" по Умному дому. 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 31 32 33 34 35 36 37 38 Обзор конструктора "Робоняша". Основной комплект и дополнительные модули. Решение программных задач с использованием дополнительных модулей конструктора "Робоняша" "Робоняша" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" Безопасность движения. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умная улица" - 4 4 8 10 Полное управление "Улицей" и аварийное отключение. "Робоняша" - Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" – Конвейер. Решение конструкторских задач для применения в проекте "Умный дом" - Полное управление "Домом" и безопасное отключение. Распределительное занятие на проекты "Умный дом" и "Умная улица". Составление проекта и его теоретическая презентация Программная реализация проекта. Сбор и проверка работы модулей. Основы работы в CorelDraw. Создание макета (3D модели) в CorelDraw. Сбор макета и установка модулей. Итоговая проверка работы модулей в проекте Презентация итоговых работ "Умный дом". Презентация итоговых работ "Умная улица" ИТОГО: 6 6 6 6 6 6 6 6 216 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Для педагога: 1. Быков В.Г., Введение в компьютерное моделирование управляемых механических систем. От маятника к роботу. - СПб: Наука, 2011.- 418 с. 2. Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов. - Бином: Лаборатория знаний, 2012. - 338 с. 3. Лучин Р.М., Программирование встроенных систем. От модели к роботу. - СПб: Наука, 2011. - 125 с. 4. Фалина И., Богомолова Т., Большакова Е., Гущин И., Шухардина В., Алгоритмизация и программирование. - М.: Кудиц-Пресс, 2007. - 337 с. Для обучающихся: 1. Азимов А., Я, робот. - М.: Эксмо, 2002. - 137 с. 2. Филиппов С.А., Робототехника для детей и родителей. - СПб: Наука, 2013. - 110 с. Электронные ресурсы: 1. arduino-projects.ru/ 2. http://wiki.amperka.ru/ Видеоуроки от Jeremy Blum (с переводом на русский язык) http://www.jeremyblum.com/category/arduino-tutorials/page/2/ (видеоуроки от Jeremy Blum англ) o http://www.youtube.com/watch?v=bO_jN0Lpz3Q (Урок 1, перевод) o http://www.youtube.com/watch?v=m73Xh0zILnw (Урок 2, ч 1, перевод) http://www.qrz.ru/shareware/contribute/decoder.shtml (декодер маркировки резисторов) o http://www.youtube.com/watch?v=LkR8rxzAo_A (Урок 2, ч. 2, перевод) o http://www.youtube.com/watch?v=_pf9pkfkpH8 (Урок 3, ч. 1, перевод) o http://www.youtube.com/watch?v=DcpA26iIbvE (Урок 3, ч. 2, перевод) 1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ШколаПресс, 2002. - 120 с. 2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения. М.: Школьные технологии, 2000, №2. 3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995 - 21с. 4. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. «Технология». - Вентана-граф, 2007. - 187с. 5. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. Материалыконф. «Школа и компьютер». - М., 2004. -144 с. 6. Громов Ю.Ю. Информационные технологии : учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 260 с. 7. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», -2004. С.84-87. 8. Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002. - 156с. 9. Демьянова О.В. Информационные технологии // Проблемы современной экономики. – 2018. − №1 (33). 10. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника. Высшее образование в России. - 1996. - №1. 11. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. М.: 2007. - 6с. 12. Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом. - М., 2007 - 83с. 13. Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). / под ред. Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002. - 59с. 21 14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 200 15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2000 - 37с. 16. Программно-методические материалы: Технология. 5 - 11 классы. Сост. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2001. 17. Программно-методические материалы: Технология. 5 - 11 классы. Сост. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2001. 18. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 210 с. 19. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 210 с. 20.Войков В. «АЙТИ Квантумтулкит». - Базовая серия «Методический инструментарий тьютора», 2017. 1. ДОП «Робототехника» Орлова Ю.А. 2014г. 2. ДООП конструирования и робототехники «Роботрек» Трефилов П.А. 2017г. Robotis OLLO. Методические рекомендации для ученика. К.В. Ермишин, И.И. Мацаль. Москва, 2014. 3.Вязовов С.М. Соревновательная робототехника: примеры программирования в среде EV3: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 132 с. 4.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр. http://www.lego.com/education/ http://www.wroboto.org/ http://www.roboclub.ru (РобоКлуб. Практическая робототехника.) http://www.robot.ru (Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.) http://mon.gov.ru/pro/fgos/ (Сайт Министерства образования и науки РоссийскойФедерации/Федеральные государственные образовательные стандарты.) http://www.int-edu.ru (Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo.) http://www.openclass.ru