Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Принято на педагогическом совете протокол № 6 от «30» августа 2023 г. Утверждаю и.о. директора МБУ ДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел» •^У^Х а.Д. Варакина «30» Августа 2023 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Художественной направленности «Шитьё национальных изделий». Уровень программы: 1 год обучения - стартово-базовый, 2 и 3 год обучения - базовый. Возраст учащихся: 10-17лет Срок реализации'. 3 года (576 часов) Форма реализации программы - очная; А втор/разработчик: Должность: педагог дополнительного образования Баранова Туяна Григорьевна с. Багдарин 2023 год Внутренняя рецензия от: 1. Заместитель директора по учебной работе, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Отличник просвещения Российской Федерации Баракина Алена Дмитриевна. Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную категорию 1.Руководитель ИАС МКУ Управления образования МО «Баунтовский эвенкийский район», почетный работник общего образования и воспитания РФ Киселѐва Ольга Михайловна. Программа реализуется в МБУ ДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел» с 2010 года Программа переработана и дополнена в 2013 г. Программа переработана и дополнена в 2016 г. Программа переработана и дополнена в 2019 г. Программа переработана и дополнена в 2023 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Основные характеристики программы: Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Шитье национальных изделий» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.07. 2022 г). Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Вступил в силу - 1 января 2021 года Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» 2 Утверждена Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2022 г. Устава утвержденного постановлением местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район от 22 марта 2019 года № 101 и локальных актов Учреждения. Актуальность данной программы заключается в формировании нравственного сознания в единстве с нравственным поведением человека как части природы и отражает природную, социальную и демографическую специфику в сочетании с этническими особенностями национальной культуры малочисленного народа Баунтовского района – эвенков. Вид программы: Данная программа является модифицированной. в основу положена авторская дополнительная образовательная программа «Культура и быт эвенкийского народа»,, разработанная воспитателем 1 квалификационной категории МБУ ДОУ детского сада комбинированного типа г. Северобайкальска. но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, внесены элементы авторства в календарно-тематический план и содержание программы. Направленность программы: художественная ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры. Адресат программы: Программа ориентирована на младших, средних и старших школьников, возрастом от 10 до 17 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития. Младшие школьники: 10 лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) Старшие школьники:15-17 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. 3 Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 3 года, что составляет 576 часов. 1 год обучения – стартово-базовый (144 часа), второй и третий год – базовый (432 часа). Формы обучения: Очная, очно-заочная, очно-дистанционная. Очная форма обучения — это форма обучения, которая предполагает обязательное посещение учебных занятий, которые проводятся по расписанию учреждения. Очно-заочная форма обучения — это когда обучающийся числиться в объединении, но имеет право ходить туда не каждый день. У него, так скажем, свободное посещение. Форму обучения предусматривает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17). Очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий– это занятия «онлайн» в режиме реального времени с использованием интернеттехнологий. Для обучения необходимо наличие компьютера, стабильное подключение к Интернет-соединению, устройство воспроизведения звука и микрофон, браузер Chrome. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный и воспитательный процесс в объединении представляет собой специально организованную деятельность педагога и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Для этого формируются одновозрастные и разновозрастные группы. Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития. Разновозрастная группа позволяет ребенку осуществить важные социальные пробы, попробовать себя в роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., а также приобрести опыт социального поведения. Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной программы от существующих программ является введение национального колорита, в частности эвенкийского, при изготовлении изделий, применение национально-регионального компонента как в теоретической, так и в практической части программы; системный подход к содержанию материала; развитие межпредметных связей в сфере декоративно-прикладного искусства. Режим занятий: Год обучения 1 год обучения Стартово-базовый уровень 4 часа в неделю; 144 часа в год. 2 год обучения - 3 год обучения - Базовый уровень 6 часов в неделю, 216 часов в год 6 часов в неделю, 216 часов в год Обучение включает в себя следующие основные предметы: • история — на занятиях актуализируются сведения из истории возникновения стекла, бисера и др; • биология — используются в работе объединения сведения знания из биологии при изготовлении цветов, животных, растений, картин и др.; • рисование — школьный опыт из данной дисциплины полезен при подборе сочетания различных цветов и красок, умении гармонично подбирать материалы для изделий и др.; • черчение — ценно умение читать и составлять схемы плетения и др. Педагогическая целесообразность программы заключается во включении обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности ребенка в образовательном процессе. 4 Программа рассчитана на три года обучения, общее количество составляет 576 учебных часов: 1 год обучения- 2 занятия по 2 часа в неделю, что составляет 144 часа в год; 2 и 3 года обучения – 2 занятия по 3 часа в неделю, что составляет 216 часов в год. Формой проведения аттестации обучающихся является участие детей в выставках детского творчества различного уровня (районные, республиканские, региональные, межрегиональные и т.д.), научных конференциях, выполнение творческих проектов. А также входная аттестации (сентябрь), промежуточная (декабрь, апрель) и итоговая (май). 1.2.Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель программы кружка «Шитье национальных изделий» овладение обучающимися технологическими приемами и навыками изготовления национальных декоративных изделий и сувениров. Для достижения данной цели предусматриваются следующие задачи: Обучающие: 1. Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере; дать понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных ремесел. 2.Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, кожи и меха, с применением северного орнамента. 3.Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, вышивки бисером, работы с тканью, сукном, мехом. 4.Научить технике составления схем для плетения, дать основы технологической грамотности по изготовлению национальных изделий и сувениров. 5.Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении. Развивающие: 1.Развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. 2.Развивать творческие способности воспитанников посредством применения метода проектов. 3.Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся. 4.Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде. Воспитательные: 1.Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре. 2.Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества. 3.Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в будущей жизни. В процессе теоретического обучения, максимально используются учебно-наглядные пособия. Это позволит учащимся наглядно представить технологию выполнение различных изделий народно-декоративного творчества. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения учащихся, следует применять бригадные, индивидуальные формы организации труда. Перед занятиями необходимо проводить инструктаж по соблюдению техники безопасности труда. На занятиях кружка прививаются навыки самостоятельной работы учащимся, для этого выделяются индивидуальные часы для работы педагога с учащимися. 5 Наряду с общепринятыми дидактическими принципами: последовательности, научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, результативности, опоры на интерес, мы в ходе работы пришли к мысли о необходимости приоритетной реализации принципа межпредметности. В ходе реализации данной программы обучающиеся овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Общекультурные компетенции: Знают: Разные виды декоративно-прикладного творчества; Современное использование таких материалов как: мех, кожа, бисер, бархат и т.д.; Морально-эстетические нормы поведения в коллективе. Учебно - познавательные компетенции: Умеют: Правильно подбирать рабочий материал; Составлять простые композиции на определенную тематику; Стилизовать простые формы; Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь; Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы; Инструменты и материалы, используемые при работе с различными видами декоративноприкладного творчества; Технику безопасности при работе с инструментами и материалами; Основные принципы стилизации и построения простых композиций; Коммуникативные компетенции: Умеют: Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других; Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию. Ценностно-смысловые компетенции: Умеют: Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; Планировать и с пользой использовать своѐ свободное время 6 1.3. Содержание программы «Шитье национальных изделий» Стартово - базовый уровень (1 год обучения) Учебный план № 1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.7 2.8 2.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 4.16 4.18 Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Вводное занятие. Традиционные 2 1 1 виды ремесел народов Сибири и Дальнего Востока. Раздел I. Основы материаловедения и цветоведения.(18 ч) Виды меха и кожи. Бисер 2 2 Цветовой спектр. 2 1 1 Композиция. Основы 4 1 3 композиции Орнамент 8 1 7 Контрольный срез 2 2 Форма аттестации контроля опрос опрос опрос опрос опрос тест Раздел II. Бисер. Вышивка бисером (18 ч) Инструменты и приспособления. 4 1 3 опрос Виды бисера. Способы крепления бисера. Технология изготовления 12 2 10 анализ изделий техникой «Вышивка бисером» Контрольный срез 2 2 тест Раздел III.Технология изготовления и художественная отделка изделий из меха, кожи и бисера. (102 ч) Материалы и инструменты. 4 1 3 опрос Технология изготовления изделий из меха, кожи и бисера. Художественная отделка 6 2 4 опрос изделий. Меховой кулон Шкатулка для рукоделия 22 2 20 опрос Меховая сумочка 26 2 24 опрос Меховое панно 30 2 28 опрос Творческая работа 14 2 12 Защита проекта Раздел IV. Итоговые мероприятия.(4 ч) Итоговое занятие 2 2 выставка выставка 2 2 опрос Общее количество часов 144 20 124 7 Содержание 1 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Теория: Ознакомление обучающихся с целями и содержанием занятий, программой обучения, технологией изготовления узоров из меха и кожи в традициях национального искусства. Ознакомление с учебной мастерской, правилами внутреннего распорядка, безопасности и личной гигиены. Виды ремесел: художественные изделия из кожи и меха; шитье и украшение одежды и обуви, художественная обработка кости. Практика: Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий и т.д Раздел I. Основы материаловедения и цветоведения. Тема 1.2.Виды меха и кожи. Бисер Теория: Виды меха и кожи. Качество выделки. История возникновения бисера. Виды бисера. Условия хранения и ухода кожи, меха и бисера. Тема 1.3. Цветовой спектр. Теория: Цветовой круг. Холодные, теплые и ахроматические цвета. Сочетание цветов. Практика: Получение цветов с помощью смешивания. Тема 1.4.Композиция. Основы композиции Теория: Понятие «композиция», виды композиции, законы композиции. Композиция в изделиях из бисера, меха и кожи. Практика: Составление композиции (аппликация из бумаги) Тема 1.5.Орнамент. Теория: Понятие орнамента. Виды орнамента: геометрические, растительные, символические. Цветовая гамма орнамента. Значение цвета. Технология изготовление изделий с элементами эвенкийского орнамента Практика: Зарисовка орнамента разного вида. Подбор цветовой гаммы. Разработка эскиза орнамента. Изготовление изделий с эвенкийским орнаментом (пояс, черептун и т.д.) Тема 1.6. Контрольный срез. Тестирование обучающихся по 1 разделу. Раздел II. Бисер. Вышивка бисером. Тема 2.7. Инструменты и приспособления. Бисер. Способы крепления бисера. Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Способы крепления бисера: стебельчатый, шов в «прикреп». Практика: Крепление бисера к основе способами: стебельчатый, шов в «прикреп». Тема 2.8.Технология изготовления изделий техникой «Вышивка бисером» Теория: Технология изготовления изделий техникой «Вышивка бисером». Технологическая карта. Практика: Работа с технологической картой. Подбор основы, бисера. Разработка эскиза. Перевод рисунка на основу. Вышивка узора стебельчатым швом и швом в «прикреп». Тема 2.9. Контрольный срез. Тестирование обучающихся по 2 разделу. Раздел III.Технология изготовления и художественная отделка изделий из меха, кожи и бисера Тема 3.10. Материалы и инструменты. Технология изготовления изделий из меха, кожи и бисера. Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Технология изготовления изделий из меха, кожи и бисера. Практика: просмотр технологических карт, образцов решений. Технология разрезания меха. Подбор меха по окрасу, высоте ворса. Изготовление мехового панно. 8 Тема 3.11. Художественная отделка изделий. Меховой кулон. Теория: Художественная отделка изделий. Материалы для изготовления кулона. Цветовая гамма узора для розетки. Практика: разработка эскиза. Подбор меха, бисера. Вышивка узора. Изготовление основы ремешка, бахромы. Наклеивание меха. Соединение деталей. Тема 3.12. Шкатулка для рукоделия. Теория: Материалы для изготовления шкатулки. Орнамент. Цветовая гамма: основы и узора. Практика: разработка эскиза. Подбор основы(ткани). Бисер для орнамента. Вышивка. Изготовление каркаса( дно, крышка) Соединение, сшивание деталей. Тема 3.13. Меховая сумочка. Теория: материал для изготовления сумочки. Виды орнамента, используемые при изготовлении сумочек. Практика: разработка эскиза. Подбор кожи, меха, бисера, материала. Вышивка узора. Раскрой и соединение деталей. Тема 3.14. Меховое панно. Теория: материалы и приспособления для изготовления панно. Практика: Разработка эскиза. Подбор меха по цвету, ворсу. Подготовка основы. Аппликация из меха. Вышивка бисером. Соединение деталей. Тема 3.15. Творческая работа. Теория: Выбор изделия по замыслу обучающегося. Практика. Подбор материала. Разработка эскиза. Подготовка основы. Изготовление изделия. Раздел IV. Итоговые мероприятия. Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки работ обучающихся за учебный год. Открытые уроки, экскурсии в течение года. 9 Базовый уровень (2 год обучения) Учебный план № Наименование разделов, тем 1 3.13 Вводное занятие. Народное искусство художественные промыслы Раздел I. Основы материаловедения. Орнамент.( 36 ч.) Виды и названия меховых шкур 6 1 5 Отделочные материалы (кожа, сукно, бисер и т.д.) 3 1 2 Орнамент. Основы орнаментальной композиции 15 1 14 Аппликация. Виды Аппликаций. 12 1 11 Раздел II. Художественная отделка из меха (81 ч) Понятие о сочетаемости материалов. Назначение 3 1 2 отделочных материалов Технология изготовления изделий, выполненных на 18 1 17 основе подборки меха одного цвета. Меха контрастных цветов 3 1 2 Сочетаемость кожи и меха 3 1 2 Художественный прием меховая мозаика 21 1 20 Технология изготовления декоративного панно с 33 3 30 использованием меха, бисера, аппликации. Декоративное панно (аппликация, мех и бисер) Раздел III. Художественно-технологические приемы обработки кожи (90ч.) Технология изготовления изделий из кожи. Материалы 3 1 2 и инструменты. Соединение деталей из кожи. Оплетка 6 1 5 3.14 Мозаика из кожи 18 1 17 3.15 Сумка из кожи 18 1 17 3,16 Косметичка из кожи 18 1 17 3.17 Сумочка - кошелек 12 1 11 3.18 Аксессуары из кожи 15 1 14 4.19 4.20 Раздел IV. Итоговые мероприятия ( 6ч.) Итоговое занятие 3 выставка 3 Общее количество часов 216 22 3 3 194 1.2 1.3 1.4 1.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 3.12 Количество часов всего Теор Пра ия кти ка и 3 3 - 10 Форма аттестации контроля опрос зачет наблюден. опрос опрос опрос анализ опрос опрос анализ опрос опрос Наблюдение опрос Наблюдение опрос Наблюдение опрос Наблюдение опрос Наблюдение опрос Наблюдение опрос тест Содержание 2 года обучения. Тема 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с содержанием, целями и задачами программы Ознакомление с правилами техники безопасности и внутреннего распорядка. Обустройство рабочего места ученика, инструменты и материалы, технологические карты. Представление о видах и жанрах национального искусства и об искусстве художественной обработки меха и кожи как один из видов народного творчества. Понятие об искусстве художественной обработки меха и кожи как один из видов народного творчества. Раздел I. Основы материаловедения Тема 1.2. Виды и названия меховых шкур Теория: Виды и названия меховых шкур. Сортность, мех как поделочный материал. Поделочные части шкур оленя. Мех других животных, как поделочный материал. Способы удаления дефектов с поделочных частей шкур. Практика: определение разновидности оленьих шкур для шитья различных предметов домашнего обихода. Удаление дефектов с поделочных частей шкур. Тема 1.3. Отделочные материалы (кожа, сукно, бисер и т.д.) Теория: Понятие отделочные материалы. Назначение отделочных материалов кожа, сукно, бисер, рог, их сочетаемость между собой и основным материалом (мехом). Практика: Демонстрация изделий, показ фотографий, альбомов, зарисовка образцов национальных изделий из меха и кожи с художественной отделкой. Выполнение швов на мехе. Подбор меха по цвету, высоте ворса, составление эскиза, шаблонов по эскизу, составление и выполнение композиции из кусочков меха. Тема 1.4. Орнамент. Основы орнаментальной композиции. Теория: Орнамент. Виды орнамента. Основы орнаментальной композиции. Понятие о композиции главного и второстепенного ритма симметрии и асимметрии. Сочетание разных по цвету мехов, сюжетные мотивы и геометрические орнаменты при украшении меховых изделий, выполнение декоров национальной одежды. Практика: составление несложной композиции, изготовление шаблонов по эскизам, подбор меха по цвету, высоте ворса и т.д. изготовление изделия. Тема 1.5. Аппликация. Виды Аппликаций. Теория: Понятие об аппликации. История появления аппликации как одного из приемов декоративного оформления. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликации. Виды аппликации. Предметная аппликация. Сюжетная аппликация. Декоративная аппликация. Рельефная аппликация. Практика: Выполнение эскизов для изготовления аппликации. Выполнение аппликации различными видами. Раздел II. Художественная отделка из меха и кожи Тема 2.6. Понятие о сочетаемости материалов. Назначение отделочных материалов 11 Теория: Понятие о сочетаемости материалов. Изделия, выполненные на основе подбора меха одного цвета. Сочетаемость кожи и меха. Назначение отделочных материалов кожа, сукно, бисер, рог, их сочетаемость между собой и основным материалом (мехом). Практика: Демонстрация изделий, показ фотографий, альбомов, зарисовка образцов национальных изделий из меха и кожи с художественной отделкой. Выполнение швов на мехе. Подбор меха по цвету, высоте ворса, составление эскиза, шаблонов по эскизу, составление и выполнение композиции из кусочков меха. Тема 2.7. Технология изготовления изделий, выполненных на основе подборки меха одного цвета. Теория: Технология изготовления изделий, выполненных на основе подборки меха одного цвета. Практика: Изготовление изделий на основе меха одного цвета. Тема 2.8. Меха контрастных цветов Теория: Виды меха контрастных цветов. Способы определения качества меха. Сочетание цвета. Практика: Изготовление образцов. Тема 2.9. Сочетаемость кожи и меха. Теория: Технология сочетания кожи и меха в изделиях. Виды изделий, где применяются кожа и мех. Практика: Приемы сочетания меха и кожи Тема 2.10. Художественный приѐм – меховая мозаика. Теория: Знакомство с традиционными видами техники меховой мозаики северных народов и способами украшения ею различных изделий из меха и кожи. Способы копирования орнаментальной композиции с надрезкой камуса, изготовление заготовок для отделки меховой одежды и обуви. Практика: Выполнение эскиза изделия. Подбор материала по высоте ворса и цвету. Выполнение изделий в технике мозаика, на ткани, мехе и коже. Тема 2.11. Технология изготовления декоративного панно с использованием меха, бисера, аппликации. Теория: Технология выполнения декоративного панно на основе варьирования традиционных орнаментов, аппликации, бисера и меховой мозаики (с учетом местного колорита). Сочетание материала, мехов разных тонов и кожи. Технология изготовления декоративного панно. Практика: составление эскизов, шаблонов, применение элементов аппликации в изделиях, раскрой меховых деталей и сборка. Изготовление декоративного панно с использованием техники аппликации, бисерной и меховой мозаики, подбор меха по цвету, высоте ворса. Раздел III. Изделия из кожи. Тема 3.12 Технология изготовления изделий из кожи. Материалы и инструменты. Теория: Виды кожи (натуральная, шевро, шеврет, свиная кожа, замша, лайка). Материалы и инструменты: закройный нож, шерфовальный нож, ножницы, пробойники, полупробойники и т.д.). Технология изготовления изделий из кожи. Практика: Нарезание полос кожи закройным ножом, ножницами - зигзаг. Работа с пробойником и полупробойником. Тема 3.13. Соединение деталей из кожи. Оплетка. Теория: Оплетка. Материалы, используемые для оплетки изделий. Подбор цветовой гаммы. Способы выполнения оплетки (одинарный стежок, двойной стежок, крестообразный стежок) Практика: Выполнение оплетки различными способами. Тема 3.14. Мозаика из кожи. Теория: Технология изготовления мозаики из кожи. Виды швов (шов вразворот, шов встык, шов внахлест). Раскрой деталей. 12 Практика: Разработка эскиза. Раскрой деталей, Изготовление отделки для унтов. Тема 3.15. Сумка из кожи Теория: Технология изготовления сумки из кожи. Раскрой деталей. Практика: Изготовление выкройки, раскрой деталей, соединение деталей, раскрой и соединение деталей подклада, декор изделия. Тема 3.16.Косметичка из кожи Теория: Технология изготовления косметички из кожи. Раскрой деталей. Практика: Изготовление выкройки, раскрой деталей, соединение деталей, раскрой и соединение деталей подклада, декор изделия. Тема 3.17. Сумка - кошелек из кожи Теория: Технология изготовления сумки- кошелька из кожи. Раскрой деталей. Практика: Изготовление выкройки, раскрой деталей, соединение деталей, раскрой и соединение деталей подклада, декор изделия. Тема 3.18. Аксессуары из кожи Теория: Технология изготовления аксессуаров из кожи. Элементы (листики, цветы). Способы соединения. Практика: Изготовление листиков (кленовый лист, дубовый лист, листья хризантемы) из кожи. Изготовление цветов (ромашка, гвоздика, хризантема). Изготовление брошей. Раздел IV. Итоговые мероприятия. Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки работ обучающихся за учебный год. Открытые уроки, экскурсии в течение года. 13 , Базовый уровень (3 год обучения) Учебный план Наименование раздела Количество часов № Часы Теория Форма аттестации Практика контроля всего 1 1.2 1.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Вводное занятие. Повторение 3 3 опрос пройденного материала. Раздел I. Художественно-технологические приемы изготовления кумалана (144ч) Технология изготовления. 72 3 39 наблюдение кумалана Изготовление кумалана по 72 1 71 наблюдение выбору учащегося Раздел II. Аксессуары и украшения с орнаментом (60ч) Национальный орнамент 3 опрос 3 Национальные декоративные 3 1 2 швы Технология изготовления 39 4 35 аксессуаров Технология изготовления 15 1 14 украшений Раздел III. Итоговые мероприятия (9) 3.8 Итоговое занятие 3 3.9 выставка 6 Итого 1 2 6 216 31 опрос зачет зачет Защита презентации Демонстрация изделий 185 Содержание 3 года обучения. Тема 1.Вводное занятие Теория: познакомить учащихся с содержанием программы, с целями и задачами на учебный год, повторить пройденный материал. Правила техники безопасности и личной гигиены при шитье меховых изделий. Изделия из меха и кожи в традициях национального искусства. Раздел I. Художественно-технологические приемы изготовления кумалана Тема 1.2. Технология изготовления кумалана Теория: Определение понятия кумалан. Технология изготовления кумалана. Виды кумаланов, способы соединения деталей. Материалы и инструменты. Практика: Разработка эскиза. Раскрой деталей. Изготовление кумалана. Декор изделия. Тема 1.3. Изготовление кумалана по выбору учащегося 14 Теория: Технология изготовления кумалана. Способы соединения деталей. Материалы и инструменты. Практика: Разработка эскиза. Раскрой деталей. Изготовление кумалана. Декор изделия. Раздел II. Аксессуары и украшения с орнаментом. Тема 2.4. Национальный орнамент. Теория: дать представление о традиционных видах орнаментальных композиций региона (эвенкийский, бурятский, русский.).Понятие об традиционных видах орнамента. Композиции с геометрическими, растительными орнаментами. Традиционные орнаментальные композиций, используемые в украшении одежды, головных уборов, сумок и других изделий. Тема 2.5.Национальные декоративные швы Теория: Виды декоративных швов, способы их выполнения. Практика: выполнение швов Тема 2.6. Технология изготовления аксессуаров Теория: Аксессуары. Виды аксессуаров. Технология изготовления аксессуаров Практика: зарисовка эскиза, подбор материала, изготовление аксессуаров (сумочка, пояс и т.д.). Тема 2.7. Технология изготовления украшений Теория: Понятие украшения. Виды украшений. Способы изготовления украшений. Технология изготовления украшений Практика: зарисовка эскиза, подбор материала, изготовление украшений (нагрудное украшение, комплект в этническом стиле и т.д.) Раздел III. Итоговые мероприятия. Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки работ обучающихся за учебный год (выставка работ, аукцион изделий и т.д.) . Открытые уроки, экскурсии в течение года. 15 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель 36 недель 02.09. -31.12. - 16 недель 09.01. -30.05.- 20 недель Для групп первого года обучения - с 10 сентября. Окончание учебного года 30 мая. Для групп второго и третьего года обучения – с 02 сентября. Окончание учебного года 30 мая. В каникулярное время проводиться занятия. входная- сентябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май, в конце 1,2 года обучения в конце 3 года обучения (май) Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации 2.2. Условия реализации программы Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Характеристика Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом).Учебная мебель, ноутбуки – 7 шт, видеокамера, штатив, принтер, мультимедиа, фотоаппарат, стол для проведения съемок и т.д. -аудио, видео, фото, интернет источники Педагог дополнительного образования, I квалификационной категории 2.3. Формы аттестации Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы обучающимися. Разработанная программа обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программы. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. 16 В качестве средств текущего контроля используются: контрольные работы, устные опросы, тестирование, просмотры работ эвенкийский мастеров; участие проектов и работ в конкурсах различного уровня. Текущая аттестация предусматривает оценивание освоения учебного предмета в рамках плановых (текущих) занятий. Режим промежуточной аттестации – 1 раз в полугодие, в форме тестирования, зачета, творческой работы. По окончании полугодий по каждому критерию выставляются баллы. Итоговая аттестация учащихся проводится в порядке и формах, определяемых Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации учащихся. При прохождении итоговой аттестации выпускник предоставляет к защите творческий проект. 2.4. Оценочные материалы Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Методики Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей Уровень сохранения и укрепления здоровья деятельности образовательных учреждений» под учащихся ред. М.М. Безруких Уровень теоретической подготовки тестирование учащихся Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой предоставляемыми образовательными образовательного учреждения (методика услугами Е.Н.Степановой) 2.5. Методические материалы Методы обучения: для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся используются методы обучения. Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину Классификация Метод методов обучения по характеру объяснительнопознавательной иллюстративные деятельности обучающихся репродуктивный Объяснение метода Возможные формы проведения занятия Педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти Обучающиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию педагога рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация и т.д. 17 упражнения, лекция и т.д. алгоритмы, метод проблемного изложения Педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. частичноУчастие детей в поисковые коллективном поиске, (эвристические) решение поставленной задачи совместно с педагогом. исследовательские Овладение обучающимися методами самостоятельной творческой работы. беседа, игра, обобщение и т.д. задача, диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, творческая работа, проектная работа, деловая игра и т.д. проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование и т.д. Формы организации образовательной деятельности: Для обучающихся младшего школьного возраста: беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; викторины, соревнования, конкурсы, состязания. Для обучающихся среднего школьного возраста: лекция; учебная игра, ролевая игра; защита творческого проекта; творческие конкурсы; коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам и индивидуально. Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология группового обучения (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова) Технология коллективного взаимодействия (А. Г. Ривиным) Технология дифференцированного обучения (Т.К.Донская В.В.Фирсов И.Э.Унт А.С.Границкая) Технология проблемного обучения (Джон Дьюи) Технология дистанционного обучения (Исаака Питмана) Инновационные педагогические технологии: Проектная технология (Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев) Геймификация (Илья Курылев 2009 г.) Здоровьесберегающая технология (Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова) Технология модульного обучения (Дж. Рассела) 18 Список использованной литературы. 1.Н.Волкова, Т. Невоселова. Мех. Выделка и пошив в домашних условиях. 2001г. 2.В.М. Казас .Меховые головные уборы.. 2002 г. 3.Т.Б. Митлянская. Сельскому учителю о художественных народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. 2005г 4. Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий художественных народных промыслов. 5 - 1 1 класс. Москва «Просвещение» 1992 г. 5.Н.Я. Заморская Шейте сами головные уборы. «Профиздат» 2000 г. 6.Национальная культура коренных народов Якутии. / Пособие для учителя./ Москва 2003 г. 7.Уроки декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа/ Пособие для учителя. 2004 г. 8.Выделка шкур в домашних условиях. 2001г. 7. Журналы: «Северные просторы», «Мир Севера», «Арктика - мой дом » 8.На Крайнем Севере. Просвещение. 2007 г. 19