калейдоскоп рукоделия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»

Утверждаю

Принято

и.о. директора

на педагогическом совете

протокол № 6 от «30» августа 2022 г

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа
Художественной направленности
Калейдоскоп рукоделия

Направленность’, художественная
Уровень программы: 1 год обучения - стартово-базовый,

2 и 3, 4 год обучения - базовый.
Возраст учащихся’. 7-11 лет
Срок реализации'. 4 года (288 часов)
Автор/разработчик:

Должность: педагог дополнительного образования
Иванова Наталья Григорьевна

с. Багдарин
2022 г.

Внутренняя рецензия от:
1.Филипповой Светланы Васильевны – педагога дополнительного образования высшей
квалификационной категории, почетного работника Просвещения РФ.

Программа реализуется в МБУ ДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел» с 2011
года
Программа разработана в 2011 году, переработана и дополнена в 2022 г.

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования .................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................... 3
1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты ........................................................................................... 5

2.2. Условия реализации программы ...................................................................................................... 11
2.3. Формы аттестации ............................................................................................................................. 12
2.4. Оценочные материалы ...................................................................................................................... 14
2.5. Методические материалы ................................................................................................................. 15
2.6. Список литературы ............................................................................................................................ 18

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Калейдоскоп рукоделия (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 25.07. 2022 г).


Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14».



Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020

№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи». Вступил в силу - 1 января 2021 года


Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г.
№ 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»



Концепции

развития

дополнительного

образования

детей

до

2030

года.

Утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р


Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ» (включая разноуровневые программы)


Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»



Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
3



Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей
программы от 30.08.2022 г.



Устава и локальных актов Учреждения.
Актуальность программы в том, что моя программа является комплексной по набору видов и
техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой
деятельности, дает возможность обучающимся открыть для себя волшебный мир ДПИ, проявить и
реализовать себя, свои творческие способности, полученные знания и умения в реальной жизни,
стимулирует творческое отношение к труду.
Данная программа является модифицированной, т.к. разработана с учетом типовых программ,
рекомендованных

Министерством

образования

РФ

с

учѐтом

учебных

стандартов

общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология».
Образовательная программа

направлена на развитие художественно-эстетического вкуса,

художественных способностей, носит практико-ориентированный характер и

способствует

знакомству учащихся с основными приемами разных видов рукоделия и применения их при
изготовлении и оформлении открыток, сувениров и др. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
социально-культурного

и

профессионального

самоопределения,

развития

познавательной

активности и творческой самореализации учащихся.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная, она
направлена на развитие творческого потенциала детей, их воображения и мышления, раскрытие их
индивидуальности и креативности.
Адресат программы: Программа ориентирована на младших и средних школьников, возрастом
от 7 до 11 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.
Срок и объем освоения программы: программа разработана 4 года, 288 педагогических часов,
из них:


Стартово-базовый уровень - 1 год обучения, 72 педагогических часа.



Базовый уровень – 2,3,4 года обучения, 216 педагогических часа.

Формы обучения: Очная, очно-заочная, очно-дистанционная.


Очная форма обучения — это форма обучения, которая предполагает обязательное
посещение учебных занятий, которые проводятся по расписанию учреждения.



Очно-заочная форма обучения — это когда обучающийся числиться в объединении, но
имеет право ходить туда не каждый день. У него, так скажем, свободное посещение. Форму
обучения предусматривает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(статья 17).

Особенности организации образовательного процесса:

4

Образовательный процесс в объединении представляет собой специально организованную
деятельность педагога и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания,
развития личности. Для этого формируются одновозрастные и разновозрастные группы.
Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным
возрастом и уровнем интеллектуального развития. Разновозрастная группа позволяет ребенку
осуществить важные социальные пробы, попробовать себя в роли «младшего» и «старшего»,
«ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., а
также приобрести опыт социального поведения.
Режим занятий:
Стартово-базовый

Год обучения

уровень
2 часа в неделю;

1 год обучения

72 часа в год.

2 год обучения

-

3 год обучения

-

4 год обучения

-

1.2.

Базовый уровень

2 часа в неделю;
72 часа в год.
2 часа в неделю;
72 часа в год.
2 часа в неделю;
72 часа в год.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную
творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с бумагой, картона и
другими материалами.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе
индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и
аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей
материалов;
5

-организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.
•
•

формирование потребности в создании эстетических, креативных и уникальных вещей.
сформировать потребность в создании индивидуально подарка – поделки, как в средстве

самовыражения.
Ожидаемые результаты:
Стартово – базовый уровень
Аккуратность

и

Базовый уровень

точность - правила техники безопасности при работе с

выполнения работы важны, но, всѐ- различными

инструментами

и

таки, в первый год обучения не приспособлениями;
являются

определяющими - последовательность технологических действий

показателями

результативности при

выполнении

аппликации,

торцевании,

обучения; главное – приобретение айрис-фолдинг, модульное оригами;
знаний по данным видам творческой - последовательность технологических действий
Знать

деятельности, умений и навыков, при выполнении объемной аппликации, поделок
получение готового изделия.

в технике квиллинг.

По окончание первого года обучения
обучающиеся должны знать:
- названия техник, видов рукоделия;
-

названия

инструментов

приспособлений,

и

материалов

используемых на занятиях.
-

ориентироваться

рабочего
-

соединять

детали

клеем, процесса,

места,

в

задании,

организация

планирование

контроль

и

трудового

корректировка

хода

сшиванием, с помощью надрезов, работы;
модульное соединение, с помощью - вырезание узоров, фигур, в том числе и
проволоки, пластилина.
Уметь

-

обводить

детали

симметричное вырезание, с предварительным

по

шаблону, нанесением контура с помощью шаблона;

экономно расходуя материал;
-

вырезать

прямым,

простые
волнистым

(прямоугольник, круг).

-

детали

вырезание

по

внутреннему

контуру,

по симметричное вырезание из бумаги, сложенной

линиям в несколько слоев;
- соединять в одной работе разных материалов и
техник;
-

выполнять

повторение

задания

разных

типов

–

образца (в виде рисунка, схемы,
6

Стартово – базовый уровень

Базовый уровень
чертежа);
- вносить несложные изменения и дополнения в
конструкцию и оформление изделия.

1.3. Содержание программы
Калейдоскоп рукоделия
Стартово - базовый уровень (1 год обучения)
Базовый (2,3,4 год обучения)
Учебный план
№ Название тем 1 год

1

Вводное

2 год

3 год

4 год

Вс

Те- Пра Всег Теори Прак- Всег теори практ Всего теори практ

е

ор

кти о

го

ия

ка

1

-

1

я

ка

о

я

ика

1

-

1

1

-

1

я

ика

1

-

1

занятие.
Оригами.
Закладка
2

Аппликация

20

5

15

19

4

15

25

5

20

25

5

20

3

Флористика

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

Торцевание

4

1

3

4

1

3

3

1

2

3

1

2

5

Шитье,

3

1

2

4

1

3

2

1

1

2

1

1

4

1

3

4

1

3

3

1

2

3

1

2

вышивка,
работа

с

тканью
6

Использовани
е
нетрадиционНых
материалов

7

Изонить

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

8

Квиллинг

4

1

3

5

1

4

5

1

4

5

1

4

9

Сувенир,

13

3

10

15

4

11

15

4

11

15

2

13
7

игрушка
1

Айрис-

0

фолдинг

1

Работа

1

бисером

1

Работа

2

пряжей

1

Оригами,

3

модуль

1

Итоговое

4

занятие.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

с 4

1

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

с 3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

7

2

5

9

2

7

7

1

6

7

1

6

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

72

19

53

72

19

53

72

19

53

72

17

55

Аппликация.
Итого

Содержание
1. Тема 1: Вводное занятие.
Теория:
Цели и задачи творческого объединения, режим работы, правила поведения, вопросы
безопасности труда, знакомство с содержанием работы, инструменты и материалы, необходимые
для работы. Кардмейкинг – это искусство создания открытки из нетрадиционных материалов и в
различных техниках.
Практическая работа: просмотр книг, журналов, готовых изделий. Изготовление закладки.
2.1 Тема 2: Аппликация.
Теория. Плоскостная предметная аппликация. Вырезание отдельных предметов с отчетливой
конфигурацией простых форм с прямыми и волнистыми контурами, используя готовый шаблон.
Пространственное расположение компонентов композиции при изготовлении открыток в
соответствии с образцом. Наклеивание на фон отдельных предметов.
Практическая работа. Использование готовой основы. Вырезание по прямым и несложным
волнистым линиям, обводя фигуру по готовому шаблону. Расположение фрагментов композиции
в соответствии с образцом. Наклеивание элементов на основу. Оформление открытки.
3.1. Тема 3: Флористика.

8

Теория. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов, семян при выполнении узора. Букет
из листьев, или узор из плодов, семян. Способы крепления засушенных листьев, соцветий, плодов,
семян на основе.
Практика. Выложить букет, узор или образ из листьев по образцу. Приклеивание листьев или
семян на основу. Способы их расположения и крепления, сушка изделий.
4.1. Тема 4: Торцевание.
Теория. Техника создания объемных картин из кусочков салфеток, креповой, гофрированной
бумаги Бумага нарезается на мелкие квадраты, скатать из квадратика шарик между ладошками
или пальцами. На подложке-основе рисуется узор и покрывается слоем клея. Пока клей не высох,
шарики-комочки прижимаются к клеевому слою. Процедура повторяется до тех пор, пока весь
рисунок не заполнится кусочками торчащих бумажек, как мозаикой. .
Практика. Изготовление открытки в данной технике.
5.1. Тема 5: Шитье и мягкая игрушка.
Теория. Технология выполнения прямых стежков. Простейшие соединительные швы: «вперѐд
иголку». Плоские и полуобъемные изделия простых форм. Нашивание деталей на основу швом
«вперѐд иголку». Сшивание двух деталей по краю швом «вперѐд иголку».
Практика. Выполнение образцов швов «вперѐд иголку», Выполнение плоских и полуобъемных
изделий простых форм. Нашивание деталей на основу швом «вперѐд иголку»(подставка
«лимонная долька»и др.).

Сшивание двух деталей по краю швом «вперѐд иголку» (елочные

игрушки, брелки, топперы)
6.1. Тема 6: Использование нетрадиционных материалов.
Теория.

Использование для создания открытки таких материалов и приспособлений как

бумажные и пластиковые тарелки, ватные диски и палочки, зубочистки, пищевую фольгу и
пленку, и многое другое.
Практика.

Изготовление декоративных элементов и открыток с использованием различных

нетрадиционных материалов.
7.1. Тема 7: Шаблон.
Теория. Создание открытки необычной формы используя нужный шаблон для скрапбукинга .
Элементы, выполненные с помощью шаблонов, становятся главным акцентом в скрапизделии. Несколько самых актуальных шаблонов и примеры готовых работ с использованием в
работе

готовых

форм.

Шаблон для скрапбукинга Фартук, шляпа или сумочка идеально подойдет для скрапбукинг
изделий для наших любимых мам и бабушек, которые такие сентиментальные и так им нравится
наше

внимание.

Практика. Выполнение открыток по шаблонам и с использованием шаблонов для оформления.
8. 1. Тема 8: Изонить.
9

Теория. Знакомство с техникой «изонить». Способы заполнения дуг и других элементов с
помощью ниток. Выполнение различных изделий
Практика. Выбор ниток и картона для работы, заполнение круга, окружности, углов, дуг и
других элементов и т.п.
9.1. Тема 9: Квиллинг.
Теория. Квиллинг или бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и
узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных в
плоскостные композиции. Способы кручения роллов. Изготовление роллов простых форм «круг»,
«капля», «глаз» и др.
Практика. Изготовление открытки в данной технике или с использованием элементов.
10.1. Тема 10: Сувенир - игрушка.
Теория. Изготовление различных поделок, игрушек, в том числе ребристые игрушки, подвески,
гирлянды и т.п.
Практика. Изготовление открытки, поделки, игрушки и использование их, как декоративных
элементов для оформления открытки, подарка..
11.1. Тема 11: Айрис-фолдинг.
Теория. Айрис фолдинг или "радужное складывание".

Необходимый фрагмент рисунка

вырезается по контуру. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги
строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с
составленной схемой. Для группы младших школьников и школьников среднего возраста заранее
изготавливаются прорезные шаблоны, так как работать с канцелярским ножом в этом возрасте
опасно. Техника плоскостного конструирования Айрис Фолдинг .

Принцип наклеивания

бумажных полос .
Практика. Создание композиции в технике Айрис Фолдинг . Изготовление и приклеивание
готовых полос на шаблоны простых форм. Оформление работы, декорирование.
12.1. Тема 12: Бисероплетение.
Теория.

Знакомство с бисером. Оборудование рабочего места, приемы и способы безопасной

работы с бисером. Мозаика из бисера. Наклеивание бисера на пластелин или клей
Практика. Изготовление открытки в данной технике или с использованием элементов.
13.1. Тема 13: Вязание.
Теория. Знакомство с пряжей, нитками для вязания. Способы выполнения аппликации, отдельных
элементов из ниток, а также и шерстяной крошки. Приемы и способы крепления пряжи и ниток на
основу. Изготовление «невязанных» элементов из пряжи.
Практика. Изготовление открытки в данной технике или с использованием элементов.
14.1. Тема 14: Оригами, модуль.

10

Теория. Складывание простых базовых форм из листа бумаги. (Рубашка, платье, другая одежда,
кораблик, простой полуобъемный цветок)
Практика. Изготовление открытки с использованием элементов, выполненных в технике
оригами.
15.1 Тема 15: Итоговое занятие.
Выставка работ воспитанников кружка, тестирование.

Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель

36 недель
02.09. -31.12. - 16 недель
09.01. -30.05.- 20 недель

Даты начала и окончания Для групп первого года обучения - с 10 сентября.
Окончание учебного года 30 мая.

учебного года

Для групп второго и третьего года и четвертого года
обучения – с 02 сентября.
Окончание учебного года 30 мая.
В каникулярное время проводиться занятия.
Сроки

промежуточной входная- сентябрь

аттестации

Промежуточная- декабрь
Рубежная- май, в конце 1,2 года обучения

Сроки итоговой аттестации

в конце 4 года обучения (май)

2.2. Условия реализации программы
.
Аспекты

Характеристика
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии
с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на

Материально-техническое
обеспечение

чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт
на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение,
направленность светового потока от окна на рабочую
поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких
усаживать

особым

образом).Учебная

мебель,

швейные
11

машинки – 3 шт., оверлок -1 шт., ноутбук- 1 шт.
Информационное обеспечение -аудио, видео, фото, интернет-источники
Педагог дополнительного образования
Кадровое обеспечение

2.3. Формы аттестации
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения программы обучающимися.

Способы оценки знаний, умений и навыков
Словесное

Диагностический

выражение

синоним

баллов

«Молодец»

«Отлично»

3

1-3 человека на группу

2

основная часть группы

1

1-3 человека на группу

«Хорошо»

«Старайся»

«Норма (хорошо)»

Количество

Процентное соотношение
на группу из 15 человек

«Удовлетворительно»

Проведя диагностику по каждому из пунктов, можно вывести некоторый «усреднѐнный»
результат обучаемости отдельно для каждого ученика, и в целом по группе.
Начиная со второго года обучения для отслеживания результатов учебной деятельности
необходимо проводить мониторинг, фиксирующий уровень знаний, умений и навыков по
определѐнным показателям (в начале, середине и в конце учебного года).
В связи с тем, что данной программой предусмотрено прохождение обучающимися как всех трѐх
ступеней обучения, так и одной – двух ступеней, на каждой ступени обучения необходимо вести
чѐткий, объективный контроль над посещаемостью детьми занятий. А по итогам года желательно

12

выдавать обучающимся грамоты и благодарности, стимулируя, таким образом, их мотивацию и
желание продолжать заниматься в кружке и далее.
Формы подведения итогов
№
пп
1.

2.

Тема

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Фронтальная беседа.

Работа с природными и другими Фронтальная
нестандартными материалами
Художественная обработка бумаги

3.

( квиллинг, торцевание, айрисфолдинг, аппликация), ткани

4.

5.

Бисероплетение, вязание, оригами,
вышивка, изонить
Итоговое занятие

и

индивидуальная

беседы,

выполнение практических заданий.
Фронтальная

и

индивидуальная

беседы,

выполнение практических заданий.

Выполнение практических заданий.
Контрольное занятие, конкурсы, выставка.

Виды и техники, входящие в программу.
Различные виды аппликации. Предметная (одна или несколько деталей накладываются на
основной фон); сюжетная (картинка складывается из нескольких различных деталей, сюжет
отображает какое-либо событие или действие); декоративная (используется для украшения,
оформления изделий, предметов домашнего обихода и т. п.,
повторяющихся деталей, элементов).По

узор, орнамент состоит из

виду аппликация может

быть

геометрической,

растительной, силуэтной, симметричной, а также обрывная, орнамент, мозаика, коллаж.
Аппликация может быть плоской,

накладной (многоцветье изображения достигается

накладыванием слоев и последовательным наклеиванием, каждый последующий элемент меньше
предыдущего); объемной (изображение заполняется бумажными комочками, гармошками,
спиральками, пружинками, петельками, жгутиками, а так же крупами, семенами, песком,
опилками, яичной скорлупой и т.п.).
Торцевание.

С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины,

мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. В основе этой техники – создание
изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент
торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки
или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.
13

Квиллинг. также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объѐмных
композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Айрис-фолдинг - Что в переводе обозначает – «радужное складывание глаза». Суть работы
сводилась к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под
углом в последовательности, соответствующей шаблону.
Декупаж, или салфеточная техника.

Техника украшения, декорирования с помощью

вырезанных, вырванных из бумажных салфеток мотивов, наклеивание бумажных аппликаций на
мебель, полы, шкатулки, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки.
Оригами. Слово Оригами происходит от двух слов ори означает "складной", и ками означает
"бумага". Это традиционное японское искусство складывания различных скульптур из бумаги.
Искусство оригами начало развиваться в XVII ст. н.э. в Японии, а в наше время широко
распространилось по всем континентам и странам.
При складывании моделей зачастую стараются следовать определенной схеме сборки.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического
оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок
складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путѐм
вкладывания их друг в друга, что позволяет с большей лѐгкостью создавать крупные модели со
сложной структурой.
Поделки могут быть так же выполнены и в других техниках. К таким относятся: вышивка, шитье,
работа с тканью, с пряжей, бисером, в том числе бисероплетение, изонить и др.техники. Иногда в
поделках сочетаются несколько техник.
Вышивка, широко распространѐнный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и
изображение выполняются вручную иглой, на различных тканях и других материалах цветными
нитями.
Изонить, или нитяная графика, – это техника вышивания на твердой основе. Особенностью
направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате
натягивания нитей в определенной последовательности. В программе также есть блок по
изготовлению сувениров, игрушек, интерактивных поделок из бумаги, картона и других
материалов.
Программа разработана на 4 года и рассчитана на детей с 7 до 11 лет.

2.4. Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП Методики
Уровень развития творческого потенциала выявление творческого потенциала учащихся (И. А.
14

Показатели качества реализации ДООП Методики
учащихся
Уровень

Виноградова)
развития

социального

опыта

учащихся

учащихся

(Семенкова Татьяна Николаевна) педагогическая
система сохранения и укрепления здоровья учащейся
молодѐжи

теоретической

подготовки Определение уровня обученности по Третьякову П.

учащихся
Уровень

дополнительного образования детей (Куприянов
Борис Викторович)

Уровень сохранения и укрепления здоровья

Уровень

социальное воспитание учащихся в учреждениях

И.
удовлетворенности

предоставляемыми

родителей Е.Н.Степанов

«Изучение

удовлетворенности

образовательными родителей работой образовательного учреждения»

услугами
2.5. Методические материалы
Методы обучения: для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
используются методы обучения.
Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину
Классификация

Метод

Объяснение метода

Возможные

методов

формы

проведения занятия

обучения
по

характеру объяснительно-

познавательной

иллюстративные

Педагог
средствами

разными рассказ, объяснение, беседа,
сообщает показ, доклад, инструктаж,

деятельности

готовую информацию, а демонстрация и т.д.

обучающихся

обучающиеся

ее

воспринимают, осознают
и фиксируют в памяти
репродуктивный

Обучающиеся усваивают упражнения,
информацию
воспроизвести
повторить

и

алгоритмы,

могут лекция и т.д.
ее,
способ

деятельности по заданию
педагога

15

метод

Педагог ставит проблему беседа,

проблемного

и

изложения

показывая

сам

ее

игра,

задача,

решает, обобщение и т.д.

тем

самым

ход мысли в процессе
познания. Обучающиеся
при

этом

следят

логикой

за

изложения,

усваивая этапы решения
целостных проблем.
частично-

Участие

поисковые

коллективном

(эвристические)

решение
задачи

детей

в диспут,

дискуссия,

поиске, самостоятельная

поставленной наблюдение,
совместно

педагогом.
исследовательские Овладение

работа,
творческая

с работа, проектная работа,
деловая игра и т.д.
проектирование,

обучающимися

творческие

задания,

методами

исследовательское

самостоятельной

моделирование и т.д.

творческой работы.
Формы организации образовательной деятельности:
Для обучающихся младшего школьного возраста:


беседа с игровыми элементами;



сказка;



сюжетно-ролевая игра;



игра-путешествие;



викторины, соревнования, конкурсы, состязания.

Для обучающихся среднего школьного возраста:


лекция;



учебная игра, ролевая игра;



защита творческого проекта;



творческие конкурсы;
16



коллективное творческое дело (КТД);



тематические задания по подгруппам и индивидуально.

Педагогические технологии:


Технология индивидуального обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)



Технология группового обучения (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е.
Щуркова)



Технология коллективного взаимодействия (А. Г. Ривиным)



Технология

дифференцированного

обучения

(Т.К.Донская

В.В.Фирсов

И.Э.Унт

А.С.Границкая)


Технология проблемного обучения (Джон Дьюи)



Технология дистанционного обучения (Исаака Питмана)

Дидактические материалы:


Раздаточные материалы



Инструкции



Технологические карты

17

2.6. Список литературы
1. Доброва Е.В. Гирлянды. Новый год своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 16 с.: ил.
2. Новикова И.В. Поделки из ниток и пряжи в детском саду. – Ярославль : ООО «Академия
развития», 2011. – 144 с.: ил.
3. Уилсон Дж. Цветы из бумажных лент. –Издательская группа «Контент» 2009 48 с. Ил.
4. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
5.

Адрианова О. Скульптурный текстиль – М.: Дизайн Кора, 2005;

6.

Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.

7. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Белова В. ―Игрушки и колье в технике ―кирпичный стежок‖‖ журнал ―Чудесные
9. мгновения‖, ―Бисер‖, №1, 2007.
10. Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. - М.: Профиздат, 2003;
11. Вербицкий И.А. Детские маски – СПб.: Детство-пресс, 2007;
12. Войдинова М.Н. «Куклы в моѐм доме» - М. «Профиздат», 1998 год
13. Воробьева О.Я. ДПИ. Традиционные народные куклы - Волгоград: Учитель, 2009;
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва
15. 1991.
16. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;
17. Горичева В.С. «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
18. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции, 2007
19. Зимина И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200
20. Илария Страдиотти. Делаем куклы - М.: Ниола-пресс, 2006;
21. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СанктПетербург,
«Паритет», 2003 год
22. Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом
23. МСП, 2003.
24. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе",
25. Москва 1995
26. Молодежный имидж: плетеные косички, шнуры, бисерные ленточки: Пер. с нем. – М.:
27. Ниола - Пресс, 1997.- 64 с.:ил.
28. Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Натальей Будур. – М.: ОЛМА –
29. ПРЕСС, 1999. – 572 с., ил.
30. Птушкина О. «Русский праздничный народный костюм»,- М, «Мозаика-синтез», 1999
31. Чиотти Д. Бисер. – М.:Ниола-Пресс, 2008.
32. Фелтинг. Курс для начинающих. Идеи и проекты, - М.: Контэнт, 2015. – 128 с., ил.
33. Мой Маккей. «Цветочные картины из шерсти и войлока. Пейзажи и натюрморты», - 2014. –
18

34. Карстен Зельке. Войлочный зоопарк, - М.: Арт-Родник, 2014. - 80 с., ил.
35. Юлика Вильчко. Катрин Бергманн. Модные аксессуары из войлока в технике мокрого
валяния, - М. Арт – Родник, 2014.- 2 с., ил.
36. 27. Козырь Виктория. Цветы из войлока, - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 88 с., ил.
37. 28. Кокарева Ия. Плоское валяние, - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.-96 с., ил.
38. 29. Смирнова Елена. Оригинальный войлок: Техника мокрого валяния, - М.: Арт-Родник,
2015.- 128 с., ил.
39. Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, 2010.-64с.,
ил.
40. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие»
СанктПетербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 83 с., ил.
© «Калейдоскоп рукоделий» П.А. Маркарян
41. Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс
42. культурное исследование идеологии антропоморфизма), - М.: «Индрик», 2011. — 352 с., ил.
43. Татьяна Ивановская. Игрушки и аксессуары из фетра, - М., Рипол Классик. – 256 с., ил.
44. Анна Зайцева. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М. Эксмо,
2014.– 208 с., ил.
А.Катрин Муазель. Фантазии из бисера. Украшения и аксессуары. – М., Арт-Родник. –
2008. – 64 с., ил.
45. Верона Симон. Простые и элегантные цветы из бисера. – М., Контэнт. – 2014. – 64 с., ил.
46. Ольга Валерьевна Воронова. Украшения и аксессуары из бисера. Новые экспресс-техники.–
М., Эксмо. – 2014. – 128 с., ил.
47. Елена Войнатовская. Авторская текстильная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale. –
М., Эксмо. – 2014. – 128 с., ил.
48. Елена Кагальникова. Текстильная кукла. От простого к сложному. – М., Рипол Классик. –
2014. – 64 с., ил.
49. Красберкю К. Французские текстильные куклы: пошаговые мастер-классы с выкройками. М. Эксмо, 2014. – 144 с., ил

19


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».