искусство быть собой

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»

Принято
на педагогическом совете
протокол № 6 от «30» августа 2022 г

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Художественной направленности
«Искусство быть собой»

Направленность’, художественная
Уровень программы: 1 год обучения - стартово­

базовый, 2 и 4 год обучения - базовый.
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации’. 4 года (864 часов)
А втор/разработ ч ик:

Должность: педагог дополнительного образования
Филиппова Светлана Васильевна

с. Багдарин
2022 г.

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий)................................................................................... 2
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................... 2
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты ............................................................................... 6
1.3. Содержание программы ................................................................................................... 10
2. Комплекс организационно - педагогических условий ..................................................... 13
2.1. Календарный учебный график ......................................................................................... 13
2.2. Условия реализации программы...................................................................................... 13
2.3. Формы аттестации ............................................................................................................. 14
2.4. Оценочные материалы ...................................................................................................... 15
2.5. Методические материалы ................................................................................................. 16
2.6. Список литературы ........................................................................................................... 18

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления молодежи»;
 Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года
(Распоряжение РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Стратегия развития воспитания РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 г. № 996-р);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
 Письмо Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования
детей и взрослых»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»;
 Устав МБУДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел».
Актуальность:
Школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого
потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется возможным без
использования такого эффективного средства воспитания как художественное
творчество, особое место в котором занимает театр. Именно в нѐм наиболее ярко
реализуется педагогический принцип: учить, играя.
Вид программы:
Программа «Искусство быть собой» является модифицированной, составлена на
основе авторских образовательных программ театр - студии «Дали» и студии «Ступени»,
разработанных отделом внешкольного дополнительного образования Министерства общего
и профессионального образования Российской Федерации.
В отличие от данных программа в образовательную программу внесены изменения:

 по постановке цели и задач;
 изменен учебный план;
 в содержание занятий включены комплекс упражнений на овладение элементам
системы Станиславского (методика К.С. Станиславского, З.Я. Корогодского, М.А.
Чехова);
 психофизический тренинг методика Сергея Клубкова «Я» в предлагаемых
обстоятельствах автора;
 взаимодействие и общение в актерском тренинге. Тренинг речевого
взаимодействия;
 нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Направленность программы: Программа «Искусство быть собой»
имеет
художественную направленность. Программа направлена на содействие эстетическому и
нравственному воспитанию учащихся путем приобщения к театральному искусству.
Театральное искусство способствует общему эстетическому развитию, формированию
мировоззрения ребѐнка и его ориентации в культурном пространстве.
Адресат программы: На обучения принимаются все (мальчики, девочки)
желающие заниматься театральным творчеством с учетом возрастных особенностей детей
в возрасте 12-17 лет.
Отсутствие специальных данных (внешних, речевых, двигательных и т.п.) не является
причиной отказа в приеме ребенка в коллектив.
Возрастные особенности обучающихся 12 лет.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно
проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к
романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли
старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на
общественное мнение.
Возрастные особенности обучающихся 13 лет.
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют
характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность
противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать
то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти
требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели,
готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее,
энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Возрастные особенности обучающихся 14 лет.
В этом возрасте у детей меняется система ценностей и интересов. Появляются
новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями носит
протестный характер. Подростки тянутся ко всему необычному, но вместе с тем у них
формируются качества взрослого человека.
В этот период важно найти взаимопонимание с подростком и настроить его на
коллективную дисциплину и дружественную атмосферу в команде.
Возрастные особенности обучающихся в возрасте 15 лет.
Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками.
Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей
внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то
происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему
только не к учебной деятельности. Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в
жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям,

учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне
эмоций как негативных, так и позитивных.
Возрастные особенности обучающихся 16 лет.
Подростки в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально
развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по
любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. При этом их эмоциональное
состояние переменчиво. Они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали,
одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. При некоторых ситуациях подростки бурно
и непосредственно выражают свои эмоции, но уже значительно реже бывают не
сдержаны. Важно относиться к ним, как ко взрослым людям, спрашивать совет, т.к. в
этом возрасте для них очень важно социальное утверждение.
Условия набора в учебные группы.
Так же в группу для обучения зачисляются дети в возрасте от 12-17 лет, прошедшие
театральную подготовку по программе «Театральные игры» (срок обучения 3 - года) в
студии «Алый парус» «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремѐсел».
Возможен дополнительный набор детей на второй и последующие годы обучения
обучающихся на основе тестирование, прослушивание, собеседование.
При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе
обучающихся без ограничения по возрастному признаку, так как специфика большинства
театральных жанров и форм предусматривает участие разновозрастных групп детей. На
третьем и четвертом году обучения при необходимости, для выпуска спектаклей группы по
возрастам могут быть смешаны.
Группы формируются как одновозрастные, так и разновозрастные.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы - 4 года, 864 педагогических часов.
Стартовый уровень:
1 год обучения 216 часов в год; 2 занятия в неделю по 2 часа (вариативный план – 3
занятия в неделю по 2 часа).
Базовый уровень:
2 год обучения 216 часов в год; 2 занятия в неделю по 2 часа (вариативный план –
3 занятия в неделю по 2 часа);
3 год обучения 216 часов в год; 2 занятия в неделю по 3 часа (вариативный план –
2 занятия в неделю по 3 часа);
4 год 3 год обучения 216 часов в год; 2 занятия в неделю по 3 часа (вариативный
план – 2 занятия в неделю по 3 часа).
Предмет
Сценическая
речь
Техника актера
1 год обучения
Сценическая
речь
Техника актера
2 год обучения
Сценическая
речь

Стартовый уровень Базовый уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год

Продвинутый уровень
-

-

6 часов в неделю;
216 часов в год

-

-

6 часов в неделю;
216 часов в год

-

Предмет
Техника актера
3 год обучения
Сценическая
речь
Техника актера
4 год обучения

Стартовый уровень Базовый уровень

-

6 часов в неделю;
216 часов в год

Продвинутый уровень

-

Форма обучения: очная, дистанционная.
При дистанционном виде обучения, используются следующие форм дистанционных
технологий:
 видео мастер-классы;
 открытые электронные библиотеки, сайты театров.
В организации дистанционного обучения используются интернет-платформы и
сервисы: чаты Viber, WhatsApp, в Контакте и т.д. В мессенджерах с начала обучения
создается группа, через которую происходит обмен информацией, даются задания и
присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону. Задания
обучающимся передаются в виде видео - презентации
материала с инструкцией
выполнения, мастер-классов и др.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
 принцип успеха - каждый ребѐнок должен чувствовать успех в какой либо
сфере деятельности, что ведѐт к формированию позитивной «Я в концепции» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира;
 принцип динамики - предоставить ребѐнку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься
тем, что нравиться;
 принцип демократии - добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе;
 принцип доступности - обучение и воспитание строится с учѐтом возрастных и
индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок;
 принцип наглядности - в учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеоролики, просмотр спектаклей;
 принцип систематичности и последовательности
осуществляется как в
проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся.
Форма организации деятельности детей на театральном занятии:
 фронтальная (беседы, творческие показы, тренинги, объяснение, лекции);
 групповая (работа в малых группах, в т.ч. в парах; состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности);
 индивидуальная (организуется для работы с одаренными детьми, подготовка к
конкурсам чтецов, работа с главным действующим лицом пьесы, для коррекции пробелов в
знаниях и отработки отдельных навыков),
 мелкогрупповая (постановка учебного спектакля, сценических номеров, отрывков,
театрализованных композиции, подготовка к конкурсам и т.п.).
Программа «Искусство быть собой» составлена таким образом, что обучающиеся
практически все время находится на сцене, тренируясь, репетируя или играя роли, т.е.
занимаясь своим прямым делом — работой актера. Благодаря этому, он усваивает материал
на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости,

что исключает нецелесообразные затраты учебного времени и получение бесполезных, не
используемых в практической деятельности знаний.
Особенности организации образовательного процесса: группы одновозрастные,
разновозрастные, индивидуальное обучение.
Состав групп постоянный.
Программа «Искусство быть собой» легко интегрируется, имеет блочно-модульную
структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Как правило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки.
Образовательная программа способна реализовать идеи разноуровневого обучения,
так как в силу присущих ей особенностей может:
 максимально приспосабливаться к запросам и потребностям обучающихся;
 реализовать
обучение
в соответствии
с особенностями,
возможностями
и способностями детей;
 обеспечить им психологический комфорт и личностную значимость;
 дать шанс каждому раскрыть свою индивидуальность;
 предоставить детям возможности творческого развития по силам, интересам,
в индивидуальном темпе;
 побуждает
к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке, самоанализу,
осознания своего «Я» как свободной, значимой личности, адаптация в мире взрослых.
Темп
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы включает 2 ступени (уровня) освоения:
- I ступень - 1 год обучения (стартовый (ознакомительный);
- II ступень - 2 – 4 год обучения (базовый).
Каждая ступень (уровень) образовательной программы имеет законченный цикл,
но вместе с тем каждая последующая ступень (уровень) является логическим
продолжением предыдущей, что позволяет решать проблему преемственности по данной
программе.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Сценическая речь. Техника актера.
Комплекс упражнений на овладение элементам системы Станиславского (методика
К.С. Станиславского, З.Я. Корогодского, М.А. Чехова). Психофизический тренинг
Методика Сергея Клубкова «Я» в предлагаемых обстоятельствах автора. Взаимодействие
и общение в актерском тренинге. Тренинг речевого взаимодействия. Этюд. 74 этюда для
Алисы. Подготовка к конкурсам. Тренинг креативности. Упражнения и игры. Подготовка
массовых развлекательных программ. Творческое освоение пьесы в действии. Работа над
спектаклем. Творческое освоение пьесы в действии. Работа над спектаклем. Работа над
ролью в процессе проката спектаклей. Постановка выпускного спектакля.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель:
создание
максимально
благоприятных
условий
для
раскрытия
индивидуального творческого потенциала каждого обучающегося независимо от
особенностей его характера, социального положения и других особенностей методом
дифференцированного подхода.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального
искусства;
- развить речевую культуру;
- совершенствовать артистические навыки;

- освоить приѐмы актѐрского погружения в материал;
- развивать этюдный метод работы;
- освоить навыки свободной импровизации;
- развивать навыки общения.
Развивающие (метопредметные):
- формировать основы общей культуры;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- расширение общего кругозора;
развитие внутренней и внешней техники, внутренней свободы личности
(освобождение от излишнего, мешающего работе напряжения);
- совершенствование техники речи и воспитание культуры слова; приобретение
навыков словесного действия.
Воспитательные:
- воспитать творческую активность ребѐнка;
- научить моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- формирование личности, способной к сознательному, систематическому,
творческому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем,
профессиональной деятельности, то есть пробуждение творца;
- этическое, нравственное, социальное воспитание;
- воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои
действия и уважение к творческому «я» каждого члена группы.
Ожидаемые результаты:

Знать

Стартовый уровень
Базовый уровень
 правила безопасности
на
театральных занятиях;
 о театре как о виде искусств;
 правила безопасности
на
 разовьют
навыки
речевой театральных занятиях;
культуры;
 о театре как о виде искусств;
 совершенствуют артистические
 теоретические
основы
навыки;
актѐрского мастерства;
 освоят
приѐмы
состояния
 этапы работы над спектаклем;
актѐрской раскованности;
 законы сценического действия;
 планирует решение учебной
 принципы
построения
задачи;
литературной композиции;
 удерживает цель деятельности
 овладеют
свободной
до получения ее результата;
импровизацией;
 приводит доказательства и
 познакомить со структурой
рассуждать;
работы классического театра;
 осуществляет итоговый
 знать
речевую
культуру,
контроль своей деятельности («что
приобщить к богатству русского
сделано»);
литературного языка;
 знает комплексов упражнений
 совершенствовать
для тренировки артикуляционного
артистические навыки;
аппарата, дыхания;
 умению выступать на сцене и
 оценивает результаты
концентрировать внимание;
деятельности (чужой, своей);
 комплекс упражнений для
тренировки артикуляционного
аппарата, дыхания

Стартовый уровень

Уметь

Владеть

 умение на основе своих
наблюдений за поведением животных и
людей придумать этюд,
в котором есть одно событие;
 умение выполнять одни и те же
действия в разных предлагаемых
обстоятельствах и
наоборот;
 умение сочинять и исполнять
этюды на память физических действий;
 умение сочинить и сыграть
историю;
 умение сочинять этюды в
разных жанрах;
 умение общаться с партнером в
спектакле;
 умение соблюдать логику
поведения персонажа в спектакле;
 умение соблюдать мизансцены,
пользоваться реквизитом;
 оценивает результаты
деятельности (чужой, своей);
 составляет небольшие устные
сообщения по заданной тематике;
 умение выполнять упражнения
для тренировки артикуляционного
аппарата с педагогом и
самостоятельно;
 умение соблюдать нормы
речевого этикета и правила поведения
в общественных местах;
 знание правил поведения в театре
и на сцене

 понимание и умения объяснить
значение терминов и применять их в
репетиционном процессе;
 умение выполнять упражнения
для тренировки артикуляционного

Базовый уровень
 понимание и умения объяснить
значение терминов и применять их
в репетиционном процессе;
 умение ориентироваться в
сценическом пространстве;
 умение слышать
психологическую выразительность
речи;
 умение проанализировать свои
зрительские впечатления после
просмотра спектаклей;
 вести себя на репетиции и во время
спектакля в соответствии с нормами
театральной этики;
 представление о театре, как
коллективном искусстве;
 находить верное органическое
поведение в предлагаемых
обстоятельствах;
 самостоятельно работать над
сценическим образом и ролью;
 создавать точные и убедительные
образы;
 выполнять упражнения
артикуляционной и дыхательной
гимнастики;
 осуществлять сценические
падения; умение переключать
внимание с малого круга на средний и
большой и наоборот;
 сосредоточиться на кругах
внимания и описать увиденное или
услышанное;
 умение одновременно включаться
в коллективную работу;
 умение выполнять упражнения,
на напряжение и расслабление разных
групп мышц; выразительные
средства языка;
 составляет небольшие устные
сообщения по заданной тематике;
 умение выполнять упражнения,
тренирующие слуховое,
зрительное внимание;
 элементами внутренней и
внешней техники актѐра;
 приѐмы снятия зажимов;
 элементами
внутренней и

Стартовый уровень
Базовый уровень
аппарата с педагогом и
внешней техники актѐра;
самостоятельно;
 приѐмы снятия зажимов;
 умение соблюдать нормы
 словесным действием в
речевого этикета и правила поведения спектакле;
в общественных местах;
 сценической пластикой;
 умение выполнять упражнения,
 речевым общением;
тренирующие слуховое, зрительное
 приѐмами гримирования
внимание;
 знание правил поведения в
театре и на сцене.
Способен:
Способен:
 применять в практической
 применять в практической
деятельности свои права и
деятельности свои права и обязанности
обязанности как учащегося,
как учащегося,
 к осознанному выбору
 уважительно и доброжелательно
направления образования,
относится к окружающим,
 уважительно и
 общаться со сверстниками и
доброжелательно относится к
взрослыми,
окружающим,
 применять в практической
деятельности правила личной
 общаться со сверстниками и
взрослыми,
безопасности, правила поведения в
чрезвычайных ситуациях;
 применять в практической
деятельности правила личной
 способствовать развитию
безопасности, правила поведения в
эстетического вкуса;
чрезвычайных ситуациях
 физическое раскрепощение
Личност
ученика на площадке перед зрителем;
ные
 развить приѐмы актѐрского
погружения в материал;
 развивать навыки общения;
 сформировать основы общей
культуры;
 способствовать развитию
эстетического вкуса;
 воспитать зрительскую культуру;
 научить моделировать навыки
социального поведения в заданных
условиях;
 воспитывать эмоциональную
чуткость, отзывчивость, сострадание
к окружающим

1.3. Содержание программы
«Искусство быть собой»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1

2

3

4

Название раздела,
темы
1. Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Воспитание
сценической веры
актера. Этюды на
память простейших
физических
действий (без
предметов).
Этюды на
публичное
одиночество.
Этюды «Я в
предлагаемых
обстоятельствах».

Количество часов
Всего

2

32

22

52

Теория

Практика

анкетирование,
тестирование (входная
диагностика)

2

4

2

10

Формы
аттестации/контроля

28

педагогическое
наблюдение, самоанализ,
результаты практической
работы

20

результаты практической
работы, самоанализ

42

результаты практической
работы, самоанализ

Сценическое
отношение и оценка
факта. Сценическое
действие. Этюды на
название, вывод или
картину.

22

4

18

6

Этюды на три
предмета.

16

2

14

результаты практической
работы, самоанализ

7

Этюды на место и
время действия.

30

6

24

результаты практической
работы, самоанализ

8

Сценическое
общение

36

10

26

педагогические
наблюдения, опрос

9

Итоговое занятие

4

педагогические
наблюдения, самоанализ

5

Всего

результаты практической
работы, самоанализ

4
216

40

176

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).
2. Воспитание сценической веры актера. Этюды на память простейших физических
действий (без предметов) (22 часа).
Теория (4 часа): Виды действий: физическое, психическое, словесное. Действие
физическое. Физические действия в жизни человека.
Практика (18 часов): Подготовка и показ этюдов: надеваю брюки, обувь, куртку;
мою пол, стираю и т.д.
3. Этюды на публичное одиночество (22 часа).
Теория (2 часа): Жизненные ситуации одиночества человека. Состояния человека.
Логика действия. Убежденность актера «Мне нужно!».
Практика (20 часов): Подготовка и показ этюдов: готовлю яичницу, учу уроки,
читаю и т.д.
4. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» (22 часа).
Теория (2 часа): Этюд и предлагаемые обстоятельства. Сценическое оправдание.
Специфика актерского воображения. Построение цепочки физических действий,
оправданной предлагаемыми обстоятельствами и характером.
Практика (20 часов): Сочинение и постановка этюдов: «Двойка», «Пятѐрка»,
«Нежданный гость», «Мамин подарок» и т.д.
5. Сценическое отношение и оценка факта. Сценическое действие (22 часа).
Теория (4 часа): Этюды на название, вывод или картину.
Характерные признаки действия. «К верному чувству через верное действие».
Основные требования действия.
Практика (18 часов): Сочинение и постановка этюдов: «Опять прогулял», «Уж
сколько раз твердили…», «Тройка» и т.д.
6. Этюды на три предмета (16 часов).
Теория (2 часа): Выбор предметов. Составление общей композиции. Выбор
оправдания, точных физических и психических действий в предлагаемых обстоятельствах
композиции. Виды психических действий.
Практика (14 часов): Сочинение и постановка этюдов: газета, шляпа, утюг; книга,
телефон, кувшин и т.д.
7. Этюды на место и время действия (20 часов).
Теория (2 часа): Определение действия. Выбор места и время действия.
Определение необычных признаков, которые влияют на действие. Подбор необычных
обстоятельств. Значение логической цепочки простейших физических действий в
творчестве актера. Превращение психических задач в физические. Замысел, отбор
предлагаемых обстоятельств и действий. Сценическая задача и ее элементы.
Практика (18 часов): Сочинение и постановка этюдов: «На дискотеке», «На
остановке», «На перемене», «Утром», «Не спится» и т.д.
8. Сценическое общение (16 часов).
Теория (4 часа): Вижу. Слышу. Понимаю. Чувствую. Этюды на импровизацию и
фиксирование приспособлений в процессе общения. Пристройка к партнѐру.
Практика (12 часов): Сочинение и показ этюдов: «Через закрытое окно»,
«Приятное известие», «Чѐрная полоса», «Две сплетницы», «Закадычные друзья» и т.д.
9. Практика: итоговое занятие (открытый урок).

«Искусство быть собой»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план.
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

2

Тренинг
креативности
Упражнения и
игры

3

Количество часов
Всего

Теория

2

2

40

анкетирование,
тестирование

39

2

20

106

педагогическое
наблюдение, самоанализ,
результаты практической
работы, творческое
задание

74 этюда для
Алисы
108

2

педагогические
наблюдения, творческое
задание
педагогическое
наблюдение, самоанализ,
результаты практической
работы, творческое
задание

Тренинг речевого
взаимодействия
22

4

1

Практика

Формы
аттестации/контроля

самоанализ, результаты
практической работы

Отбор и
закрепление
этюдов. Подбор
музыкального
оформления,
Выбор
сценографического
решения

26

26

6

Подготовка к
конкурсам

16

16

самоанализ, результаты
практической работы

7

Итоговое занятие

промежуточная
аттестация

5

Всего

2

1

1

216

5

211

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Тренинг креативности. Упражнения и игры (40 часов).
Теория (1 час): Кто такое креативность?
Практика (39 часов): «Что в имени тебе моем?», «Чудо стул», «Человек-цифра,
«Реклама», «Добраться до клада», «Игра в цвета», «Патентное бюро», «Ширма
превращений», «Проблемы, проблемы», «Флэш», «А что Вы тут делаете?!», «Звуки
музыки», «А что Вы тут делаете?!», «Звуки музыки», «Три движения», «Скульптура
чувств», «Прием гостей», «Прием гостей», «Со-творчество», «Ассоциации», «Монолог»,
«Лото», «Шесть шляп Э. де Боно».
Система контроля результативности обучения.
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года,
и также на втором году обучения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основные формы - устный
опрос и контроль освоения навыков практической деятельности.
Итоговый контроль: итоговый контроль проводится с 15 по 25 мая согласно
графику (расписанию). Основной формой проведения итогового контроля является
презентация творческих работ обучающихся, организация выставок.
Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Количество учебных недель

36
1 год обучения – 72 дня
2- 4 год обучения – 108 дней
1 – 9 января (зимние каникулы)
1 июня – 31 августа (летние каникулы)

Количество учебных дней
Продолжительность каникул

5.09 – 31.05 (1 –год обучения )
1.09 – 31.05 (2 и 3 год обучения)
Сроки промежуточной аттестации
1 раз в полугодие по системе зачет / не зачет
Сроки итоговой аттестации (при наличии) Последняя неделя мая
Даты начала и окончания учебного года

.
2.2. Условия реализации программы.
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Помещение для занятий– просторный, хорошо
проветриваемый класс со свободной серединой и
минимальным количеством мебели, пригодной для
использования в качестве выгородки, в соответствии с
нормами СанПиН
Номер кабинета театральной студии «Алый парус» №14
актовый зал кабинет №15

Аспекты



Характеристика
Элементы театральной декорации (ширмы, кубы,
скамейки)
Костюмы
Наглядные пособия:(иллюстрации, таблицы,
видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки
для заданий)
Видеотека: записи спектаклей








Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение











Компьютер, проектор, экран
Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны
Видеотека: записи спектаклей
https://grdt.ru/o-teatre/istoriya/
https://burdram.ru/about/istoriya-teatra/
https://uuopera.ru/about/
https://imenapro.ru/knowledge-base/5-akterskikhuprazhneniy-i-igr-v-kotorye-mozhno-igrat-v-kompanii-iodnomu/
http://klgrschool.ucoz.ru/plochadka/r5/sbornik_igr_i_uprazhnenij.
pdf
 https://learningapps.org/watch?v=pxw6bk7z220
 https://learningapps.org/watch?v=pgnue7cyc20
 https://learningapps.org/watch?v=p4wpf6ekn20
 https://learningapps.org/watch?v=pwxgngk0320
 https://learningapps.org/display?v=prhxvnmdt20
Книги, статьи, учебники по актерскому мастерству,
сценической речи,
сценическому движению//pmatsuk.narod.ru/teatrknigi.html

Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории

2.3. Формы аттестации.
Зачет
Творческая работа
Тестирование и анкетирование
Наблюдение
Собеседование
Комплексы психологической диагностики;
Деловые, имитационно-моделирующие, ролевые игры;
Участие в конкурсе, фестивале ,спектаклях, литературно-музыкальных
композициях, театрализованных композициях;
Театральный проект («Театральные каникулы», «Попутного ветра!», «Путешествие
в классику!», «Театр и дети!»).

2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся

Методики

Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся

Уровень теоретической подготовки
учащихся

Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)





Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Мониторинг личностного развития ребѐнка в
процессе освоения им дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы (Кленова Н.В. кандидат
философских наук и Буйлова Л.Н. кандидат
педагогических наук, доцентом кафедры
педагогики Московского института открытого
образования);
«Основные характеристики изменения
эффективности театральной деятельности в
образовательном процессе»
( по Т.С. Комаровой);
Индивидуальная карточка:
теоретическая подготовка ребѐнка;
практическая подготовка ребѐнка;
учебные умения и навыки ребѐнка.
Определение уровня развития
наблюдательности :"Чего не хватает?» (Тест
разработан Р. С. Немовым) «Найди отличия»,
«Внимание» по методике Эльвиры Сарабьян
(упражнения и этюды наблюдения за
объектами ближнего круга; упражнения и
этюды наблюдения за объектами дальнего
круга; точки внимания при взаимодействии с
партнѐром; точки внимания при общении с
самим собой влетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Входная аттестация (тесты, викторины)
Промежуточная аттестация (контрольное
тестирование, показ творческих работ,
спектакль, конкурс)
Итоговая аттестация (тест, личные
достижения, творческий показ)

2.5. Методические материалы


Методы обучения:
словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);
 наглядные методы (видеоматериалы, наглядные пособия);
 практические методы (практические занятия, творческие работы);
 обучение через создание проблемных ситуаций;
 тренинги;
 проектный метод;
 дистанционное обучение;
 модульное обучение;
 деловая игра;
 ролевые игры;
 работа в парах;
 мозговой штурм;
 использование ИКТ;
 тематические обсуждения;
 метод «Лидер-ведомый»;
 креативные группы.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности:
 метод проблемного изложения – педагог формулирует проблему и показывает
логические шаги для ее решения;
 исследовательский – поиск обучающимися решений проблем самостоятельно.
По достигаемой цели:
 приобретение знаний;
 формирование умений и навыков;
 применение знаний;
 творческая деятельность;
 закрепление и проверка знаний.
Педагогические технологии:
1. Информационно-коммуникативная технология (ИКТ).
• сбор и хранения информации, наглядности, поиск музыкально-шумового
оформления, репертуара, использование ИКТ для проведения занятий в совместной
и самостоятельной деятельности детей, использование мультимедийных презентаций.
2. Игровые технологии:
•
«Работа актера над собой», Константин Станиславский;
•
Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники»;
•
Кнебель М. О. Поэзия педагогики;
•
Функции игры (В.В.Петрусинский) приложение № 7;
•
Классификации игр. Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе
(О.С.Газман);
•
Кипнис М. «Тренинг креативности»;
•
Клубков С. « Практические занятия в детском театральном коллективе»;
•
Клубков С. «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг».
3. Здоровье сберегающая технология:
 «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой».

 Сборник занятий по сценической речи и актерскому мастерству.
 Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи,
считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения.
 Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия
напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой
информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы,
мини-аутотренинг.
 Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором
проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям.
 Позы учащихся. Осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту.
А неправильные позы, которые принимает ребенок во время занятий, могут
привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости,
нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Дидактические материалы:





Инструкции
Пьесы
Сценарии
Технологические карты занятий по актерскому мастерству, сценической речи.

2.6. Список литературы
Для педагога.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N
2148-р) [Электронный ресурс]. – URL: http:// минобрнауки. РФ/ документы /2882 (дата
обращения: 20.03.2013).
2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной
Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года) [Электронный ресурс]. URL: http: www/
un/org//ru/ documents/ decl conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 15.03.2013).
3. Гааз Э. Маслова Л. Семьдесят четыре этюда для Алисы. Библиотечка М. 2004
4. Гааз Э.П., Маслова Л.К. Театр: практические занятия в детском театральном
коллективе. М.:ВЦХТ. («Я вхожу в мир искусств»).2017г.
5. Збруева Н. Ритмическое воспитание актѐра: Методическое пособие. М.: ВЦХТ.
(«Я вхожу в мирискусств»).2013г.
6. Михайлова А. Ребѐнок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию
зрительнойкультуры. М.: ВЦХТ. 2017г
7. Михайлова М.А. Горбина М.А. В театре нашем поѐм и пляшем. Ярославль:
Академия развития.2016г.
8. Грачева Л.В. О тренировке воображения // Как рождаются актеры. Под
ред.
В.М.Фильштинского и Л.В.
Грачевой. С-Пб. 2015г
9. Ганелин Е.Р. Школьный театр. С-Пб. 2013г.
10. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации. Театр и
образование: Сб. научных трудов М. 1992
11. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: Ось – 89, 2005
12. Клубков С. Театр: Практические занятия в детском театральном коллективе. М.:
ВЦХТ 2001
13. Клубков С. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг М., 2002
14. Кнебель Л.О. Поэзия педагогики. М., 1984
15. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов на Дону 2005
16. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: Ось – 89, 2005
Список литературы рекомендуемой для детей и родителей.
1. Алянский Ю. Азбука театра. М.: Искусство 2000
2. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Изд-во «Феникс»,
2005
3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М: Метафора, 2004
4. Энциклопедия театра. М.: Искусство, 2005

Приложение №1.
Работа с родителями.
Цель: создание условий для успешной реализации образовательной программы
через привлечение родителей (законных представителей) учащихся к соучастию в
образовательной деятельности творческого объединения.
Задачи:
1. Актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка.
2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в
учреждении дополнительного образования.
3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности Учреждения.
Принципы работы с родителями:
 доверия,
 диалога,
 партнерства,
 учета интересов родителей,
 добровольности.
Формы работы с родителями:
 вовлечение родителей в образовательный процесс через открытые занятия,
творческие отчеты, приглашение родителей в качестве лекторов, помощь в организации
массовых дел, выездных мероприятий, родительские собрания (организационное,
итоговое), тематические консультации, беседы с родителями,
 организация рекламных акций «Добро пожаловать в «Алый парус» начало
учебного года),
 участие родителей в Дне открытых дверей, мастер -классах для родителей,
 участие родителей в театрализованном представлении «Попутного ветра»,
посвященного выпускным программам,
 включение родителей в процедуру оценки качества образования через опросы,
анкетирование (входящая диагностика ожиданий, изучение уровня удовлетворенности
образовательной программой, предложения по улучшению качества инфраструктуры
учебного кабинета,

Приложение 2.
Анкета для изучения мнения родителей (законных представителей) учащихся о
качестве услуг, предоставляемых «Центром дополнительного образования детей и
эвенкийских народных ремесел»
Уважаемый участник! Просим Вас ответить на представленные в анкете
вопросы и утверждения одним из трех вариантов.
Результаты анкетирования будут использоваться для изучения уровня
удовлетворенности условиями и качеством предоставляемых «Центром дополнительного
образования детей и эвенкийских народных ремесел»
услуг.
I. Удовлетворенность населения качеством «Центром дополнительного образования
детей и эвенкийских народных ремесел» услуг.
I.1. Посещение «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремесел» моим ребенком способствует познанию окружающей жизни,
развивает его способности, мотивирует к творчеству, обеспечивает самореализацию
ребенка.

I.2. Качество проведения учебных занятий, уровень воспитательной работы в
«Центре дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»
моим ребенком способствует познанию окружающей жизни, развив меня
удовлетворяет и отвечает современным требованиям.

I.3. В «Центре дополнительного образования детей и эвенкийских народных
ремесел» заботятся о безопасности, здоровье детей, о предупреждении перегрузок,
проводится работа по формированию у ребенка культуры здорового и безопасного
образа жизни.
,
I.4. Я удовлетворен качеством освоения образовательной программы моим
ребенком и организацией контроля результатов обучения со стороны
педагога.

I.5. «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»
содействует личностному становлению и решению жизненных проблем моего
ребенка: помогает поверить в свои силы, достигать результатов собственной
деятельности, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
ично,
I.6. Я вношу вклад в содействие дополнительному образованию своего ребенка через
посещение родительских собраний, открытых занятий, регулярное участие в
различных массовых мероприятиях (игровых, спортивных, творческих,
интеллектуальных, культурно - досуговых, проектных и др.) и другие формы

сотрудничества с «Центром дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремесел».

II. Удовлетворенность условиями для предоставления «Центром дополнительного
образования детей и эвенкийских народных ремесел» услуг.
II.1. Местоположение «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремесел» очень удобно для меня и моего ребенка.
совсем удобно,
II.2. Меня удовлетворяет расписание занятий детского коллектива (объединения,
студии, кружка).

II.3. Меня удовлетворяют профессиональные качества педагогов, работающих с
моим ребенком.

II.4. Я считаю удовлетворительной материально-техническую оснащенность
учебных помещений «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремесел» (рабочее место ребенка, актовый зал, наглядные пособия,
наличие компьютеров, интерактивных досок, аудио- и видеоматериалов).

II.5. Я считаю удовлетворительной материально-техническую оснащенность
санитарно-бытовых помещений (оборудованные гардеробы, туалеты, места личной
гигиены и т.д.)

II.6. При необходимости я могу обратиться в «Центр дополнительного образования
детей и эвенкийских народных ремесел» за квалифицированным советом и
консультацией.
предварительной договоренности или в часы приема,
II.7. Родителей, в достаточной степени информируют о деятельности «Центра
дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» через сайт,
информационные стенды в образовательном учреждении, устные сообщения
педагога и администрации, родительские
собрания, встречи.

II.8. Управление «Центра дополнительного образования детей и эвенкийских
народных ремесел», которое осуществляет администрация, способствует улучшению
образовательного процесса.

II.9. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением
детей и родителей, есть возможность присутствовать на открытых мероприятиях,
поучаствовать в работе родительских собраний и Совета учреждения.

II.10. Я доволен тем, что мой ребѐнок посещает «Центр дополнительного образования
детей и эвенкийских народных ремесел»
и готов рекомендовать его своим
родственникам и знакомым.

Приложение № 3.
Оценочные результаты.
Тест. 1 год обучения.
Актер – это:
а) исполнитель ролей в спектаклях и кино;
б) живая связь между текстом автора, сценическими указаниями режиссера и
восприятием зрителя;
в) работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и
следящий за порядком в зале;
г) лицо, в обязанности которого входит постановка пьесы.
Театр – это
а) совокупность текста и игры одного и того же актера;
б) форма исполнительского искусства;
в) это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись,
кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер,
который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования,
доносит до зрителя суть происходящего на сцене;
г) работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами под
руководством режиссера.
Этюд – это
а) упражнение для совершенствования актерской техники;
б) часть сценического оборудования;
в) помещение в театре, кинотеатре, цирке, предназначенное для пребывания
зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления, а также для отдыха публики во
время антракта;
г) искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой
техники.
Роль – это
а) совокупность текста и игры одного и того же актера;
б) галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены; в)
расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены;
г) род литературных произведений, написанных в диалогической форме и
предназначенных к сценическому исполнению.
Бутафория – это
а) комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами;
б) жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем,
как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для
персонажей исходу, часто исполненный патетики;
в) полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала;
г) специально изготовленные предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения,
оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей.
Декорация – это
а) создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными
средствами зрительного образа действия;
б) литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр;
в) искусство придания актеру внешности, необходимой для роли;
г) решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой.
Антракт – это
а) промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а
публика может покидать зал. Этот «разрыв» означает возврат реального социального
времени, разрушение иллюзии, возможность размышления;

б) тип роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры. В
частности, различают комические, трагические амплуа;
в) пространство позади основной сценической площадки;
г) комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического
искусства.
Театральный занавес – это
а) часть игровой портальной арки сцены, жесткая металлическая или деревянная
конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу;
б) полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из
плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке;
в) часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед
занавесом;
г) архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем
монументального здания.
Сцена – это
а) место, где происходит театральное представление;
б) пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и
обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или
иных обстоятельствах;
в) предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих
вещей в театральных постановках;
г) часть театра, находящаяся за кулисами.
Пульчинелла – это
а) часть сценического оборудования;
б) персонаж итальянской комедии Дель арте. Представляет южный (или
неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Ковьелло;
в) выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом; г)
актер драматического театра начала XVII века.
Уровень усвоения программы определяется как «высокий», «средний», «низкий». За
каждый правильный ответ
+ 1 балл.
«Высокий» – 7-10 баллов, «Средний» – 4-6 баллов, «Низкий» – 0-3 балла.
Вводная викторина. 2 год обучения (начало года)
Может использоваться в конце 1-го года обучения:
Театральное искусство – это...
а) вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни,
осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед
зрителями;
б) вид творческого проявления актера относительно зрителя в предлагаемых
обстоятельствах;
в) категория актерского мастерства посредством перевоплощения актера;
г) пространственно-временное явление актерской деятельности на сцене.
Выберете из предложенных вариантов деятелей театрального искусства:
а) Иван Петрович Павлов;
б) Михаил Семѐнович Щепкин;
в) Фѐдор Григорьевич Волков;
г) Станиславский Константин Сергеевич.
Этюд – это...
а) постановка малой театральной формы;
б) переживания актера на сцене;
в) упражнение для совершенствования актерской техники;
г) сочетание игры актера с предлагаемыми обстоятельствами.

Выберите из предложенных вариантов те, что являются составляющими сцены:
а) ансцена;
б) карман;
в) лисы;
г) артер.
1. Основы театрального искусства. Какие иные искусства включает в себя театр?
2. Что такое сценическая речь? Приведите примеры. Расскажите об
отличиях сценической речи от обычной разговорной.
3. Что такое пластика персонажа? Что может дать пластика актера зрителю?

Приложение № 4.
Тест 2 год обучения (конец года).
Авансцена – это
а) передняя часть театральной сцены (перед занавесом);
б) задняя часть театральной сцены;
в) основное пространство сцены;
г) часть сцены, находящаяся между занавесом и кулисами.
Анонс – это
а) собрание театрального реквизита;
б) объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях; в) прием актера во
взаимодействии со зрителем;
г) перевоплощение в сценический образ.
Фурор – это
а) шумный, блестящий успех;
б) провал спектакля;
в) точка максимального пика в спектакле; г) завершение пьесы.
Конфликт – это
а) выход актера на авансцену;
б) завершающее действие спектакля;
в) оценка экспертного жюри;
г) резкое столкновение сторон, мнений, интересов.
Комик – это
а) негативный персонаж пьесы;
б) артистическое амплуа: исполнитель комедийных ролей;
в) подавляемые противоречия внутри актера;
г) главная роль постановки.
Драматургия – это
а) искусство сочинения драмы; пьеса или произведение литературы, переделанное
для постановки в театре;
б) раздел сценической пластики актера;
в) отзыв зрителя на актерскую работу;
г) задняя часть сцены.
Динамика – это
а) ряд крупных событий, образующих одно целое; сложная продолжительная
история, складывающаяся из ряда крупных событий;
б) начитанность, осведомленность, глубокие и разносторонние познания в разных
областях жизни;
в) психологическое потрясение, испытываемое человеком от увиденного в жизни, на

сцене, кино и т.д.;
г) составление движения, ход развития, изменение какого-либо явления под
влиянием действующих на него факторов, действий; обилие движения, действия.

Приложение № 5.
Викторина.
(3 - год обучения (конец года). Творческая группа (начало года).
1. Что такое предлагаемые обстоятельства?
а) обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица
театральной постановки или фильма, в которые актѐр, в своѐм воображении, должен себя
поместить.
б) ситуации, поставленные главной задачей режиссера.
в) обстоятельства, заданные в актерской игре для составления исключительно
конфликта постановки.
г) обстоятельства малого круга действия, предлагаемые актером режиссѐру
постановки.
2. Драматургия – это
а) наука о драматичности образов актеров в постановке.
б) теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетнообразная концепция такого произведения.
в) совокупность соответствующего внешнего и внутреннего образа актера.
г) раздел сценического искусства, изучающий поведенческие особенности
актерской игры в драматической постановке.
3.
Особенности дыхательной гимнастике по Стрельниковой:
а) основное внимание уделяется вдоху; главное — умение затаить дыхание; О
выдохе совершенно не нужно думать, он происходит самопроизвольно.
б) работа поверхностного дыхания, задержки дыхания
в) работа глубокого дыхания, повышенное внимание правильности выдоха
г) основное внимание уделяется выдоху; главное — умение задержать дыхание.
4.
В сценическом бою наиболее полно проявляются такие элементы актерской
техники, как
а) сценическое внимание, мышечная свобода
б) общение с партнером, умение действовать в различных темпо-ритмах,
эмоциональность
в) сценическое оправдание, эмоциональность
г) эмоциональность, мышечная свобода
5.
Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики
действий. Заданные бессловесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.
6.
Значение и способы превращения своей логики действий в логику действий
персонажа в драматургии.
7.
Взаимосвязь выбираемого литературного материала с современной
действительностью. Важность этого аспекта.

Приложение № 6.
Викторина
Творческая группа (конец года)
1. В основе системы Станиславского лежит разделение актѐрской игры на три
технологии:
а) ремесло, представление и переживание;
б) ремесло, дело и переживание;
в) зачин, представление и игра;
г) игра, ремесло и дело.
2. Выберите верный вариант трех вопросов сценической задачи:
а) Кто? Где? Когда?
б) Кто? Зачем? Почему?
в) Что делаю? Когда делаю? Как делаю?
г) Что делаю? Зачем делаю? Как делаю?
3. Выберите группу персонажей, входящих в состав дзанни (большая группа
персонажей-слуг (масок) итальянской комедии Дель арте)
а) Арлекин, Бригелло, Пульчинелла, Коломбина; б) Мирабель, Куронто, Левонио;
в) Винцетта, Брунгильда, Бэллонио;
г) Рисмапель, Отлонто, Панталлоне, Доктор.
4. Выберите верную группу 4 основных разновидностей этюда:
а) «эпатажного жанра», «действенности форм», «пластика актера», «я в
предлагаемых обстоятельствах»;
б) «наблюдения», «ПФД» (память физического действия), «я в предлагаемых
обстоятельствах», «на событие»;
в) «на событие», «на движение», «на память», «на впечатление»;
г) «я в предлагаемых обстоятельствах», «объединение ролей», «подмены», «ложь».
5. Кратко расскажите ваше понимание сценической свободы и веры актера.
6. Какие психофизические качества актера вы знаете? Можно ли их развивать?
Каким образом?
7. Какую роль играет музыкально-художественное решение спектакля? Назовите
его основные аспекты.
Тест
Творческая группа (конец года)
1. Контрдействие спектакля – это
а) сопротивление режиссерского замысла авторской задумке пьесы б) сопротивление
в целевой постановке режиссерского замысла
в) психофизическая реакция на враждебное или неприязненное действие
действующего лица. Противоборствующая сторона. Процесс борьбы. Сила,
противостоящая сквозному действию спектакля.
г) противодействие в течение спектакля, внутренние переживания актера, дающие
обратный рефлекс его игре.
2. Мизансцена – это
а) размещение актѐров и сценической обстановки в разные моменты исполнения
пьесы. б) постановка актеров за кулисами
в) размещение актеров на сцене в кульминационный момент спектакля г) постановка
актерской игры в предлагаемых обстоятельствах
3. Увертюра – это
а) работа актера над собой
б) спектакль, впервые показанный на сцене
в) совместная работа режиссера, художника и звукооператора
г) инструментальное вступление к театральному спектаклю

4. Сценическая свобода – это
а) необходимое условие правильного сценического самочувствия актера,
находящееся в тесном взаимодействии со сценическим вниманием. Имеет две стороны внешнюю и внутреннюю.
б) не привязанное творчество режиссера, его видение и воплощение спектакля на
сцене.
в) свобода пластики актера в его творчестве на сцене
г) свобода взглядов и демократическое видение в воплощении театрального
действия.
5. Пантомима – это
а) вид сценического искусства, в котором основным средством создания
художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов;
б) вид сценического искусства, в котором основным средством создания
художественного образа является пластика человеческого тела, с использованием слов;
в) вид сценического искусства, в котором основным средством создания
художественного образа является вербальное и невербальное действие актера;
г) вид сценического искусства, в котором основным средством создания
художественного образа является темпо - ритм спектакля.
6. Логика сценической речи – это
а) раздел театрального искусства, направленный на изучение и правильное
выполнение задач актером;
б) речь, оправданная логическим смысловым включением сверхзадачи, заложенной
автором в постановке;
в) раздел предмета «Сценическая речь», развивает умение доносить мысль в
звучащей речи. Владение дает возможность передавать в звучании мысли автора,
заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определенным образом
организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на
сцене и на зрителя;
г) логика вербальных и невербальных действий актера на сцене.
7. Сюжет – это
а) организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль;
б) ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий,
взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений;
в) повторение одного и того же определения, (суждения) иными близкими по смыслу
словами, повтор;
г) совокупность знаков, символов, элементов игры, создающие не правду реальной
жизни, а ее правдоподобие, однако узнаваемое и реально переживаемое.
8. Фѐдор Волков – это
а) первый русский актѐр, великий театральный деятель, основоположник театра.
б) актер, режиссер, педагог, теоретик театра.
в) русский актѐр и театральный деятель, который создал первый постоянный
русский театр; считается основателем русского театра.
г) режиссер, актер, ученик К.С. Станиславского.
9. Театральная импровизация – это
а) создание художественного произведения (прозаического, музыкального,
стихотворного и т.п.) в момент его исполнения;
б) игра актера на сцене;
в) заранее проработанная постановка театрализованного представления; г) создание
театрального образа актера.
10. Комедия Дель арте – это
а) вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого
создавались методом

импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему
представления, с участием актѐров, одетых в маски;
б) вид народного творческого театра XX века, положивший в свою основу
деятельность народного творчества;
в) комедийный жанр пьес по режиссерскому сценарному решению;
г) игра придворных актеров короля XVI-XVII веков, включающая в свою игру
обыгрывание в смешной форме происшествий средь дворовой знати.
Уровень усвоения программы определяется как «высокий», «средний», «низкий». За
каждый правильный ответ испытуемый получает «+1» балл.
«Высокий» - 7-10 баллов, «Средний» - 4-6 баллов, «Низкий» - 0-3 балла.

Приложение №7.
Функции игры (В.В.Петрусинский):
1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе
общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
3. коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установ-ление
эмоциональных контактов;
4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
при обучении;
5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического
состояния для более эффективной деятельности.
Классификации игр.
Группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман):
1. сюжетно-ролевые,
2. подвижные,
3. дидактические.
Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в
целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую
задачи, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто,
реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на:
1. предметные (с дидактическими игрушками и материалами),
2. настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства
(лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок),
3. словесные.
К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени,
тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.
Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на
(А.И.Сорокина):
 игры-путешествия,
 игры-поручения,
 игры-предположения (что было бы, если... ?),
 игры-загадки,
 игры-беседы.
В.В.Петрусинский предложил классификацию игр, используемых в учебновоспитательном процессе:
1. обучающие игры – это игры, способствующие усвоению текстовой информации,
развитию умений и навыков, обходимых для оптимального обучения, развивающие
восприятие, внимание, память;
2. игры подвижные в помещении и на воздухе – это игры для психофизиологической
разгрузки, стимулирующие творческую активность, коллективную деятельность;
3. социально-психологический ролевой тренинг – игры, направленные на отработку
навыков выполнения тех или иных социальных функций, социокультурных норм;
4. психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на
развитие разнообразных психических функций: внимания, памяти, воображения, эмпатии.
Имитационная игра – это активная самостоятельная деятельность по
имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию
профессиональной деятельности человека в этих системах.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания
профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для
данного вида практики.

Приложение № 8.
Структурными компонентами деловой игры являются (А.А.Вербицкий):
1. Имитационная модель: педагогические цели, предмет игры, графическая модель
взаимодействия участников, система оценивания.
2. Игровая модель: игровые цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий,
правила игры.
3. Методическое обеспечение: исходная информация об игре, методика подготовки
и проведения игры (рекомендации преподавателям), набор различных форм бланковой и
другой документации, необходимой участникам.
4. Техническое обеспечение: технические средства, компьютерные программы.
Ролевая игра – имитация типичных и существенных черт профессиональной
деятельности или социальных функций (продавец – покупатель, родители – дети, хозяин –
гости и т.п.).
Собственно имитационная игра – имитация деятельности или отношений
исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т.п. (например,
театральная постановка).
К имитационным играм относятся и игровые ситуации, например: «Вы – на
необитаемом острове», «Вы – один в лесу», «Вы – на незнакомой планете», «Вы –
президент России».
Символическая игра – это искусственная результативна интеллектуальная игра, в
которой основным средством игры являются знаки, символы и числа.
Учебная символическая игра – это игра, основные средства которой – конкретные
знания в виде знаков, символов и чисел, а основные правила игры выполняются в строгом
соответствии с законами и правилами конкретной научной дисциплины.
Процедура проектирования игры.
Структура игровой деятельности соответствует логике любой деятельности. В ней
можно выделить три основных этапа:
1. Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения.
2. Проведение: воплощение программы в деятельности, сама игр с учетом логики
действий, правил, атрибутов и т.д.
3. Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.
Если в процессе дидактического проектирования учитель выбирает в качестве
оптимального технологического способа обучения игру, то последующая конкретизация
игры может происходить следующим образом.
Процедура проектирования игры в учебном процессе:
1. анализ темы и содержания урока, конкретизация цели: определение
педагогических и игровых задач,
2. выбор вида игры (ролевая, деловая игра, путешествие, аукцион, соревнование и т.
п.),
3. разработка сюжета игры (например, для деловой игры - проблемная ситуация на
предприятии и способы ее решения; путешествия - основные пункты маршрута и виды
заданий и т.д.),
4. разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов
активизации деятельности учащихся,
5. разработка форм выдачи заданий,
6. определение принципа распределения ролей, объяснения правил,
7. разработка детального плана игры - алгоритма или сценария с подробным
описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, графической
модели взаимодействия участников,
8. прогнозирование результатов,

9. определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка,
шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, выделение главного,
расстановка акцентов),
10. подготовка оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного
материала, справочников, пособий и других необходимых средств,
11. организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (при
использовании имитационных игр).


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».