Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования муниципального
образования «Баунтовский эвенкийский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»
Утверждаю
Принята
На педагогическом совете
Приказ № 56
от «29» августа 2021 г.
от «29» августа 2021 г.
Протокол № 8
Директор МБУ ДО
«Центр дополнительного образования детей
и эвенкийских народных ремесел»
Новикова Л.В.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Основы робототехники»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 9/18 лет
Срок реализации: 3 года /576 ч
количество лет обучения//общее количество часов
Автор/разработчик: Санжиев Т.В.
Должность: педагог дополнительного образования
с. Багдарин, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств
робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного
назначения.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Основы
робототехники» связана с повышением уровня информатизации и компьютеризации
современного мира, возрастающим спросом со стороны IT-компаний на подготовленных
специалистов для дальнейшего развития сферы, а также с необходимостью осуществления
комплекса мер и мероприятий как по повышению общего уровня IT-грамотности
современных детей и молодежи, так и по формированию новой системы внешкольной
работы, направленной на вовлечение детей и подростков в IT-творчество разной
направленности. Создания новых условий в системе дополнительного образования для
освоения детьми современных информационных технологий, сфер инновационной
экономики и бизнеса, так называемой техносферы.
Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь,
породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано,
прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых,
заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многоступенными механизмами
типа манипуляторов. Актуальность развития этой темы заключается в том, что в
настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и
программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных
технологий и робототехники.
Новизна данной программы состоит в том, что впервые в практике учреждения
дополнительного образования детей района применяется новые для учащихся
образовательные технологии, интегрированные в школьный учебный процесс и
объединяющие в себе ряд дисциплин школьного курса. В рамках Программы на базе
наборов для конструирования роботов различных марок от простого к сложному
происходит изучение азов робототехники, приобретаются умения и навыки
продуктивного уровня освоения программы.
ДОП «Основы роботехники» педагогически целесообразна, так как учитывает:
- динамику формирования предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся в зависимости от уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий;
- овладение обучающимися различными видами технического творчества (моделирование,
конструирование, программирование) в логике усложнения и интеграции;
- дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и
программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области
физики, механики, электроники и информатики.
Отличительные особенности ДООП «Основы робототехники» заключаются в:
использовании системно-деятельностного, личностно ориентированного и комплексных
подходов в содержательном аспекте реализации программы; уровневом овладении
основами технического конструирования и робототехники в широком возрастном
диапазоне учащихся – 9-18 лет; вовлечение в досуговую деятельность детей «группы
риска» развитие интереса к техническому творчеству; в образовательном партнерстве –
через привлечение к реализации программы учителей и педагогов образовательных
организаций района, преподавателей и сотрудников ФГБОУ высшего образования Заб.ГУ,
специалистов предприятий действующих на территории района, Республики ОАО
«Хиагда», ЗАО ЗГРП, старательские артели золотодобывающей промышленности.
Созвучность ДОП «Основы робототехники» социальному заказу общества,
перспективам развития, запросам и потребностям конкретных получателей
образовательных услуг – учащихся всех возрастов и их родителей (законных
представителей) является доказательством востребованности ДООП «Основы
робототехники» в реалиях современного образования.
На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными
конструкторами серии РОБОНЯША, LEGO education. Для создания программы, по
которой будет действовать модель, используется специальные языки программирования.
Цель:
1. Организация объединения учащихся в кружке научно-технической направленности
«Робототехника»;
2. Развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального
самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и
проектирования.
3. Участие в мероприятиях технической направленности различного уровня.
Задачи:
1. Познавательная задача: развитие межпредметных связей и познавательного интереса к
робототехнике и предметам естественнонаучного цикла – физике, технологии,
информатике.
2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования,
приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике,
знакомство и освоение программирования в компьютерной среде Arduino. Дать
первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и
проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при
конструировании робототехнических средств.
3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии
оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти,
воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого), развивать
творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность
логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
4. Воспитательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины,
коммуникативных способностей, формировать творческое отношение по выполняемой
работе, воспитывать умение работать в коллективе.
5. Выявление способностей и одаренности в сфере научно-технического творчества,
составление и социальное сопровождение индивидуальной траектории занятий в сфере
НТТ
6. Создание условий для реализации созданных проектов, искать «лидеров», и на их
примерах расширять количество вовлеченных в научно-техническое творчество детей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
по
робототехнике - это один из интереснейших способов изучения компьютерных
технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научаться
проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над
практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных
роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить
алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы, оснащенные
специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели
роботов. С его помощью обучающийся может запрограммировать робота на выполнение
определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание
команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что
значительно усиливает мотивацию ребят к получению знаний.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
робототехники» является модифицированной. Разработанной на основе ДОП
«Робототехника» Орлова Ю.А., ДООП конструирования и робототехники «Роботрек»
Трефилов П.А. Направленность данной программы техническая, так как в наше время
робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью
робототехнических устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое
решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и
запрограммировать.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы от 9 лет до 18 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не
имеющие противопоказаний по здоровью. Количество обучающихся в объединении – 15
человек (1 группа), занятия проводятся по подгруппам, т.е. по 7 – 8 человек (1 подгруппа),
это связано с тем, что на одном комплекте могут одновременно заниматься 3 человека
(один программист и два сборщика).
Период реализации программы включает в себя три возрастных
периода.
1. Средний школьный возраст дети от 9 до 12 лет. Для этого возраста характерно,
что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой
происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В
рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования
этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и
построение внутреннего плана действий.
2. Подростковый возраст от 12 до 15 лет - переходный возраст прежде всего в
биологическом смысле. Психологически, этот возраст крайне противоречив, он
характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.
Важнейшая психологическая особенность его – чувство взрослости. Именно на этой
почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами
и с самим собой.
3. Юношеский возраст (от 15 - 16 до18 лет) характеризуется завершением
физического созревания. Многих остро волнуют проблемы обеспечения своей
"автономии" от старших. Вместе с тем они должны уже найти свое место во взрослом
мире, а это требует выработки мировоззрения и осознанной позиции.
В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка
организма ребенка. Однако неравномерность физического развития приводит к
угловатости, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и
старается замаскировать свою нескладность, пытаясь бравадой отвлечь внимание от своей
наружности. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к
познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды
деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера
подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать
препятствия и трудности. Подросток часто уже сам ставит перед собой цели, сам
планирует их осуществление. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется
известной импульсивностью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим
становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти,
причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического
осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер
организованных, регулируемых и управляемых процессов. Важная особенность этого
возраста - формирование
активного, самостоятельного, творческого мышления у
подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного
воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных
убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма,
интернационализма, ответственности. Этот возраст характеризуется формированием
эстетического отношения к действительности. Анализируя и оценивая свое
поведение, подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей,
прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и
взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться
успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИЯХ
Срок реализации программы - 3 года.
Основными формами занятий является учебно-практическая деятельность: 75%
практических занятий, 25% теоретических занятий:
– Аудиторные, состоящие из теоретической и практической частей.
– Внеаудиторные, для участия в экскурсиях, соревнованиях, мастер-классах по
робототехнике.
Количество учебных часов 1 год обучения 2 занятия по 2 часа 2 раза в неделю, итого в год
144 часа
2 год обучения 2 занятия по 3 часа 2 раза в неделю, итого в год 144 часа
3 год обучения 2 занятия по 3 часа 2 раза в неделю, итого в год 216 часа
36 учебных недель в год.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончанию курса обучения ребята должны
ЗНАТЬ:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и
других объектов и т.д.
УМЕТЬ:
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов
и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора;
создавать программы на компьютере;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта);
творчески подходить к решению поставленной задачи;
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы
определения их результативности заключаются в следующем:
- результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент
демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов
по робототехнике;
- фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия
на фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Предусматриваются
различные
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной образовательной программы:
- участие в соревнованиях на уровне Республики;
- учебно-исследовательские конференции (например: районная научно практическая
конференция «Будущее Баунта»)
- тематические выставки детского технического творчества (2 раза в год)
- отзывы родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа направлена на формирование у учащихся 9-15 инженерного мышления,
навыков конструирования, программирования;
Знакомство учащихся 9-18 лет с основами робототехнических технологий;
Формирование основ информационной культуры, навыков решения познавательных
задач средствами программирования.
Занятия направлены на овладение опытом конструирования, программирования и
моделирования технических устройств в области «Робототехника».
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом:
- заполняется журнал присутствующих на занятиях обучающихся;
- объявляется тема занятий;
- раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или
указывается где можно взять этот материал;
- теоретический материал педагог дает обучающимся, помимо вербального, классического
метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании
(аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные
учебники);
- проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучающихся.
Практические занятия проводятся следующим образом:
- педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота
или его часть) практическую работу;
- далее педагог показывает, используя различные варианты, последовательность сборки
узлов робота;
- педагог отдает обучающимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные
материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте
посвященном именно этой теме;
- далее ребята самостоятельно в группах проводят сборку узлов робота;
- практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с
различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время
занятия в обязательном порядке.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
I. Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно - объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, традуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение,
абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные
операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации
новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
2.Методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости:
убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы «Робототехника» необходимо следующее материальнотехническое обеспечение:
1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств,
программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов,
отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и
модулей конструкторов (Робоняша 12+, LEGO Education 8+).
2. Наборы конструкторов:
- наборы LEGO Education – 15 шт;
- наборы Робоняша – 15 шт;
- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;
- поля для проведения соревнования роботов –1 шт.;
- зарядное устройство для конструктора – 2 шт.
- ящик для хранения конструкторов – 2 шт.
№
1
2
3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Учебный набор LEGO Education - образовательный
робототехнический набор, предназначенный для
изучения основ робототехники, базовых принципов
работы механизмов и основ кинематики и
конструирования простейших подвижных моделей
роботов, приводимых в движение электродвигателем.
Учебный набор РОБОНЯША базовый
Процесс работы с набором включает в себя сборку и
программирование робота в рамках учебного занятия.
Программирование осуществляется в специальном ПО
Учебный набор РОБОНЯША продвинутый
144
216
216
Направленный замотивировать учеников на быстрое
оттачивание навыков программирования,
моделирования и проектного тестирования
Итого:
576
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Количество
часов
1. Учебный набор LEGO Education – 144 часа
Инструктаж по технике безопасности.
Идея создания роботов. История
робототехники.
Что такое робот. Применение роботов в
современном мире. Виды современных
роботов. Соревнования роботов.
Знакомство с деталями конструктора LEGO
Education. Способы крепления деталей.
Создание модели газонокосилки.
Тестирование. Усовершенствование.
Создание машины с червячной передачей
Тестирование. Усовершенствование.
Собрать удочку.
Осуществляет подъем груза.
Знакомство с устройством удочки с катушкой.
Тестирование. Усовершенствование.
Создание автоматического молота с ручным
приводом
Знакомство с ручным приводом.
Тестирование. Усовершенствование.
Создание механического колеса.
Тестирование. Усовершенствование.
Создание весов
Знакомство с функциями. Тестирование.
Усовершенствование.
Создание маятника с часами. Тестирование.
Усовершенствование.
Создание Ветряной мельницы (ветряк) —
аэродинамический механизм. Подъем грузов с
помощью ветра
Тестирование. Усовершенствование.
Создание лодки с парусом на колесах
Знакомство с принципом перемещения лодки
с помощью ветра. Тестирование.
Усовершенствование.
Создание машины с двигателем работающим
от аккумулятора. Тестирование.
Усовершенствование.
Создание гоночной машины и стартовым
двигателем. Программирование.
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Дата
Тестирование. Усовершенствование.
Создание модели шагающего робота жука с
двигателем. Тестирование.
Усовершенствование.
13
Создание робота «Собака» с двигающимися
частями тела. Тестирование.
Усовершенствование.
Творческое конструирование собственной
модели шагающего робота. Тестирование.
Усовершенствование.
Создание башенного крана .
Подъем тяжестей Тестирование.
Усовершенствование.
Создание гоночной машины с двигателем.
Тестирование. Усовершенствование.
Творческое конструирование собственной
модели с двигателем для разных ситуаций.
Подготовка к соревнованиям. Тестирование.
Усовершенствование.
Соревнование машин.
Создание машин:
1. Движение на время.
2. Проезд препятствий.
14
15
16
17
18
19
6
6
6
6
6
6
6
2. Учебный набор РОБОНЯША – 216 часов
Знакомство с контроллером Ардуино .ТБ.
Основы проектирования и моделирования
электронного устройства на базе Ардуино
Широтно-импульсная модуляция.
Программирование Ардуино
Сенсоры. Датчики Ардуино
Кнопка – датчик нажатия
Цифровые индикаторы. Семисегментный
индикатор
Микросхемы. Сдвиговый регистр
Творческий конкурс проектов по пройденному
материалу
Библиотеки, класс, объект
Жидкокристаллический экран
Транзистор – управляющий элемент схемы
Управление двигателями
Управление Ардуино через USB
Работа над творческим проектом
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ИТОГО:
№ п/п
Тема занятия
6
12
12
9
9
6
6
6
6
6
6
6
6
9
9
216
Количество
часов
Дата
3. Учебный набор РОБОНЯША продолжение набора «ЙОДО» – 216 часов
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Вводное занятие. Техника безопасности.
Проектный модуль и его отличия от базового.
«Мозговой штурм»
Обзор конструктора "ЙОДО". Основной комплект
и дополнительные модули. Решение
программных задач с использованием
дополнительных модулей конструктора «ЙОДО»
"ЙОДО". Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умная улица" Энергосберегающее освещение и звуковое
сопровождение. Решение конструкторских задач
для применения в проекте "Умная улица" Автоматический перекресток и безопасный
переход.
"ЙОДО". Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умная улица" - Автополив
зеленых насаждений. Решение конструкторских
задач для применения в проекте "Умный дом" Автоматическое освещение дома и растений
"ЙОДО". Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умный дом" - Звуковые
предупреждения в доме и Различные датчики
безопасности. Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умный дом" - Автополив
растений и их защита
Обзор конструктора "Малина". Основной
комплект и дополнительные модули. Решение
программных задач с 4 4 8 9 использованием
дополнительных модулей конструктора "Малина"
"Малина" - Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умная улица" - LED панели
и указатели. Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умная улица" - Уличные
информационные табло
"Малина" - Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умный дом" Взаимодействие освещения с погодой. Решение
конструкторских задач для применения в проекте
"Умный дом" - Управление домом через интернет.
Обзор конструктора "Матрешка Z". Основной
комплект и дополнительные модули. Решение
программных задач с использованием
дополнительных модулей конструктора
"Матрешка Z".
"Матрешка Z" - Решение конструкторских задач
для применения в проекте "Умная улица" Безопасный перекресток. "Матрешка Z" - Решение
конструкторских задач для применения в проекте
"Умная улица" - Безопасная дорога.
"Матрешка Z" - Решение конструкторских задач
для применения в проекте "Умный дом" Индикаторы состояния Умного дома. Решение
конструкторских задач для применения в проекте
"Умный дом" - Автоматическая отчетность и
"советы" по Умному дому.
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
31
32
33
34
35
36
37
38
Обзор конструктора "Робоняша". Основной
комплект и дополнительные модули. Решение
программных задач с использованием
дополнительных модулей конструктора
"Робоняша"
"Робоняша" - Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умная улица" Безопасность движения. Решение конструкторских
задач для применения в проекте "Умная улица" - 4
4 8 10 Полное управление "Улицей" и аварийное
отключение.
"Робоняша" - Решение конструкторских задач для
применения в проекте "Умный дом" – Конвейер.
Решение конструкторских задач для применения в
проекте "Умный дом" - Полное управление
"Домом" и безопасное отключение.
Распределительное занятие на проекты "Умный
дом" и "Умная улица". Составление проекта и его
теоретическая презентация
Программная реализация проекта. Сбор и
проверка работы модулей.
Основы работы в CorelDraw. Создание макета (3D
модели) в CorelDraw.
Сбор макета и установка модулей. Итоговая
проверка работы модулей в проекте
Презентация итоговых работ "Умный дом".
Презентация итоговых работ "Умная улица"
ИТОГО:
6
6
6
6
6
6
6
6
216
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для педагога:
1. Быков В.Г., Введение в компьютерное моделирование управляемых механических
систем. От маятника к роботу. - СПб: Наука, 2011.- 418 с.
2. Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов. - Бином:
Лаборатория знаний, 2012. - 338 с.
3. Лучин Р.М., Программирование встроенных систем. От модели к роботу. - СПб: Наука,
2011. - 125 с.
4. Фалина И., Богомолова Т., Большакова Е., Гущин И., Шухардина В., Алгоритмизация и
программирование. - М.: Кудиц-Пресс, 2007. - 337 с.
Для обучающихся:
1. Азимов А., Я, робот. - М.: Эксмо, 2002. - 137 с.
2. Филиппов С.А., Робототехника для детей и родителей. - СПб: Наука, 2013. - 110 с.
Электронные ресурсы:
1. arduino-projects.ru/
2. http://wiki.amperka.ru/
Видеоуроки от Jeremy Blum (с переводом на русский язык)
http://www.jeremyblum.com/category/arduino-tutorials/page/2/ (видеоуроки от Jeremy Blum
англ) o http://www.youtube.com/watch?v=bO_jN0Lpz3Q (Урок 1, перевод) o
http://www.youtube.com/watch?v=m73Xh0zILnw (Урок 2, ч 1, перевод)
http://www.qrz.ru/shareware/contribute/decoder.shtml (декодер маркировки резисторов) o
http://www.youtube.com/watch?v=LkR8rxzAo_A (Урок 2, ч. 2, перевод) o
http://www.youtube.com/watch?v=_pf9pkfkpH8 (Урок 3, ч. 1, перевод) o
http://www.youtube.com/watch?v=DcpA26iIbvE (Урок 3, ч. 2, перевод)
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ШколаПресс, 2002. - 120 с.
2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения. М.: Школьные технологии, 2000, №2.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995 - 21с.
4. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. под ред. Симоненко В.Д.
«Технология». - Вентана-граф, 2007. - 187с.
5. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. Материалыконф.
«Школа и компьютер». - М., 2004. -144 с.
6. Громов Ю.Ю. Информационные технологии : учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих,
О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО
«ТГТУ», 2015. – 260 с.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.:
Центр «Педагогический поиск», -2004. С.84-87.
8. Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин,
В.М. Вымятин. - Томск, 2002. - 156с.
9. Демьянова О.В. Информационные технологии // Проблемы современной экономики. –
2018. − №1 (33).
10. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника. Высшее образование в России. - 1996. - №1.
11. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. М.: 2007. - 6с.
12. Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом. - М., 2007 - 83с.
13. Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для
преподавателей). / под ред. Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002. - 59с.
21
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под
ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 200
15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования - М., 2000 - 37с.
16. Программно-методические материалы: Технология. 5 - 11 классы. Сост. А.В.
Марченко. - М.: Дрофа, 2001.
17. Программно-методические материалы: Технология. 5 - 11 классы. Сост. А.В.
Марченко. - М.: Дрофа, 2001.
18. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические
проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 210 с.
19. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические
проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 210 с.
20.Войков В. «АЙТИ Квантумтулкит». - Базовая серия «Методический инструментарий
тьютора», 2017.
1. ДОП «Робототехника» Орлова Ю.А. 2014г.
2. ДООП конструирования и робототехники «Роботрек» Трефилов П.А. 2017г.
Robotis OLLO. Методические рекомендации для ученика. К.В. Ермишин, И.И. Мацаль.
Москва, 2014.
3.Вязовов С.М. Соревновательная робототехника: примеры программирования в среде
EV3: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 132 с.
4.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru (РобоКлуб. Практическая робототехника.)
http://www.robot.ru (Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.)
http://mon.gov.ru/pro/fgos/ (Сайт Министерства образования и науки
РоссийскойФедерации/Федеральные государственные образовательные стандарты.)
http://www.int-edu.ru (Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo.)
http://www.openclass.ru