Программа Морозова О.Н 2024 г.

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования муниципального
образования «Баунтовский эвенкийский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей
и эвенкийских народных ремесел»

Принято
на педагогическом совете протокол № 6
от «30» августа 2023 г

МБУ ДО
«Центр ДО детей и эвенкийских
народных ремесел»
______ Л.В. Новикова
и.о. директора
«30» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
геолого-спелеологического кружка «Долган»
«ПЕЩЕРЫ… - ПРИРОДА… - ЛЮДИ…»
Направленность: туристско-краеведческя

Возраст учащихся: __12 – 18 лет
Срок реализации: ___5 лет__ (_1512 часов )
количество лет обучения//общее количество часов
Автор/разработчик:
Морозов Олег Николаевич,
педагог дополнительного образования

. Багдарин
2023 г.
1

Внутренняя рецензия от:
1.

Внешняя рецензия от: И.И. Старковой – кандидата социологических наук доцента
кафедры спортивных дисциплин и туризма ФГБОУ ВО «Бурятский государственный
университет имени Доржи Банзарова»

Программа реализуется в УВР МБУ ДО «Центр ДО детей и ЭНР» с 1998 г.
Программа переработана и дополнена: в 2008 г.,в 2014 г., 2023 г.

1

Оглавление

стр.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования ...................................................... 2
1.
1.2.

1. Пояснительная записка ..................................................................................................... 2
Цель, задачи, ожидаемые результаты .............................................................................. 3

1.3. Содержание программы ...................................................................................................... 10
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий ............................................ 20
2.1. Календарный учебный график............................................................................................ 20
2.2. Условия реализации программы ........................................................................................ 21
2.3. Формы аттестации ............................................................................................................... 21
2.4. Оценочные материалы......................................................................................................... 22
2.5. Методические материалы ................................................................................................... 22
2.6. Список литературы .............................................................................................................. 25

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1. 1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Дополнительная общеразвивающая программа «Пещеры… Природа… Люди…»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ».
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
• Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Постановлением МА МО «Баунтовский эвенкийский район»
от 22.03.2019 г.
• Положение
о
разработке, структуре
и
порядке
утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2022 г.
Актуальность:
– обусловлена необходимостью самореализации подростков через общение с природой
и формирования навыков поведения в экстремальных ситуациях, побуждению детей к
научно-исследовательской работе, вариативности, настойчивому и целенаправленному
самоизучению и самовоспитанию, коммуникативностью в социуме.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
• Спелеология
• Геология
• Туризм
• География
• Медицина
• Геодезия
• Краеведение
• Биология
2

•
•

Палеонтология
Археология

Вид программы:
Авторская программа - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Пещеры… - Природа … - Люди…» создана в 1998 г. на основе личного 20-ти
летнего опыта работы в пещерах с различными коллективами, адаптированная для детей
(диплом IV степени Республиканского конкурса авторских программ дополнительного
образования детей, 2008 г.)
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: туристскокраеведческая
Адресат программы: Программа ориентирована на детей, возрастом от 12 до 18 лет с
учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.
Предусматривается участие более взрослого контингента за рамками программы.
Средние школьники 12-14 лет
Старшие школьники 14-18 лет
Срок и объем освоения программы: 5 лет, 1512 педагогических часов.
12-14 лет – 216 час.
14-18 – 324 час. ( в том числе инд.)
• «Стартовый уровень» - __1__ год обучения, _216___педагогических часов;
• «Базовый уровень» - __2-5__ годы обучения, __324__педагогических часа;
Формы обучения: очная (основная), очно-заочная, очно-дистанционная. Уровень
освоения программы - базовый.
Особенности
организации
образовательной
одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение

деятельности:

группы

Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень
2 часа в неделю по 45
Лекционные, практические занятия, беседы
мин;
Свободное общение

-

Физическая и техническая подготовка
(спортзал, скалодром, семинар…)
Индивидуальная подготовка
Поход

1,5 часа в неделю

Базовый уровень
2 часа в неделю по 45
мин;
2 часа в неделю по 45
мин;
1,5 – 3 часа в неделю

2-4 часа в неделю по 45
мин.
1-4 дня по 6 - 8 часов в 1-25 дней по 8-10 часов в
сутки
сутки

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование творческой здоровой личности через общение с природой при
изучении природных и исторических объектов, в том числе - пещер.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
3

•
•
•
•
•
•
•

сформировать алгоритм достижения цели
сформировать систему опорных знаний, умений туристской подготовки
научить действовать в экстремальной ситуации
обучить грамотной и бережной работе в пещерах
привить навыки исследовательских работ
обучить навыкам походной гигиены
привить здоровьесберегающие привычки

•
•
•
•

РАЗВИВАЮЩИЕ:
развить интерес к познанию мира
развить мышление
развить коммуникативность в каждом ребенке
развить потребность к занятиям физкультурой

•
•
•
•
•
•
•

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
воспитать бережное отношение к окружающей среде
воспитать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям
приобщить подростка к здоровому образу жизни
помочь в формировании у подростка своего «я»
воспитать патриотизм
сформировать социальную активность
воспитать потребность к здоровому образу жизни

Ожидаемые результаты:

Знать

Стартовый уровень
Основы медицины,
ориентирования,
базовые узлы.
Первичная
геологическая
информация

Работа с компасом.
Вязать и применять
основные узлы.
Отличать карбонатные
породы.
Отличать признаки
простых травм,
болезней.
Уметь
Оказывать первую
медицинскую помощь.
Ставить палатки,
разжигать костры.

Базовый уровень
Основы первой медицинской помощи.
Особенности развития пещер. Основы
топографической съемки, работа с прибором Disto.
Различные узлы.
Приемы спасательных работ в различных ситуациях
Основы походной деятельности

Уметь производить простую топографическую
съёмку и графические построения.
Делать простейшую навеску верёвок.
Знать приёмы техники SRT.
Работать в команде.
Знать приемы организации лагерей.
Применять полученные знания и умения не только в
кружковой работе, но и в разнообразных жизненных
ситуациях.
Строить цифровые и 3D модели пещер.
Выполнять навеску снаряжения в пещерах.
Предвидеть опасные ситуации.
Различать пещеры разного генезиса.
Понимать суть выполненной работы и получать от нё
удовольствие.
Излагать грамотно известную информацию.
4

Стартовый уровень
Ориентироваться.
Владеть простейшей
техникой работы на
веревках, приемами
оказания простой
медицинской помощи,
Владеть
способами определения
карбонатных пород.
Владеть приемами
установки несложных
лагерей.

Базовый уровень
Владеть способами топографической (в том числе
программой Topodroid.съёмки, техники SRT,
приёмами приготовления и добывания пищи в
полевых условиях, способами противостояния
природным стихиям.

У детей в современном мире компьютеров все меньше и меньше места остается для
живого общения друг с другом, с природой. Теряются практические навыки поведения на
природе, в социуме. Действительные знания о мире заменяются виртуальными, чаще всего
далекими от практики.
Занятия спелеологией, туризмом, краеведением, основами науки, позволяет приблизить
подростков к реалиям жизни, выработать свою линию жизни и жизненные принципы, учит
преодолению сложностей, поискам принятия правильных решений. Исследования родного
края воспитывают в детях любовь к Родине, патриотизм. Кроме того, данные виды занятий
способствуют выработке основ жизненного уклада, подготовке юношей к службе в армии,
девушек к ведению простейшего домашнего хозяйства.
В программе туристско-краеведческой направленности «Пещеры… Природа…
Люди…» использован личный многолетний опыт работы в геологических партиях,
спелеологической деятельности, работы в научно-исследовательском институте. Также
используются современные достижения и технологии в этих направлениях. Широко
практикуются связи и взаимодействие со специалистами различных направлений науки и
практики. Уже 27 лет программа
«Пещеры… Природа… Люди…» дополняясь и
совершенствуясь успешно реализуется в геолого-спелеологическом кружке «Долган».
Отличительные особенности заключается в межпредметной интеграции спелеологии,
туризма, геологии, краеведения, истории, биологии, экологии, географии, физической
культуры. Новым видом деятельности для юных спелеологов являются научные
исследования, изыскания, в своем большинстве в новых районах и новых пещерах.
Введены часы «Свободное общение», которые позволят объединить ребят в коллектив
единомышленников, направляющий свои усилия для достижения поставленной перед
кружком цели.
Стержнем всего курса является полевая практика, включающая походы,
специализированные экспедиции, посещения пещер, получение, а также отработка ранее
приобретенных практических навыков и получение в значительном количестве новой
информации в естественных условиях.
• Помощь в выборе общения подростка в социуме.
Программа адресована подросткам 12-18 лет и является долгосрочной.
Занятия по типу относятся к комбинированным. Формы занятий – практическое
занятие, презентация, беседа, поход, экскурсия, экзамен, просмотр фильма, обсуждение.

5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основой образовательного процесса является личностно-ориентированный подход.
Программа является модульной:
• БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ - Первый год обучения - подготовка учащихся к
несложному походу (3-5 дней) - основы туристских и геологических знаний и
навыков, 1- 2 многодневных похода
• УГЛУБЛЕННЫЙ МОДУЛЬ - Второй и третий годы обучения знакомство со спелеологией и другими дисциплинами, начало
индивидуальной научной работы, 2-3 многодневных похода в год
• МОДУЛЬ «Я САМ» – Четвертый-пятый годы обучения совершенствование мастерства, работа на интересных природных объектах,
подготовка докладов, экскурсий, научных статей, не менее 3-х многодневных
походов в год.
Образовательный процесс идет по воронкообразной спирали. То есть в каждый
последующий модуль возвращаемся в незначительном количестве к ранее изученному
материалу с расширением полученных знаний, умений и навыков и добавлением новых. Это
позволяет сразу включать вновь поступивших подростков в работу в разные модули в
соответствии с возрастом.
Условия набора обучающихся в объединение: принимаются все желающие с учетом
здоровья (медицинская справка). Занятия проводятся в группах, как правило,
одновозрастного или близкого по возрасту состава. В соответствии с возрастом
обучающиеся условно делятся на младшее (6-7 классы), среднее (8-9 классы) и старшее
звенья. В средних и старших звеньях кружковцы могут также обучаться в смешанных
группах, звеньях и индивидуально.
Учитывая специфику кружка и соблюдение техники безопасности – многодневные
сложные походы, удаленность изучаемых объектов от населенных пунктов, работа на
веревках, в спортзале и на скалодроме, наполняемость групп составляет:
• Для 1-го года обучения - не менее 10 человек
• Для 2-го и последующих годов обучения – не менее 6 человек
• Группа индивидуальной подготовки – 1 -3 человека
Основанием для этого является:
1. Безопасность проводимых занятий, мероприятий
2. Качество усвоения нового материала
3. Мобильность коллектива при проведении многодневных походов, тренировочных
занятий
Процесс обучения состоит из 2 блоков:
– Теоретико-практический
– Полевая практика
Теоретико-практический курс включает в себя групповые занятия в помещении
Центра дополнительного образования, спортивном зале, скалодроме, походы выходного дня
(однодневные), экскурсии, индивидуальную работу. Полевая практика – многодневные
походы, экспедиции, семинары.
В холодное время года практические навыки обращения с веревками отрабатываются
и закрепляются в спортзале. Для занятий необходима спортивная форма и рабочие перчатки.
Спортзал оборудован шведской стенкой и крючьями на потолке для подвешивания веревки.
Здесь учащиеся получают общефизическую подготовку, которая заключается в выполнении
различных упражнений, игр (чуры на шведской стенке, баскетбол, и др.). Для проведения
отдельных мероприятий, занятий, группы могут объединяться в одну. В теплое время года
подобные занятия могут проводиться на скалодроме.
В каждую группу введены часы так называемого «свободного общения». Как
показала практика, подросткам катастрофически не хватает простого общения. Общение
6

является одним из важнейших факторов формирования личности. Это подчеркивают все
отечественные и зарубежные психологи, изучающие развитие подростков. Упор делается как
на «социально-ориентированное общение» (Д.И. Фельдштейн, 1980), так и на интимноличностное общение.
Вариант с выделенными для свободного общения часами позволяет создать в
объединении коллектив, а не группу людей, приходящих на занятия. В эти часы
осуществляется ремонт снаряжения, оборудование помещения, идет просмотр фильмов,
обсуждаются новости спелеологии, различные проблемы, зачитываются доклады перед
выступлением... Количество часов «свободного общения» в неделю может быть от двух до
четырех в каждой группе. Посещать занятия «свободного общения» может любой член
кружка в удобное для него указанное в расписание время.
К индивидуальной работе относятся подготовка докладов, проектов, подготовка к
конкурсам, выступления на конференциях, участие в конкурсах, подготовка и проведение
экскурсий.
В зависимости от наличия технических средств, снаряжения, методических пособий
занятия могут проводиться вне помещения Центра дополнительного образования подготовка к походу, изготовление и ремонт снаряжения, индивидуальная работа, работа на
компьютере и др.
Исходя из опыта работы, нагрузка на педагога составляет – 2-3 группы на 1
ставку. Основанием для этого является:
1. Безопасность проводимых занятий, мероприятий
2. Личностно-ориентированный подход в обучении
3. Высокое качество обучения
4. Высокое качество воспитательной работы
На каждую группу в учебное время будет приходиться 4 - 12 часов в неделю в
зависимости от года обучения, количества учащихся и т.п. Занятия в спортивном зале
составляют от 1 до 3 академических часов на группу, практические и теоретические основы
проводятся в помещении «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
ремесел». Занятия спаренные с перерывом 10 минут, 2-4 часа в неделю.
Одним из основных видов деятельности кружка является проведение
исследовательской работы в условиях многодневного похода (полевая практика). Чем
чаще и протяженнее он будет, тем существеннее окажется воспитательный результат.
Как показали исследования автора, проведенные в 2003 году, для создания ядра кружка
необходимо как можно больше проводить многодневных походов. В походах при
совместном преодолении трудностей, оказании взаимной помощи создается особый
моральный климат в коллективе, положительно влияющий на подростков. Взаимоотношение
«взрослый-ребенок» переходят в другую плоскость - «друг-друг». Для участия в походах
необходим определенный практический и теоретический уровень знаний подростков,
который обеспечивается практическими и теоретическими занятиями, в том числе и учебнотренировочными походами, где отрабатываются на практике те или иные навыки,
полученные ранее. Предусматривается стажировка в походах в качестве ответственного за ту
или иную должность, старшего группы, руководителя похода. В процессе похода обучаемые
получают дополнительные знания и навыки, не предусмотренные программой, и закрепляют
ранее полученные.
Возможна корректировка календарно-тематического плана при составлении рабочей
программы и в течение учебного года (исключение или введение новых тем, мероприятий,
уменьшение или увеличение количества часов на усвоение материала темы) в зависимости
от планов на учебный год или при проведении необходимого незапланированного
мероприятия.
В
организационном
плане
геолого-спелеологический
кружок
«Долган»
взаимодействует со средствами массовой информации. Это помогает не только вести
разъяснительную работу среди населения, но и рекламировать свою деятельность на
7

районном и республиканском уровне. Публикация работ в научных журналах позволяет
заинтересовать подростков в научных исследованиях и закрепить авторское право на
научные разработки и довести до ученых и общественности результаты работ. Тесное
сотрудничество с Багдаринской общеобразовательной школой позволяет ориентировать
обучающихся на повышение качества учебы. Наградой за это является участие кружковцев в
многодневных походах в учебное время или в специализированных экспедициях.
Огромнейшую роль в деятельности кружка играют родители подростков.
Взаимодействуя с ними, руководитель кружка корректирует действия в воспитательной
работе. Постоянные контакты с Поисково-спасательной службой Республики Бурятия и
Музеем народов Севера с. Багдарин позволяют расширять поле деятельности кружка.
Совместные работы с другими объединениями, научными сотрудниками различных
институтов повышают интерес детей к различным областям знаний и обогащают их
значительным количеством информации.

8

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
ГЕОЛОГО-СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ДОЛГАН»

Баунтовский отдел образования
Редакция
газеты
«Витимские
зори»

Редакция
газеты
«Традиция»

Редакция сборника
материалов международной
научной заочной
конференции «Спелеология
и спелестология»

СМ
* Багдаринская средняя

общеобразовательная школа

Поисковоспасательная
служба РБ

Центр дополнительного
образования и
эвенкийских народных
ремесел

Багдаринская эвенкийская
школа-интернат среднего
(полного) общего
образования

Геологоспелеологический
кружок «Долган»

Родители

Музей Народов
Севера Бурятии

Ресурсный центр
патриотического
воспитания,
туризма и спорта
РБ

Организация
«Gobike.ru»
г. Чита

Редакция журнала
«Пещеры»

Спелеоклуб
«Арабика»
г. Иркутск
Спелеоклуб
«Байкалспелео»
г. Иркутск

Российский
союз
спелеологов

Спелеоклуб
«Прорыв»
г. Улан-Удэ

Научные институты, организации
Российский институт
карстоведения и
спелеологии, г. Пермь

Бурятский филиал
Российского института
экспериментальной
биологии,
Бадмаев Б.Б.,Харпухаева
Т.М. - кандидаты
биологических наук

Бурятский
научный
центр

Иркутский
государственный
университет:
-археологи
-ихтиологи 9

Институт
Земной
Коры СО
АН РФ –
палеонтологи

Бурятский
государственный
университет,
Пыжикова Е.М. –
кандидат
биологических наук

Русское
географическое
общество

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план 1-го года обучения. Стартовый уровень.
Всего
часов

№ п/п

Тема

1
2
3

Вводное занятие
Безопасность
Введение. Пещеры - понятия, основные данные
Узлы
Медицина
Геология
Компас и работа с ним. Ориентирование
Физическая и техническая подготовка
Подготовка к собеседованию. Собеседование.
Подготовка к походу
Поход
Разбор похода
ИТОГО 1 год обучения:

4
5
6
7
9
10
12
13
13

Количество часов

1
1

теория
1
1

практика
-

2

2

-

18
8
8
6
78
16
10
64
4
216

2
6
3
2
12
4
33

16
2
5
4
78
4
10
64
183

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Вводное занятие. Безопасность (2 ч). Знакомство с учащимися. Рассказ о работе
кружка. Пожарная безопасность в лесу и населенных пунктах. Безопасность в спортзале,
при работе со снаряжением, на скалодроме, в пещерах и походах.
Тема 1. Введение. Пещеры - понятия, основные данные (2 ч). Характеристика трех
самых длинных и трех самых глубоких пещер мира, стран СНГ, Бурятии. Применение
пещер: археология, палеонтология, объект формирования полезных ископаемых, место
обитание разнообразной фауны, рекреационный объект, медицинские исследования,
бальнеология, объект исследования минералогов, геологов, инженерных геологов,
гидрогеологов.
РАЗДЕЛ 1. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Тема 1. Медицина (8 ч). Личная гигена. Закливание организма. Ушибы,
растяжения, ссадины. Пищевые отравления. Солнечный и тепловой удары. Переломы.
Ожоги. Обморожение. Переохлаждение. Причины заболевания, симптомы, первая
медицинская помощь.
РАЗДЕЛ 2. ГЕОЛОГИЯ
Тема 1. Горные породы (8 ч) Образование магматических, метаморфических и
осадочных пород. Классификации магматических: 1) интрузивные (глубинные) и
эффузивные (излившиеся); 2) кислые, средние, основные. Определение образцов.
РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ ТУРИСТСКИЕ НАВЫКИ
Тема 1. Компас. Ориентирование (6 ч). Горный компас, компас Андрианова,
жидкостный компас. Решение прямой и обратной задачи. Определение времени по
компасу. Ориентирование с помощью компаса, .
Тема 2. Узлы (18 ч). Вязание и применение узлов: прямой (2 способа), простой
10

проводник (2 способа), проводник восьмерка (2 способа), срединный проводник, двойной
проводник, грейпвайн, встречный простой, встречный восьмерка, стремя (2 способа),
штык, удавка, булинь, схватывающий, австрийский схватывающий, карабинная удавка,
Бахмана, бурятский.
РАЗДЕЛ 4. ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая и техническая подготовка (78 ч). Общефизическая подготовка:
упражнения, игры. Отработка практических навыков работы с веревками и снаряжением:
гимнастического лазания, начальный этап обучения лазания способом SRT. Скалолазание,
страховка.
РАЗДЕЛ 6. Собеседование.
1. Подготовка к собеседованию (12 ч). Повторение материала, пройденного по
курсу «1 год обучения».
2. Собеседование (4 ч). Проверка знаний учащихся, в ходе которой идет допуск к
летнему многодневному походу
РАЗДЕЛ 7. ПОХОДЫ
1. Подготовка к походам (10 ч). Сбор рюкзаков. Раскладка продуктов. Укладка
рюкзаков.
2. Походы (64 ч). Поход по родному краю с целью закрепления полученных
навыков и приобретения новых.
3. Разбор походов (4 ч). Итоги, выводы, замечания по походу. Разбор действий участников похода.
Учебно-тематический план 2-го года обучения. Базовый уровень.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Всего
часов

Тема
Вводное занятие
Безопасность
Работа с компасом. Ориентирование
Узлы
Медицина
Геология
Формирование пещер
Личное и общественное снаряжение
спелеолога
Пещеры и геологическая среда
Вторичные образования пещер
Свободное общение
Топографическая съемка пещер
Подготовка докладов
Физическая и техническая подготовка
Подготовка к походам
Походы
Разбор походов
ИТОГО 2 год обучения

2
1
1
4
8
4
2
2

1

1

2
2
40
18
32
100
20
80
6
324

2
2
8
6
30

10
100
20
80
222

Содержание
11

Количество часов
теория
пракиндив.
тика
работа
2
1
1
4
6
2
4
2
-

40
32

72

ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Вводное занятие. (2 ч). Обсуждение планов на учебный год. Составление
плана на текущий год.
Тема 2. Безопасность (1 ч). Пожарная безопасность. Безопасная работа в спортзале,
на скалодроме, в пещерах и походах.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТУРИСТСКИЕ НАВЫКИ
Тема 1.Узлы (4 ч). Повторение ранее пройденных узлов. Полиспаст.
Тема 2. Компас и работа с ним. Ориентирование (1 ч). Повторение ранее пройденного материала. Использование горного компаса для топографической съемки пещер.
РАЗДЕЛ 2. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Тема 1. Медицина (8 ч). Повторение ранее пройденного материала. Искусственное
дыхание и вентиляция легких (способы). Кома, клиническая смерть, извлечение из под
завалов - их признаки и оказание первой медицинской помощи.
РАЗДЕЛ 3. ГЕОЛОГИЯ
Тема 1. Геология (4 ч) Повторение ранее пройденного материала. Основные
породообразующие минералы.
РАЗДЕЛ 4. ПЕЩЕРЫ
Тема 1.Личное и общественное снаряжение спелеолога (2 ч). Личное и общественное снаряжение для горизонтальных, вертикальных и обводненных пещер, базовых
лагерей.
Тема 2. Формирование пещер (2 ч). Основные факторы образования карстовых
полостей. Классическая теория «Вертикальной циркуляции вод»: вадозная и фреатическая
зоны, стадии формирования пещер. «Артезианская» теория образования пещер
Тема З.Пещеры и геологическая среда (2 ч). Горные породы, в которых возможно
образование пещер. Пещеры в нерастворимых породах, условия для их образования.
Влияние различных природных факторов на образование пещер. Самые крупные полости
по видам пород, их параметры, местонахождение.
Тема 4. Вторичные образования пещер (2 ч). Определение и условия образования
вторичных отложений: остаточные, обвальные, водные механические, водные
хемогенные, пещерный лед и снег, органогенные, антропогенные.
Тема 5. Топографическая съемка пещер (18 ч). Понятие о планах и разрезах
(разрез-развертка, разрез-проекция на плоскость). Способы топографической съемки
пещер (залов, высоких ходов), необходимый инструмент. Состав топосъемочной группы и
обязанности. Практическая отработка топографической съемки пещер в здании Дома
детского творчества или мелкой пещере. Построение планов и разрезов по результатам
топографической съемки.
РАЗДЕЛ 5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ
1. Подготовка докладов (32 ч). Подготовка докладов, научных статей к
конференциям, слетам с учащимися кружка.
РАЗДЕЛ 6. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Свободное общение (40 ч). Обсуждение различных тем,
оборудование кабинета, ремонт и изготовление снаряжения, чаепития и т.п.
РАЗДЕЛ 7. ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
12

новостей,

1. Физическая и техническая подготовка (100 ч). Общефизическая подготовка:
упражнения, игры. Отработка практических навыков работы с веревками и снаряжением:
освоение способа SRT, освоение перестежек. Скалолазание. Спуск, подъем, траверс.
Страховка.
РАЗДЕЛ 8. ПОХОДЫ
1. Подготовка к походам (20 ч). Подготовка и распределение снаряжения,
раскладка продуктов, приобретение продуктов, работа с картами.
2. Походы (80 ч). Не мене 3-х многодневных походов. Посещение пещер. Пешие
походы. Возможны 1-2 однодневных похода. Начальный этап исследовательской работы в
походах.
3. Разбор походов (6 ч). Итоги, выводы, замечания по походу. Разбор действий
участников похода.

13

Учебно-тематический план 3-го года обучения. Базовый уровень.
№ п/п

Всего
часов

Тема

Количество часов
теория
пракиндив.
тика
работа
2
1
1
-

1
2
3

Вводное занятие
Безопасность
Продвижение по склонам и болотам

2
1
1

4
5
6

Отчет о походе
Медицинская помощь
Формирование Земли и земной
поверхности
Геология
Геологические эпохи, их связь с
палеонтологией и археологией
Организация опор и навеска снаряжения
Переправы
Страховка
Общая и специальная физическая
подготовка
Питание в походе
Узлы
Летучие мыши пещер
Компас и работа с ним. Ориентирование
Виды туризма, их особенности и
перспективы развития в Баунтовском
районе
Руководитель похода, его обязанности и
ответственность
Причины травматизма и анализ
несчастных случаев
Техника SRT
Свободное общение
Физическая и техническая подготовка
Подготовка докладов, экскурсий
Подготовка к походам
Походы
Разбор походов
ИТОГО 3 год обучения

2
8

1
6

1
2

2

2

-

4

2

2

2

2

-

2
2
2

1
2
2

1
-

2

2

-

2
2
2
2

2
2
2

-

2

1

1

2

2

-

2

2

-

4
20
80
40
30
98
10
324

2
-

2
80

10
47

30
98
217

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

20
40

60

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Вводное занятие. (2 ч). Обсуждение, составление планов на текущий год.
Тема 1. Безопасность (1 ч). Пожарная безопасность. Безопасная работа В спортзале,
на скалодроме, в пещерах и походах.
РАЗДЕЛ 1. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Тема 1. Медицинская помощь (8 ч). Повторение ранее пройденного материала.
РАЗДЕЛ 2. ГЕОЛОГИЯ
Тема 1. Формирование Земли и земной поверхности (2 ч). Гипотезы образования
Земли: Канта-Лапласа, Джеймса Джинса, Шмидта, современные. Лавразия, Годвана,
образование современных континентов.
14

Тема 2. Геология (4 ч). Повторение ранее пройденного материала. Основные
рудные минералы: свойства, определение
Тема 3. Геологические эпохи, их связь с палеонтологией и археологией (2 ч).
Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой – смена животных и растительных форм.
Палеолит, мезолит, неолит, каменный, бронзовый, железный века
РАЗДЕЛ 3. ТУРИЗМ
Тема 1. Организация опор и навеска снаряжения (2 ч). Основные принципы и способы навески снаряжения: линейный, спаренный, точечный. Навеска: W-образная,
петлями, узлами простой проводник , проводник восьмерка, двойной проводник.
Основные и вспомогательные опоры.
Тема 2. Переправы (2 ч). Виды переправ: в брод, с укладкой бревна, навесная.
Организация страховки. Способы натяжения веревки.
Тема 3. Страховка (2 ч). Нижняя и верхняя страховка. Самостраховка.
Безопасность. Использование различных способов и приспособлений.
Тема 4. Питание в походе (2 ч). Основы питания. Баланс белков, жиров, углеводов.
Калорийность. Составление меню с учетом нагрузок
Тема 5. Отчет о походе (2 ч). Предпоходная подготовка, документация. Сбор
материала о походе. Понятие о категорийности похода. Работа с МКК, спасслужбой.
Разделы отчета. Требования к описательной части.
Тема 6. Узлы (2 ч). Повторение ранее пройденного материала. Узлы УИАА, Гарда
Тема 7. Общая и специальная физическая подготовка (2 ч). Нормативы по
общефизической подготовке. Специальные упражнения, снаряды, оборудование
скалодрома. Самоподготовка. Самоконтроль.
Тема 8. Компас и работа с ним. Ориентирование (2 ч). Повторение ранее пройденного материала. Работа с картами.
Тема 9. Виды туризма, их особенности и перспективы развития в Баунтовском
районе (2 ч). Использование природных факторов в рекреационных целях. Пешеходный,
водный, горный, лыжный, конный, автомобильный и велотуризм, альпинизм.
Нетрадиционные виды туризма.
Тема 10. Руководитель похода, его обязанности и ответственность (2 ч). Особенности организации туристских походов. Качества, необходимые руководителю. Обязанности. Ответственность. Документация.
Тема 11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев (2 ч). Статистика несчастных случаев по видам пещер, снаряжению, видам туризма. Причины травматизма.
Сведение к минимуму возможности несчастного случая.
РАЗДЕЛ 4. ПЕЩЕРЫ
Тема 1. Летучие мыши пещер (2 ч). Летучие мыши, особенности их биологии,
семейства, виды, существующие в Бурятии. Условия существования летучих мышей,
питание. Охранные меры. Методы наблюдения за рукокрылыми.
Тема 2. Техника SRT (4 ч). Организация навески снаряжения. Возможности, преимущества и недостатки техники SRT по сравнению с классической техникой.
РАЗДЕЛ 5. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Свободное общение (20 ч). Обсуждение различных тем, новостей, оборудование
кабинета, ремонт и изготовление снаряжения и т.п.
РАЗДЕЛ 6. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ И ЭКСКУРСИЙ
1.Подготовка докладов и экскурсий (40 ч). Работа над научными докладами,
статьями с учащимися кружка. Начальный этап подготовки гидов-проводников.
15

РАЗДЕЛ 7. ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая и техническая подготовка (80 ч). Общефизическая подготовка:
игры, упражнения. Навыки работы с веревками, отработка способов передвижения на
веревках, разбор различных ситуаций.
РАЗДЕЛ 8. ПОХОДЫ.
1. Подготовка к походам (30 ч). Сбор и раскладка продуктов, рюкзаков. Работа с
картами.
2. Походы (98 ч). Походы различного направления по родному краю.
3. Разбор походов (10 ч). Итоги, выводы, замечания по походу. Разбор действий
участников похода. Написание отчета о походе.

16

Учебно-тематический план 4-го года обучения. Продвинутый уровень.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Всего
часов

Тема
Вводное занятие
Безопасность
Топография. Электронные приборы.
Программы.
Медицинская помощь
Спасательные работы
Узлы
Свободное общение
Подготовка докладов, экскурсий
Физическая и техническая подготовка
Подготовка к походам
Походы
Написание отчета о походе, разбор
походов
ИТОГО 4 год обучения

2
1
7

Количество часов
теория
пракиндив.
тика
работа
2
1
6
1

14
8
2
8
52
80
20
114
16

8
3
3
6

6
5
2
80
17
114
10

324

27

235

8
52

62

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Вводное занятие. (2 ч). Обсуждение, составление планов на текущий год.
Тема 1. Безопасность (1 ч). Пожарная безопасность. Безопасная работа в спортзале,
на скалодроме, в пещерах и походах.
РАЗДЕЛ 1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Тема 1. Медицинская помощь (14 ч). Повторение ранее пройденного материала.
Основы медицинских знаний: поражение электричеством, попадание инородных тел в
верхние дыхательные пути, помощь утопающим, внезапная потеря сознания,
травматический шок, ожог.
Тема 2. Спасательные работы (8 ч). Организация спасательных работ. Средства.
Снаряжение. Отработка методов. Особенности спасательных работ в пещерах.
Привлечение туристов и спасателей к спасательным работам.
РАЗДЕЛ 2. ТУРИЗМ
Тема 1. Узлы (2 ч). Повторение ранее пройденных узлов, схем навесок снаряжения.

РАЗДЕЛ 3. СПЕЛЕЛОГИЯ
Тема 1. Топография. Электронные приборы. Программы. (7 часов). Современные
методы и приборы для топографической съемки. Работа с прибором DISTO. Калибровка.
Программа TERRION. Совмещение с электронным прибором. Построение планов,
разрезов, 3D моделей пещер.
РАЗДЕЛ 4. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
17

1. Свободное общение (8 ч). Обсуждение различных тем, новостей, оборудование
кабинета, ремонт и изготовление снаряжения и т.п.
РАЗДЕЛ 5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ И ЭКСКУРСИЙ
1. Подготовка докладов, экскурсий (52 ч). Подготовка докладов, статей с
учащимися кружка. Подготовка и проведение экскурсий.
РАЗДЕЛ 6. ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая и техническая подготовка (80 ч). Общефизическая подготовка: игры,
упражнения. Навыки работы с веревками, отработка способов передвижения на веревках,
различных ситуаций.
РАЗДЕЛ 7. ПОХОДЫ
1. Подготовка к походам (20 ч). Сбор и раскладка продуктов, рюкзаков. Подготовка
снаряжения. Работа с картами. Сбор информации.
2. Походы (114 ч). Походы различного направления по родному краю.
3. Написание отчета о походе (16 ч). Составление отчета о походе. Разбор походов.

18

Учебно-тематический план 5-го года обучения. Продвинутый уровень.

№
п/п

Тема

Всего
часов

1
2
3
4
5
6

Физическая и техническая подготовка
Подготовка докладов, экскурсий
Свободное общение
Подготовка к походам
Походы
Разбор походов, написание отчета
ИТОГО 5 год обучения

80
60
20
30
108
26
324

Количество часов
теория
пракиндив.
тика
работа
80
60
20
30
108
4
22
4
240
80

Содержание
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая и техническая подготовка (80 ч). Общефизическая подготовка: игры,
упражнения. Навыки работы с веревками, закрепление навыков различных способов
передвижения на веревках. Разбор различных ситуаций.
РАЗДЕЛ 2. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ И ЭКСКУРСИЙ
1. Подготовка докладов, экскурсий (60 ч). Подготовка докладов, статей.
Проведение экскурсий.
РАЗДЕЛ 3. СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Свободное общение (20 ч). Обсуждение различных тем, новостей, оборудование
кабинета, ремонт и изготовление снаряжения и т.п.
РАЗДЕЛ 4. ПОХОДЫ
1. Подготовка к походам (30 ч). Сбор и раскладка продуктов, рюкзаков, снаряжения. Работа с картами. Сбор информации.
2. Походы (108 ч). Походы (3-4) различного направления по родному краю, путешествия за пределами Бурятии.
3. Разбор походов (26 ч). Итоги, ВЫВОДЫ, замечания по походу. Разбор действий
участников похода. Написание отчета.

19

Формы контроля:
Аттестация промежуточная/итоговая.
Проверка ЗУН: теория: собеседование, тестирование, наблюдение.
Практическая работа: наблюдение, собеседование
Итоговое занятие. Зачетный поход, собеседование, выступление на конференции,
проведение экскурсии, печать научной статьи в СМИ и научных журналах

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель

36 недель
• 1 год обучения (от 216 час. - 96
дней)
• 2 год обучения (от 324 час. –
139 дней)
• 3 год обучения (от 324 час. –
139 дней)
• 4 год обучения (от 324 час. –
139 дней)
• 5 год обучения (от 324 час. –
139 дней)

Количество учебных дней

•

С 29 октября по 31 августа для
обучающихся второго и
Даты начала и окончания учебного года последующих лет обучения
С 10 ноября по 31 июня для
обучающихся 1 года обучения
Сроки промежуточной аттестации
(по УТП)
входнаяноябрь
Промежуточн
ая- февраль
Рубежная- июнь в конце 1 и август
в конце 2-4 годов обучения
ДОП на 5 лет
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

(по УП) в конце 5 года обучения
(май)

20

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Характеристика
Учебный кабинет площадью и освещенностью в
соответствии с нормами СанПиН (площадь
кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая
освещенность должна быть не менее 20 Вт на
кВ.м.. Помещение должно иметь естественное
освещение, направленность светового потока от
окна на рабочую поверхность должна быть
левосторонней (детей леворуких усаживать
особым образом). Учебная мебель, ноутбук – 1
шт, мультимедиа проектор – 1 шт., экран – 1 шт,
наборы верёвок, образцы горных пород и
минералов, необходимое снаряжение…
- литература
- аудио
- видео
- фото
- интернет источники
Педагог дополнительного образования, высшей
квалификационной категории

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Год
обучения

входящая
промежуточная
рубежная

Анкета

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Участие
ПодгоПодгоУчас
в
товка и
товка и
тие в
НаблюТестироСобесед походах,
выступпублимеро
дение
вание
ование
в т. ч.
ление с
кация
прия
зачетдокланаучной
-тиях
ных
дами
статьи
1 год:

Подго-товка
и проведение
экскур-сии

+
+

+

+

+

+
+

+
2 год:

промежуточная
рубежная

+

+

+

+

+

+

+

+

3 год:
промежуточная
рубежная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4 год:
промежуточная
рубеж-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
21

+

+

+

+

ная
5 год:
промежуточная
итоговая

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами

Методики

Ежегодное составление таблицы личностных
свойств учащегося и сравнение с таблицами
предыдущих годов

Постоянный обмен информацией с родителями

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Вся деятельность педагога направлена на развитие созидательной, творческой
личности ребенка. Реализация содержания всего образовательно-воспитательного
процесса опирается на следующие принципы:
- принцип доступности,
который определяет построение процесса обучения и
воспитания в кружке с учетом всех особенностей ребенка, без интеллектуальных,
физических и моральных перегрузок;
- принцип систематичности и последовательности позволяет за меньшее время достичь
больших результатов;
- принцип уникальности дает возможность взглянуть на ребенка как на уникальную
личность, способную к самораскрытию в соответствии со своими особенностями;
позволяет ребенку совместно с педагогом выбрать свой индивидуальный темп
продвижения по образовательной программе;

- принцип научности и творчества помогает в совместном поиске решения
возникающих проблем;
- принцип динамики позволяет довести познавательный интерес до склонности к
определенной деятельности.
Для успешной реализации воспитательных задач нельзя забывать о таких принципах,
как
- принцип успеха, ведущий к формированию позитивной «Я – концепция», он основан на
том, что каждый успех ребенка должен быть отмечен педагогом;
- принцип гуманности выражается в уважении к личности ребенка в сочетании с
разумной требовательностью к нему;
22

- принцип единства подхода к воспитанию в кружке и в семье является залогом успеха
в преодолении всех негативных моментов в поведении ребенка; ведь в коллектив кружков
подобной направленности очень часто приходят ребята, которых называют «трудными»;
- принцип наглядности в стиле поведения, во внешнем облике, в одежде педагога
занимает постоянное место в воспитании ребенка;
В работе над социализацией личности используется:
- принцип демократии используется в привлечении ребенка к активному участию в
жизнедеятельности кружка, обсуждению выбора совместной деятельности в коллективе
на определенный период работы, к добровольной ориентации на получение знаний к
конкретно выбранной деятельности;
- принцип связи кружка с жизнью помогает ребенку стать социально активной
личностью, на основе приобретенного опыта в процессе обучения он становится
активным участником всех мероприятий кружка и вне его.
На качество учебного процесса влияет использование системы методов
обучения:
- Наглядный метод - сочетание двух разновидностей: наглядно-зрительный и нагляднослуховой (показ иллюстраций, таблиц, видеопрезентаций и т.д.).
- Объяснительно-иллюстративный метод
(повествовательный рассказ педагога с
сопровождением показа наглядности) ведет к усвоению готовых знаний.
- Эмпирический метод (делай, как я) является доминирующим в процессе работы с
детьми, это обусловлено спецификой программы.
- Эвристический (поисковый) становится основным в развитии творческих способностей
ребенка, метод для достижения результатов в исследовательской, научной деятельности
кружковцев.
- Репродуктивный (повторение серии упражнений до автоматизма) ведет к прочному
усвоению умений и навыков работы со снаряжением.
- Дистанционный - имеющаяся группа в ВК, чат общения в ВК, позволяют доносить
учащимся дополнительно информацию из интернета, общаться, повторять пройденный
материал.
- Исследовательский метод присутствует практически во всех походах, экспедициях.
Особенно он продуктивен, когда в экспедициях участвуют ученые различной
направленности. У подростков появляется заинтересованность в познании мира.
- Проблемный метод является основой при работе над научными докладами.
Занятия могут проводиться в различных формах: практических и теоретических,
индивидуальных и групповых, конкретных форм (беседа, поход, экскурсия, конференция
и т.п.).
Наиболее распространенной формой проведения теоретических занятий является
презентация, где с учетом знаний обучаемых, иногда с кратким повторением ранее
пройденного материала, дается объем необходимого материала. Закрепление пройденного
материала происходит в групповых занятиях. Наиболее воспринимаемой является
информация с привлечениями наблюдений в походах, экскурсиях. Практические занятия
проходят в виде бесед как с группой, так и с каждым учащимся в отдельности с
неоднократными приемами повторения изучаемого материала. Присутствуют элементы
соревновательности (вязка узлов: быстро, правильно, с закрытыми глазами и т.п.)
Незаметно для себя подростки закрепляют ранее полученные знания в походе.
Особым случаем являются беседы, рассказы, объяснения чего-либо у костра, во время
отдыха. Большим стимулом в познавательном процессе для кружковцев стало издание
научных работ ребят в разнообразных журналах, газетах, участие в конференциях.
Многие приемы работы со снаряжением, в походах руководитель осуществляет совместно
с кружковцами. Периодически роль обучающего выполняют более опытные кружковцы,
закрепляя, таким образом, полученные ранее знания, приемы (инструкторский метод).
Большая роль в данной программе отводится индивидуальной работе с учащимися.
23

В данном случае предусматривается подготовка докладов, статей, исследовательских
работ как с одним, так и с группой подростков. Как показала практика, это один из самых
действенных способов привития интереса к исследовательской деятельности. К
индивидуальной работе относится и подготовка гидов-проводников (отдельных
подростков) по определенным объектам, маршрутам с последующим проведением
экскурсий.
Программа существенно помогает подросткам, выбравшим близкие по тематике
профессии, учит поведению в экстремальных ситуациях. В дальнейшем, после завершения
учебы в нашем объединении подростки могут заниматься в различных туристских
кружках, секциях, спелеологических клубах, минуя первоначальный этап обучения.

24

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 152 с.
2. Балабин В.А. Туристская секция коллектива физкультуры. - М.: Профиздат, 1988. - 144 с. - (Бчка самодеятельного туриста).
3. Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н. Карстоведение. Ч. 1. Общее карстоведение: Учеб. пособие /
Перм. ун-т. – Пермь, 2004. – 308 с.
4. 3ахаров П.П. Инструктору альпинизма, - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Физкультура и спорт,
1988. - 269 с.
5. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.
- 160 с.
(серия «Земля у Байкала»).
6. Кизевальтер Д.С., Рыжова А.А. Основы четвертичной геологии. Учеб. пособие для вузов. - М.,
Недра, 1985. - 474 с.
7. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений
Бурятской АССР /Редкол. А.И.Плотников (пред.). и др. - Улан-Удэ: Бурят, кн. ИЗД-ВО, 2013. - С. 16-24.
8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986. - 240 с.
9. Куликов В.М., Ротштейн Л.М.. Школа туристских вожаков. - М., 1997. - 104 с.
10. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: изд-во ЦДЮТур РФ, 1988. -140 с.
11. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах: Сокр. пер. с болг. - М,: Физкультура и спорт, 1981.
- 208 с.
12. Методические рекомендации в помощь организаторам туристских походов, соревнований по
спортивному ориентированию, ТПТ (часть II). Улан-Удэ, 1995. - 102 с.
13. Методические рекомендации по организации и проведению учебных мероприятий по
спелеотуризму. М., ЦРИБ «Туризм», 1976.- 64 с.
14. Методические рекомендации по подготовке и проведению спелеопутешествий. М., ЦРИБ
«Туризм», 1982. - 54 с.
15. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся.
/Автор-составитель А.Г.Маслов. - М.: Изд-во ЦДЮТур РФ, 1999. - 56 с.
16. Памятка руководителю туристского путешествия по комплектованию туристских групп
(Методические рекомендации). М., ЦРИБ «Турист», 1978. - 48 с.
17. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 1986. - 176 с.
18. Положение о проведении II республиканских соревнований по ОБЖ среди школьников.
Утверждено в апреле 1988 г.
19. Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме. Утверждено в апреле 1995 г.
туристско-спортивным союзом России (TCCP).
20. Правила проведения туристских спортивных походов. Ангарск. Ангарская городская
типография, 1987.- 10 с.
21. Проблемы изучения карстовых полостей гор южных областей СССР. Коллектив. Ташкент: Издво «ФАН» УзССР, 1983, - 96 с.
22. Скорая доврачебная помощь. Справочник фельдшера. Кишенев. Картя молдовеняске, 1984. 206 с.
23. Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. К.: Здоров`я, 1986. –
112 с.
24. Сущенко В.П. Советы по организации питания и приготовлению пищи в полевых геологоразведочных и топографо-геодезических партиях и отрядах. М.: Госгеолтехиздат, 1963. - 76 с.
25. Телятьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. издво, 1987. - 400 с.
26. Туризм В школе. Книга руководителя путешествия /И.А.Верба, С.М.Голицын, В.М.Куликов,
Е.Г.Рябов. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.
27. Цыкин Р.А. Карст Сибири. Красноярск: изд-во Краснояр. ун-та. 1990. - 154 с.
28. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Изд. 2-е, перераб., доп. -М:
Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Атлас пещер России / Гл. ред. А.Л. Шелепин. – Русское географическое общество, Российский
союз спелеологов. М., 2019.
2. Арабиканские хроники. Вестник клуба спелеологов «Арабика». 1996. №2-3.
3. Барьер: Российский спелеологический вестник. 1993-1998. №1-38.
4. Ботвинкин А.Д. Летучие мыши Байкальского региона (пособие для биологов и натуралистов).
– Иркутск, 2000. - 22 с.
25

5. Бубнов В.Т., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани:Учебное пособие для
учащихся 9-11 классов общеобр.учр. и препод.-орг. курса«ОБЖ». - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
- 400 с.
6. Бюллетень РСС (Российского союза спелеологов). 1996-2001. №1-13.
7. Гвоздецкий Н.А. Карст (Природа мира). - М: Мысль, 1981. - 214 с.
8. Гвоздецкий Н.А. Карстовые ландшафты. -М.: Изд-во МГУ, 1988. - 112 с.
9. Горбунова К.А., Максимович Н.Г. В мире карста и пещер.- Пермь: изд-во ПГУ. Перм.отд-ние,
1991. - 120 с.
10. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология. - Изд-во «Урал -LTD», 2000. - 528 с.
11. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествия под землей. - 2-е изд., перераб. -М.: Физкультура
и спорт, 1981. - 190 с.
12. Кунгурская ледяная пещера. Фотоальбом. Пермское кн. изд-во,
1990. - 304 с.
13. Марбах Ж., Туртэ Б. Техника Альпийской Спелеологии. Полное руководство по безопасному и
эффективному кэйвингу. Русское издание, 2010 (пер. Серафимова К.Б.). – 323 с.
14. Методика описания пещер. М., ЦРИБ «Турист», 1980. - 64 с.
15. Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и
участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности. М, ЦРИБ «Турист», 1977. - 82 с.
16. Методические рекомендации по использованию спелеотуристского снаряжения. М., ЦРИБ
"Турист", 1978. - 72 с.
17. Нор А.В. Мчишта. Дневники спелеоподводника. - М.: ИЗД-ВО Моск.физ.-техн.ин-та
(Библиотечка спелеолога), 1995. 96 с.
18. Пещеры (Что есть что). Изд-во «Слово», 1994. - 48 с.
19. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256с.
20. Рогожников В.Я. Тройной прыжок сквозь черное пламя. М.: Изд-во МФТИ (Библиотечка
спелеолога), 1995. - 128 с.
21. Самодельное туристское снаряжение, 2-е изд. /Сост. Лукоянов П.И. М.: Физкультура и спорт,
1987. - 339с.
22. Сифр М. В безднах земли: Пер. с фр. М.: Изд-во «Прогресс», 1982. – 239 с.
23. Суховей А.Д., Суховей Л.Н. Летучие мыши пещер. Киев, 1992. 28 с. Деп. в Киевском
карстово-спелеологическом центре, №1.
24. Филлипов А.Г. Пещеры Бурятии // Пещеры: межвузовский сборник. Пермь, 1993, вьп.23-24. С.83-93.
25. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб.издание /Сост. Захаров П.П., Степаненко Т.Е.
М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.
26. Энциклопедический словарь юного географа краеведа. Сост. Г.В.Карпов. М.: Педагогика, 1981.
- 384 с.
27. Энциклопедия
туриста.
/ Редкол.
И.Е.Тамм
(гл. ред.),
А.Х.Абуков,
Ю.Н.Александров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.
28. Спелео «Долган» Мы вместе!!! URL: https://vk.com/club15645885

29. Российский Союз Спелеологов (РСС). URL: https://vk.com/rsspeleo

26


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».