Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Утверждаю и.о. директора образовательной организации Новикова Л.В. Приказ №152 от «26» августа 2020 г Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Творчество и фантазия» Направленность: художественная Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: пять лет (1080 часов) Автор//разработчик: Баракина Алена Дмитриевна Педагог дополнительного образования с. Багдарин 2020 год ПАСПОРТ ОП «Творчество и фантазия» № А 1 2 3 4 5 6 7 Б 8 Элементы ОП УДОД: Титульный лист: Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное учреждение ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Методический совет, от 26 августа 2020 года Директор, «26» августа 2020 год ПРИНЯТО, дата УТВЕРЖДЕНО, дата Название ОП «Творчество и фантазия»» Срок реализации 5 лет ФИО автора, Баракина Алена Дмитриевна, педагог дополнительного образования должность Территория, год с. Багдарин, 2020 г. Пояснительная записка: Тип программы модифицированная, т.к. разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение. 9 10 Направленность Актуальность 11 Отличительными особенностями программы 12 Педагогическая целесообразность программы художественная заключается в том, что данная программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить обучающихся не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы, приобщить воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям. является с одной стороны - развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, с другой – сохранение народных традиций, развитие духовных потребностей. Новый подход к построению программы заключается в следующем: • ориентирует учащихся на дополнительное образование; • позволяет не только комплексно обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор, но и активно развивать познавательные, психологические процессы; • даёт возможность построить работу с каждым ребёнком, учитывая его природные способности. формирование у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения 2 при выполнении индивидуальных изделий. 13 Цель 14 Задачи 15 16 Возраст детей Продолжительность занятия 17 18 Формы занятий Режим занятий 19 Ожидаемые результаты развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения. Образовательные: 1.углубить и расширить знания об истории и развитии бисероплетения и квиллинга. 2.сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. 3. освоить различные техники бисероплетения и бумагокручения. Воспитательные: 1.привить интерес к культуре своей малой Родины, к истокам народного творчества. 2.воспитать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам. 3. привить основы культуры труда. Развивающие: 1.развить моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. 2. сформировать эстетический и художественный вкус от 7 до 16 лет. по 45 минут с перерывом на 5 минут (2 ч.) – первый год обучения, по 45 минут с перерывом на 5 минут (3 ч.) –второй, третий, четвертый, пятый года обучения Групповая, фронтальная 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, что составляет 144 часа в год. 2,3,4,5 года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, что составляет 216 часов в год. к концу курса обучения дети знают: материалы, инструменты и приспособления, три основных и три составных цвета, цветовой круг, сочетания цветов, технику безопасности, технологии петельного, параллельного, французского (кругового) плетения бисером, плетение способом «коралл», плетение изделий на жесткой и мягкой основе умеют: различать материалы по маркировке, получать цвета путем смешивания красок, ориентироваться в цветовом круге, применять технологии петельного, параллельного, французского (кругового) плетения бисером, плетение способом «коралл», плетение изделий на жесткой и мягкой основе на практике приобретают навыки: плетения изделий на жесткой и мягкой основе, изготовление изделий с применением техник параллельного, французского (кругового), петельного плетения. Плетение способом «коралл» 3 20 21 В Способы участие в выставках, научно-практических конференциях определения различного уровня, тесты, опрос, наблюдение. результативности Формы контроля Входящий, рубежный, итоговый Учебно-тематический план: Перечень разделов, тем 1 год обучения 1.Вводное занятие « Из истории бисероплетения». « Современные направления бисероплетения». 2.Цветоведение и композиция. Раздел I. Плетение на жесткой основе. 1.1Техника петельного плетения. Бисерная флористика. Полевой цветок Гортензия Гиацинт Мимоза 1.2.Техника плоского параллельного плетения. Этот таинственный подводный мир. В саду ли, в огороде. Зоопарк В гостях у сказки. 1.3.Техника объёмного параллельного плетения на проволоке. Бисерная флористика. Ромашка. Лилия. Фантазийный цветок. Итоговое занятие. 2 год обучения 1.Вводное занятие. Раздел I. Искусство квиллинг Квиллинг – искусство бумагокручения. Панно «Цветочные фантазии» 1.1Ажурный квиллинг Шкатулки в технике квиллинг 1.2.Объемный квиллинг Пасхальное яйцо Раздел II. Плетение на жесткой основе. 2.1.Французское плетение (плетение дугами). Фиалка Сенполия Гербера Роза 2.2.Плетение способом «коралл» Зимняя береза. Дерево моей мечты Итоговое занятие. 3 год обучения Вводное занятие Повторение техник плетения на жесткой основе. Раздел I. Орнаменты и их символика. Русский орнамент Бурятский орнамент Эвенкийский орнамент 4 Раздел II. Плетение одной и двумя иглами. Цепочки: «цветочки», «2х2», « 4х42, «зигзаг», «ажурной», «усложненной ажурной». 2.1.Ажурное плетение. Чехол для телефона. Пасхальное яйцо. 2.2.Мозаичное плетение. Элементы орнамента. Косое мозаичное плетение. Колье «Листочки». Цепочка в « крестик». Браслет «Ромашки» Итоговое занятие 4 год обучения Вводное занятие Повторение техник плетения одной и двумя иглами Раздел I. Ажурное плетение. Оплетение шкатулки (сосуда) Бисерные украшения. Гердан. Шнуры. Ажурный шнур. Ажурный шнур со стеклярусом. Ажурный шнур с бахромой. Раздел II. Бисерное ткачество. Ручное ткачество Станочное ткачество Итоговое занятие. 5 год обучения Вводное занятие Повторение ажурной техники плетения, приемов ручного и станочного ткачества. Раздел I. Техника плетения Фри-форм. Бисерные украшения. Гердан «Осенний мотив» Галстук «Нарциссы» Колье «Вальс цветов» Раздел II. Полет фантазии. Комплект (серьги, колье, браслет) Шкатулка. Пасхальное яйцо. Итоговое занятие. 5 23 Кол-во час. по темам (теория, практика, всего) 1 год обучения Теория Практика Вводное занятие « Из истории бисероплетения». 2 « Современные направления бисероплетения». Цветоведение и композиция. 2 Раздел II. Плетение на жесткой основе. Техника петельного плетения. 46 Бисерная флористика. Полевой цветок 6 Гортензия 14 Гиацинт 16 Мимоза 10 Техника плоского параллельного плетения. 42 Этот таинственный подводный мир. 10 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 42 5 13 15 9 38 9 В саду ли, в огороде. Зоопарк В гостях у сказки. Техника объёмного параллельного плетения на проволоке. Бисерная флористика. Ромашка. 10 10 12 40 1 1 1 3 9 9 11 37 14 1 13 Лилия. Фантазийный цветок. Итоговое занятие. Выставки 14 12 2 10 1 1 - 13 11 2 10 Итого: 144 13 131 Всего часов теор ия прак тика Вводное занятие. Повторение теории и 3 практики 1 года обучения Раздел I. Искусство квиллинг 1 2 Квиллинг – искусство бумагокручения. 12 1 11 Панно «Цветочные фантазии» Ажурный квиллинг Шкатулки в технике квиллинг Объемный квиллинг Пасхальное яйцо 12 21 21 30 30 1 1 1 1 1 11 20 20 29 29 Наименование темы Всего часов 2 год обучения Наименование темы Раздел II. Плетение на жесткой основе. Французское плетение (плетение дугами). 87 4 83 Фиалка Сенполия Гербера Роза Плетение способом «коралл» Зимняя береза. Дерево моей мечты 15 15 27 30 51 30 21 1 1 1 1 1 1 14 14 26 29 50 29 21 6 Выставка Итоговое занятие Итого: 6 3 216 1 10 3 год обучения Темы Вводное занятие Всего часов 6 2 206 теория практи ка 3 Теор. 3 Прак. 3 - Повторение техник плетения на жесткой основе. Раздел I.Орнаменты и их символика. - 3 Русский орнамент 6 1 5 Бурятский орнамент 6 1 5 Эвенкийский орнамент 6 1 5 Раздел II.Плетение одной и двумя иглами. Цепочки: «цветочки», «2х2», « 4х42, «зигзаг», «ажурной», «усложненной ажурной». 2УСЛОЖНЕННОЙ АЖУРНОЙ» Ажурное плетение. Чехол для телефона. 21 3 18 30 1 29 Пасхальное яйцо. 30 1 29 Мозаичное плетение. Элементы орнамента. 45 1 44 Косое мозаичное плетение. Колье «Листочки». 39 1 38 Цепочка в « крестик». Браслет «Ромашки» 15 1 14 Итоговое занятие 3 - 3 Выставка 6 - 6 216 14 202 Итого Вводное занятие 4 год обучения Темы Всего часов 3 Повторение техник плетения одной и двумя иглами Раздел I. Ажурное плетение. Оплетение шкатулки (сосуда) Бисерные украшения. Гердан. Шнуры. Ажурный шнур. Ажурный шнур со стеклярусом. Ажурный шнур с бахромой. теория практ. ика3 3 - 3 27 30 18 18 18 1 1 1 1 1 26 29 17 17 17 1 1 47 38 3 9 206 Раздел II. Бисерное ткачество. 48 Ручное ткачество 39 Станочное ткачество 3 Итоговое занятие. 9 Выставка 216 Итого: 5 год обучения 10 7 Темы Вводное занятие всего 3 3 Повторение ажурной техники плетения, приемов ручного и станочного ткачества. Раздел I. Техника плетения Фри-форм. 30 Бисерные украшения. Гердан «Осенний мотив» 30 Галстук «Нарциссы» 30 Колье «Вальс цветов» Раздел II. Полет фантазии. 48 Комплект (серьги, колье, браслет) Шкатулка. Пасхальное яйцо. Итоговое занятие Выставка Итого: Д 24 Метод обеспечение ОП: Разработки метод. видов продукции (сценарии, положения, тесты) 25 Список литературы: 30 30 3 9 216 теор. 3 прак. - - 3 1 1 1 29 29 29 1 47 1 1 29 29 3 9 207 9 1. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных; 2. Технологические карты демонстрационные, раздаточные; 3. Коллекция образцов; 4. Библиотека литературы по бисероплетению; 5. Бланки для проведения мониторинга. Для педагога: 1.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. 2.Ингрид Морас «Объемные фигурки из бисера», Белгород, 2020 г. 3. Франциска Майклер, Торстен Беккер, Сабира Кох « Чудесный бисер: объемные фигурки, брелоки, украшения», Белгород, 2018 г. 3. Лоран Катио «Фигурки из бисера», Контэнт, 2019 г 4. Белякова О.В. Сказочный мир бисера. – Ростов-на-Дону: Владис, 2010 г. 5. Вирко Е. Цветы из бисера. Уникальный букет. – Скиф, 2010 г 6. Зайцева А.А. Бисероплетение для начинающих мастериц. – М.:Эксмо, 2010 7. Бульба Н.С. Скульптура из бисера: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2008 г. 8. Виноградова Е.Г. Большая книга. Оплетение бисером и шнуром. – Кристалл, 2009 г. 9. . Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000 г. 8 Для детей и родителей. 1.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2018. 2. Лиско, Н.Л. «Бисер от простого к сложному» - Москва: АСТ, 2019 Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002. Божко Л. Бисер. – М., 2000. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000. Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001 Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.– СПб.,2002. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 2008. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001. Интернет-ресурсы/ электронные ресурсы 1. https://biser.info/ 2. https://mirpozitiva.ru/articles/1923-podelki-iz-fetra-svoimi-rukami.html 3. http://detskiepodelki.com/ 4. https://samayamk.ru/ 5. https://mirbisera.blogspot.com/p/blog-page_8.html 9 Пояснительная записка. • • • «Союз мечты и рук» - эти слова чешского поэта вполне можно отнести к декоративноприкладному искусству. Рукоделие - это увлекательное занятие, которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни». Любой вид рукоделия - вышивка, ковроткачество, бисероплетение, вязание, плетение кружев - ценится не только по стоимости материала, сколько по вложенному в работу труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда» Работая педагогом дополнительного образования с 1994 года, наблюдая за детьми разного возраста, сложилось определенное видение в творческой работе с детьми. В результате накопленного педагогического опыта мною разработана образовательная программа «Творчество и фантазия». Данная программа является модифицированной, т.к. разработана на основе типовых программ, рекомендованных Министерством образования РФ с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение. Модифицированной ее делают изменения: программа разработана с учетом особенностей учреждения; с учетом возраста, уровня подготовки детей; в программу включен этно - компонент (знакомство и изучение элементов культуры бурятского, эвенкийского и русского народов через ДПИ). Образовательная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, носит практико-ориентированный характер и способствует освоению учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Основной целью программы является развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения. Исходя из этой цели, программа призвана обеспечить решение следующих задач: Образовательные: 1.Углубить и расширить знания об истории и развитии бисероплетения и квиллинга 2.Сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. 3. Освоить техники бисероплетения и бумагокручения. Воспитательные: 10 • • • • • • • • • • • 1.Привить интерес к культуре своей малой Родины, к истокам народного творчества. 2.Воспитать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам. 3. Привить основы культуры труда. Развивающие: 1.Развить моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. 2. Сформировать эстетический и художественный вкус. Основные принципы программы: Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии); Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах; Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка; Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения; Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. Принцип интеграции: разных форм и техники плетения. Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой. Актуальность заключается в том, что данная программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить воспитанников не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы, приобщить воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям. Отличительной особенностью данной программы является с одной стороны - развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, с другой – сохранение народных традиций, развитие духовных потребностей. Новый подход к построению программы заключается в следующем: ориентирует учащихся на дополнительное образование; позволяет не только комплексно обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор, но и активно развивать познавательные, психологические процессы; даёт возможность построить работу с каждым ребёнком, учитывая его природные способности. Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому обучающемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и обучающийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника детского коллектива. Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия из бисера с использованием 11 различных техник бисероплетения. Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы я вижу в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения при выполнении индивидуальных изделий. Программа имеет художественную направленность. Учебные занятия располагаются в порядке постепенного повышения требований к выполнению заданий параллельно с усложнением учебных задач. Выполнение практических работ носит общественно-полезную направленность. Обучающиеся объединения принимают участие в российских, республиканских и районных выставках. Содержание программы строится на личностно-ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход. Выявить индивидуальные способности ребёнка, определить уровень его знаний и умений помогает система специальных тестов и заданий на воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентацию, глазомер, образную и зрительную память, воспитанность. Особое внимание обращается на результаты развития обучающихся. Диагностика отслеживания уровня усвоения материала проходит в начале, середине, конце года. С этой целью проводятся контрольные срезы, разноуровневые тесты, творческие задания, ведутся диагностические карты. Концептуальным обоснованием программы является концепция художественного образования в Российской Федерации, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает: • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. • Свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности. • Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Реализация Концепции стала основой для духовного возрождения, укрепления ее статуса в мировом сообществе, в сфере дополнительного образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально культурную и творческую сторону личности. Введение в программу различных форм деятельности позволяет педагогу варьировать содержанием программы: осуществлять ее изучение в зависимости от потребностей, наличия материалов и инструментов, материально-технической базы. В объединение по желанию принимаются учащиеся 2-10 классов. Группы набираются по возрастному принципу: младшее звено, среднее звено, старшее звено. Количество учащихся не превышает 10-12 человек в группе первого года обучения и 8-10 человек – второго и последующих годов обучения, потому что занятиям в основном присуща индивидуальная форма работы, особенно на первых занятиях, когда требуется подробно объяснить и показать приемы выполнения работы. Занятия в объединении проводятся в определенные дни, согласно расписанию. Продолжительность занятий для первого года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, что составляет в год - 144 часа, для второго, третьего и последующих годов обучения- 2 занятия в неделю по 3 часа, что составляет 216 часов. Учебные занятия состоят из вопросов теории и практических занятий, в том числе индивидуальных, которые проводятся со второго года обучения. Индивидуальные занятия ориентированы на совершенствование мастерства учащихся. Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса: 12 1 ступень - начальная: - Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов, - Хранение бисера; - Материалы и инструменты; - Создание бисерного изделия; - Умение подобрать цвет для изделия; - Умение читать и работать по схемам; -Освоение простейших техник бисероплетения; - Техника безопасности. 2 ступень - основная: - Умение определять форму и размеры изделия; - Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; - Умение работать по схемам; - Составлять простые схемы; - Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; - Качество работы; - Техника безопасности; 3 ступень - итоговая: - Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; - Умение составить схемы изделия и его элементов; - Уметь выбрать или разработать орнамент; - Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах); - Умение подобрать цветовую гамму бисера ,стекляруса, рубки; - Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой; - Качество работы; - Техника безопасности. На первой ступени обучаются воспитанники первого года обучения, на второй – второго, третьего и четвертого годов обучения, на третьей – пятого года обучения. Главной задачей педагога в реализации данной программы является создание обучающей среды, условий для развития учащихся в соответствии с их потребностями, обеспечение им доступа к оборудованию, инструментам, источникам информации и средствам обучения, способствующим повышению мотивации к обучению, умелое управление процессом учебной деятельности. Образовательная программа включает в себя следующие педагогические технологии: • педагогическая технология развивающего обучения. • технология дифференцированного обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся. • альтернативные педагогические технологии (технология мастерских) направленная для создания благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся, основополагающим предполагает передачу способов работы. Совокупность использования данных педагогических технологий в образовательной программе это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (8-12человек) при участии педагога - мастера, стимулирующего творческих характер деятельности. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: • учебные (теоретические, практические, экскурсии, беседы, мастер - класс, уроки13 путешествия и другие) • итоговые (подготовка и проведение выставок, занятий в виде викторин, путешествий в страну Мастеров и т д.). Вышеназванные формы занятия не являются единственными, в ходе реализации программы могут быть использованы и другие виды. Организационным обеспечением этого процесса является формирование у них навыков самоорганизации и самоуправления. Такой подход отличает разработанную программу от других программ, выполненных в русле аналогичной проблематики. В этом заключается новизна программы. Важным организационно-методическим вопросом является отслеживание результатов обучения. Критериями усвоения учебного материала служат самостоятельно изготовленные проекты, а так же диагностические упражнения, повышающие уровень развития моторики рук, внимания, памяти, наблюдательности, художественной фантазии, которые используются на занятиях в течение учебного года. Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся. На занятиях в объединении используются разные виды контроля: • Вводный – проводиться в начале учебного года, осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; • Текущий -проводится в конце первого полугодия и в течение всего учебного года по мере необходимости. • Итоговый - проводиться в конце учебного года в виде открытых и зачетных занятий, участия в выставках и конкурсах различного уровня (Россия, республика, район). Программой предусмотрены не более 10 часов в год, которые используются для подготовки к выставкам, подготовке к научно-практическим конференциям, мероприятиям или на более углубленное изучение темы, вызывающей затруднения у воспитанников, защиты творческих проектов. Программа разработана с использованием книг по бисероплетению, квиллингу -методических пособий, журналов по рукоделию и др. литературы. Образовательная программа разработана в 2010 году, апробирована в течение десяти лет, пересмотрена и доработана в 2020году, во второй год обучения включены темы по изучению такого вида декоративно-прикладного искусства как квиллинг. 14 • • • • Учебный план I год обучения. Задачи первого года обучения: Формирование творческих способностей и трудовой мотивации. Создание условий для самореализации личности. Развитие коммуникативных способностей обучающихся. Воспитание бережного отношения к своему труду и труду своих товарищей. № 1 2. Наименование темы Вводное занятие « Из истории бисероплетения». « Современные направления бисероплетения». Цветоведение и композиция. Всего часов 2 Теория 1 Практика 1 2 1 1 Раздел I. Плетение на жесткой основе. 3 3.1 Техника петельного плетения. Бисерная флористика. Полевой цветок 46 6 4 1 42 5 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 14 16 10 42 10 10 10 12 40 1 1 1 4 1 1 1 1 3 13 15 9 38 9 9 9 11 37 5.1 Гортензия Гиацинт Мимоза Техника плоского параллельного плетения. Этот таинственный подводный мир. В саду ли, в огороде. Зоопарк В гостях у сказки. Техника объёмного параллельного плетения на проволоке. Бисерная флористика. Ромашка. 14 1 13 5.2 5.3 6 7 Лилия. Фантазийный цветок. Итоговое занятие. Выставка 14 12 2 10 1 1 - 13 11 2 10 Итого: 144 13 131 Содержание курса. Тема 1. Вводное занятие: « Из истории бисероплетения». « Современные направления бисероплетения». Теоретические сведения: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера в эвенкийском и русском костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практическая работа: Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Тема 2. Цветоведение и композиция. Теоретические сведения: Немного о цвете. Спектральный ряд. Хроматическая гамма цветов. Ахроматическая гамма цветов. Холодные и теплые цвета. Таблица сочетания цветов. Цветовой круг Бецольда. Понятие «композиция», виды композиции, законы композиции. Композиция в бисерных изделиях. Практическая работа: Работа с цветовым кругом Бецольда, с таблицей сочетания цветов. Составление композиции (аппликация из бумаги) 15 Раздел I. Плетение на жесткой основе. 3. Техника петельного плетения. Тема 3.1 . Бисерная флористика. Полевой цветок. Теоретические сведения: Техника петельного плетения. Технология изготовления цветка. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Изготовление букета из пяти цветов. Оформление изделия. Тема 3.2. Гортензия Теоретические сведения: Легенда о гортензии. Техника петельного плетения. Технология изготовления цветка. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. Тема 3.3. Гиацинт Теоретические сведения: Легенда о гиацинте. Техника петельного плетения. Технология изготовления цветка. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. Тема 2.1.4. Мимоза Теоретические сведения: Легенда о мимозе. Техника петельного плетения. Технология изготовления цветка. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. 4. Техника параллельного плоского плетения. Тема 4.1. Этот таинственный подводный мир. Теоретические сведения: Рассказ о подводном мире и его обитателях. Техника параллельного плоского плетения. Разбор схем. Практическая работа: Изготовление фигурок морских обитателей (рыбка, морской конек, осьминог) в технике плоского параллельного плетения. Самостоятельное составление схем. Изготовление панно «На морском дне» Тема 4.2. В саду ли, в огороде. Теоретические сведения: Викторина «Дары осени». Техника параллельного плоского плетения. Разбор схем. Практическая работа: Изготовление фигурок овощей и фруктов( яблоко, томат, огурец, земляника и т.д.) в технике плоского параллельного плетения. Самостоятельное составление схем. Изготовление изделия «Дары осени». Тема 4.3. Зоопарк Теоретические сведения: Игра «Зоопарк» Техника параллельного плоского плетения. Разбор схем. Практическая работа: Изготовление фигурок зверей (крокодил, жираф, медведь и т.д.) в технике плоского параллельного плетения. Самостоятельное составление схем. Изготовление панно «Зоопарк». Тема 4.4. В гостях у сказки Теоретические сведения: Викторина по сказке «Репка» Техника параллельного плоского плетения. Разбор схем. Практическая работа: Изготовление фигурок героев сказки (дед, бабка, внучка, Жучка и т.д.) в технике плоского параллельного плетения. Самостоятельное составление схем. Изготовление панно «Репка». 5.Техника объёмного параллельного плетения на проволоке. Тема 5.1.Бисерная флористика. Ромашка. Теоретические сведения: Легенда о ромашке. Техника объемного параллельного плетения. 16 Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов плоского параллельного плетения для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. Тема 5.2.Лилия. Теоретические сведения: Легенда о лилии. Техника объемного параллельного плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов плоского параллельного плетения для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. Тема 5.3.Фантазийный цветок. Теоретические сведения: Техника объемного параллельного плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Приемы соединения элементов плоского параллельного плетения для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. 6. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Планируемые результаты первого года обучения. Знать Материалы, инструменты и приспособления. Три основных и три составных цвета. Цветовой круг. Сочетания цветов. Технику безопасности. Технологию петельного, параллельного плетения бисером простых элементов. Уметь. Различать по маркировке, применять в работе. Получать цвета путем смешивания красок. Ориентироваться в цветовом круге. Применять на практике. Применять в выполнении изделий. 17 Учебный план II год обучения. Задачи второго года обучения: • • • Развитие функций самоуправления и самореализации в объединении. Расширение сферы деятельности. Формирование умений и навыков. Наименование темы № 1 Раздел I. Вводное занятие. Повторение теории и практики 1 года обучения всего теор ия 3 1 прак тика 2 Раздел I. Искусство квиллинг 2. Квиллинг – искусство бумагокручения. 12 1 11 2.1. Панно «Цветочные фантазии» 12 1 11 3. Ажурный квиллинг 21 1 20 3.1 Шкатулки в технике квиллинг 21 1 20 4. Объемный квиллинг 30 1 29 4.1 Пасхальное яйцо 30 1 29 Раздел II. Плетение на жесткой основе. 5. Французское плетение (плетение дугами). 87 4 83 5.1 Фиалка 15 1 14 5.2. Сенполия 15 1 14 5..3 Гербера 27 1 26 5.4 Роза 30 1 29 6. Плетение способом «коралл» 51 1 50 6.1 Зимняя береза. 30 1 29 6.2 Дерево моей мечты 21 7 Выставка 9 - 9 8 Итоговое занятие 3 1 2 216 10 206 Итого: 21 Содержание курса. Тема 1: Вводное занятие. Теорические сведения: Знакомство с образовательной программой. Цель и задачи программы. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Практическая работа: Повторение теории и практики изученных на 1 году обучения. Раздел I. Искусство квиллинга 2. Квиллинг - искусство бумагокручения Тема 2.1.. Панно «Цветочные фантазии» 18 Теоритические сведения: Квиллинг – искусство бумагокручения. Основные элементы квиллинг (капля, глаз, квадрат, ролл и т.д.). Технология изготовления плоских и бахромчатых цветов в технике квиллинг. Практическая работа: Изготовление панно «Цветочные фантазии» на различных основах (диск CD, картон, ткань) 3. Ажурный квиллинг Тема 3.1. Шкатулка в технике квиллинг Теоритические сведения: Технология изготовления шкатулки. Инструменты и материалы. Способы сбора роллов, составляющих элементы изделия. . Практическая работа: Изготовление шкатулки круглой, квадратной формы по выбору воспитанника. Оформление изделия. 4. Объемный квиллинг Тема 4.1. Пасхальное яйцо Теоритические сведения: Технология изготовления изделий в технике объемного квиллинг. Инструменты и материалы. Способы сбора роллов, составляющих элементы изделия. Практическая работа: Изготовление пасхального яйца. Оформление изделия. Раздел II. Плетение на жесткой основе. 5.Французское плетение (плетение дугами). Тема 5.1.Фиалка. Теоретические сведения: Техника французского плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета. Оформление изделия. Тема 5.2.Сенполия. Теоретические сведения: Легенда о сенполии. Техника французского плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета. Оформление изделия. Тема 5.3.Гербера. Теоретические сведения: Техника французского плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета. Оформление изделия. Тема 5.4.Роза. Теоретические сведения: Техника французского плетения. Технология изготовления цветка. Элементы цветка. Подбор цветовой гаммы. Чтение схемы. Приемы соединения элементов для создания объемного цветка. Практическая работа: Изготовление букета из трех цветов. Оформление изделия. 6. Плетение способом «коралл» Тема 6.1 Зимняя береза. Теоретические сведения: Стихи о березе. Сравнительный анализ летней, осенней, зимний березы. Техника плетения «коралл». Чтение схемы. Приемы соединения элементов. Практическая работа: Изготовление дерева. Тема 6.2. Дерево моей мечты Теоретические сведения: Рассказ о деревьях. Основные части дерева. Приемы соединения элементов. 19 Практическая работа. Изготовление дерева. 3. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Ожидаемые результаты. Знать. Уметь. Технику бумагокручения ( квиллинг). Выполнять изделия в данной технике. Технику французского плетения. Выполнять изделия в данной технике Технику плетения способом «коралл» Выполнять изделия в данной технике Читать схемы, подбирать цветовую гамму. 20 Учебный план III год обучения. Задачи третьего года обучения: Совершенствование навыков плетения на жесткой основе. Формирование навыков плетения одной и двумя иглами Развитие творческих способностей обучающихся. Воспитание у детей порядочности, чувства дружбы, взаимопомощи и взаимной поддержки. • • • • Темы Кол-во часов № 1. Вводное занятие 2. Повторение техник плетения на жесткой основе. всего 3 Теор. 3 Прак. - 3 - 3 Раздел I. Орнаменты и их символика. 3. 3.1. Русский орнамент 6 1 5 3.2. Бурятский орнамент 6 1 5 3.3. Эвенкийский орнамент 6 1 5 Раздел II.Плетение одной и двумя иглами. 4. 4.1. Цепочки: «цветочки», «2х2», « 4х4» «зигзаг», «ажурной», «усложненной ажурной». 4.2. Ажурное плетение. Чехол для телефона. 21 3 18 30 1 29 4.3. Пасхальное яйцо. 2УСЛОЖНЕННОЙ АЖУРНОЙ» 4.4. Мозаичное плетение. Элементы орнамента. 30 1 29 45 1 44 4.5. Косое мозаичное плетение. Колье «Листочки». 39 1 38 4.6 Цепочка в « крестик». Браслет «Ромашки» 15 1 14 5. Итоговое занятие 6 - 6 6. Выставка 6 - 6 216 14 202 Итого Содержание курса. Тема.1. Вводное занятие. Теоретические сведения: Знакомство с образовательной программой. Цель и задачи программы. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Тема 2: Повторение техник плетения на жесткой основе. Теоретические сведения: Техники плетения: параллельная, круговая, игольчатая, «коралл». Практическая работа: Выполнение образцов. Раздел I. Орнаменты и их символика. Тема 3.1. Русский орнамент. Теоретические сведения: Понятие слова орнамент. Виды орнамента. Значение символов. 21 Практическая работа. Зарисовка орнамента, эскиз костюма с элементами орнамента. Плетение образца орнамента на жесткой основе. Тема 3.2. Бурятский орнамент. Теоретические сведения: Виды орнамента. Значение символов. Практическая работа. Зарисовка орнамента, эскиз костюма с элементами орнамента. Плетение образца орнамента на жесткой основе. Тема 3.3. Эвенкийский орнамент. Теоретические сведения: Виды орнамента. Значение символов. Практическая работа. Зарисовка орнамента, эскиз костюма с элементами орнамента. Плетение образца орнамента на жесткой основе. Раздел II.Плетение одной и двумя иглами. Тема 4.1. Цепочки: «цветочки», «2х2», « 4х42, «зигзаг», «ажурной», «усложненной ажурной». Теоретические сведения: Техника плетения одной иглой. Технология плетения цепочек «цветочки», «2х2», « 4х42, «зигзаг», «ажурной», «усложненной ажурной». Практическая работа: Плетение цепочек. Тема 4.2. Ажурное плетение. Чехол для телефона. Теоретические сведения: Техника ажурного плетения. Изделия, выполненные в данной технике. Технология изготовления чехла для телефона. Цветовая гамма. Практическая работа: Зарисовка эскиза. Выполнение изделия. Тема 4.3.Пасхальное яйцо. Теоретические сведения: Историческая справка. Техника ажурного плетения. Особенности оплетения пасхального яйца. Материалы и инструменты. Технология оплетения пасхального яйца. Цветовая гамма. Практическая работа: Зарисовка эскиза. Выполнение изделия. Тема 4.4. Мозаичное плетение. Элементы орнамента. Теоретические сведения: Техника мозаичного плетения. Изделия, выполняемые в этой технике. Составление схемы. Практическая работа: Мозаичное полотно с рисунком, мозаичное полотно с усложненным краем из цветов. Плетение полотна с элементами русского, эвенкийского и бурятского орнамента. Тема 4.5.Косое мозаичное плетение. Колье «Листочки». Теоретические сведения: Техника косого мозаичного плетения. Изделия, выполняемые в этой технике. Составление схемы. Практическая работа: Выполнение элементов колье. Сбор изделия. Тема 4.6.: Цепочка в « крестик». Браслет «Ромашки» Теоретические сведения: Техника плетения цепочки в «крестик» двумя иглами. Составление и чтение схемы. Практическая работа: Чтение схемы. Плетение цепочки одной и двумя иглами, соединение цепочек в полотно. Изготовление браслета. 22 Тема 5: Итоговое занятие. Подготовка и проведение мероприятия Знать. Ожидаемые результаты третьего года обучения. Уметь. Орнамент и его символику. Различать виды орнамента. Технику плетения одной и двумя иглами. Плести цепочки: «цветочки», «2х2», « 4х42, «зигзаг», «ажурной», «усложненной Плести чехол для телефона, оплетать ажурной». пасхальное яйцо Технику ажурного плетения Технику косого ажурного плетения Технику плетения цепочки в «крестик» Плести изделия в технике косого ажурного плетения. Плести цепочки и соединять в полотно 23 Учебный план IV года обучения. • • • • Задачи четвертого года обучения: Совершенствование навыков плетения бисером. Развитие творческих способностей обучающихся. Изготовление изделий из бисера с применением схем. Воспитание у детей порядочности, чувства дружбы и взаимопомощи. № 1. Темы всего 3 Вводное занятие Теор. 3 Прак. - 3 Повторение техник плетения одной и двумя иглами 3. Раздел I. Ажурное плетение. 3.1. Оплетение шкатулки (сосуда) 27 - 3 1 26 3.2. Бисерные украшения. Гердан. 30 1 29 3.3. Шнуры. Ажурный шнур. 18 1 17 3.4. Ажурный шнур со стеклярусом. 18 1 17 18 1 17 2. 3.5. Ажурный шнур с бахромой. Раздел II. Бисерное ткачество. 4. 4.1. Ручное ткачество 48 1 47 4.2. Станочное ткачество 39 1 38 5 Итоговое занятие. 3 3 6 Выставка 9 9 Итого: 216 10 206 Содержание курса. Тема.1. Вводное занятие. Теоретические сведения: Знакомство с образовательной программой. Цель и задачи программы. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Тема 2: Повторение техник плетения одной и двумя иглами. Теоретические сведения: Техники плетения. Практическая работа: Выполнение образцов. 24 Раздел I. Ажурное плетение. Тема 3.1.Оплетение шкатулки (сосуда) Теоретические сведения: Ажурное плетение. Способы оплетения. Размер бисера. Цветовая гамма. Технология изготовления шкатулки техникой папье-маше. Практическая работа: Изготовление и оплетение шкатулки. Тема 3.2. Бисерные украшения. Гердан. Теоретические сведения: Бисерные украшения. Понятие слова гердан. Виды герданов. Технология изготовления гердана. Составление и чтение схем. Практическая работа: Плетение гердана. Тема 3.3. Шнуры. Ажурный шнур. Теоретические сведения: Бисерные шнуры. Виды шнуров. Технология изготовления шнура. Составление и чтение схем. Практическая работа: Плетение ажурного шнура. Тема 3.3. Ажурный шнур со стеклярусом. Теоретические сведения: Технология изготовления ажурного шнура со стеклярусом. Составление и чтение схем. Практическая работа: Плетение ажурного шнура со стеклярусом. Тема 3.3. Ажурный шнур с бахромой. Теоретические сведения: Технология изготовления ажурного шнура с бахромой. Составление и чтение схем. Практическая работа: Плетение ажурного шнура с бахромой. Раздел II. Бисерное ткачество. Тема 4.1.Ручное ткачество Теоретические сведения: Бисерное ткачество. Ручное ткачество. Материалы и инструменты. Приемы ручного ткачества. Сужение и расширение края тканого полотна. Чтение схем. Изделия, выполненные ручным ткачеством. Практическая работа: Изготовление комплекта из кожи: рамка для фотографии и шкатулка с элементом ручного ткачества «Незабудки» Тема 4.2. Бисерное ткачество Теоретические сведения: Бисерное ткачество. Материалы и инструменты. Приемы бисерного ткачества. Сужение и расширение края тканого полотна. Чтение схем. Изделия, выполненные ткачеством на станке. Практическая работа: Изготовление изделий панно или шкатулка по выбору учащегося. Тема 5: Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Оформление и проведение выставки. Награждение детей. Ожидаемые результаты четвертого года обучения. Знать. Технику ажурного плетения Уметь. Выполнять изделия в данной технике: герданы, шнуры, оплетение шкатулок. 25 Технику ручного ткачества Выполнять изделия в данной технике. Технику станочного ткачества Работать со станком, выполнять изделия в данной технике. Составлять и читать схемы. Учебный план V года обучения. Задачи пятого года обучения: Развитие творческих возможностей учащихся. Изготовление изделий из бисера с применением схем. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного. • • • № Темы всего 3 теор. 3 прак. - 3 - 3 3 Раздел I. Техника плетения Фри-форм. 3.1. Бисерные украшения. Гердан «Осенний мотив» 30 1 29 3.2. Галстук «Нарциссы» 30 1 29 3.3. Колье «Вальс цветов» 30 1 29 4.1. Комплект (серьги, колье, браслет) 48 1 47 4.2. Шкатулка. 30 1 29 4.3. Пасхальное яйцо. 30 1 29 5. Итоговое занятие 3 3 6 Выставка 9 9 1. Вводное занятие 2. Повторение ажурной техники плетения, приемов ручного и станочного ткачества. Раздел II. Полет фантазии. 4 Итого: 216 9 207 Содержание курса. Тема.1. Вводное занятие. Теоретические сведения: Знакомство с образовательной программой. Цель и задачи программы. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. 26 Тема 2: Повторение ажурной техники плетения, приемов ручного и станочного ткачества. Теоретические сведения: Техники плетения. Практическая работа: Выполнение образцов. Раздел I. Техника плетения Фри-форм. Тема 3.1.Бисерные украшения. Гердан «Осенний мотив» Теоретические сведения: Техника плетения Фри-форм. Изделия, выполненные в данной технике. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Тема 3.2.Галстук «Нарциссы» Теоретические сведения: Техника плетения Фри-форм. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Тема 3.3. Колье «Вальс цветов» Теоретические сведения: Техника плетения Фри-форм. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Раздел II. Полет фантазии. Тема 4.1. Комплект (серьги, колье, браслет) Теоретические сведения: Техника плетения по выбору учащегося. Изделия, выполненные в данной технике. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Тема 4.2. Шкатулка. Теоретические сведения: Техника плетения мозаичное, ажурное.. Изделия, выполненные в данной технике. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Тема 4.2. Пасхальное яйцо. Теоретические сведения: Техника плетения мозаичное, ажурное.. Изделия, выполненные в данной технике. Разбор изделия. Способы соединения элементов. Практическая работа: Выполнение изделия. Тема 5: Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Оформление и проведение выставки. Награждение детей. 27 Методическое обеспечение образовательной программы Учитывая психологические особенности ребенка и то, что низание бисером — дело кропотливое, требующее терпения и усидчивости, первые занятия направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать ребенка, втянуть его в процесс творчества. На первых занятиях дети учатся изготовлять простые, но эффектные игрушки-сувениры, внося в них элемент индивидуальности, творчества (например — изменить, придумать рисунок на спинке или крыльях мухи). Постепенно дети втягиваются в творческий процесс и способны заниматься кропотливой работой, выполняя более сложные изделия. Здесь очень важно помочь ребенку увидеть, представить конечный результат. В процессе обучение дети проходят весь путь — от наброска, эскиза-идеи до композиционного решения в любом виде деятельности, познают «муки» творчества применяют все знания и умения, приобретенные ранее. Занятия по мастерству строятся таким образом: новый вид, способы плетения — оригинальное, индивидуальное изделие, то есть обучение направлено не на бесконечное копирование готовых схем, а на создание индивидуальных творческих изделий. В ходе занятий дети сначала изучают основные способы плетения, учатся работать аккуратно, вносят небольшие технологические, цветовые изменения в готовые схемы, создают несложные творческие изделия, учатся составлять схемы, а в дальнейшем занятия направлены на создание творческих, авторских изделий, композиций как, например: создание комплектов украшений для фольклорного, исторического, временного или авангардного костюма; объемно-декоративных композиций и изделий, создание нетрадиционных изделий (таких, как модули и интерьерные композиции). Приветствуется нетрадиционный подход к работе над изделием (например, использование различных материалов). Формы проведения занятий: коллективная, индивидуальная и групповая. На занятиях применяются: -индивидуальный показ; -задание по схеме; -игра, викторина на знание терминологии и основных способов плетения; вязания; вышивки: -разработка индивидуального творческого изделия; -самостоятельная работа. Занятия, в основном, практические, но вначале их краткая теоретическая часть в форме беседы, с обязательным включением детей в разговор. Особое внимание уделяю творческой тетради по мастерству, где идет работа над эскизами, зарисовываются и разрабатываются схемы, где идет творческий поиск, зарождаются идеи будущих изделий. Серьезное отношение к ведению тетради дисциплинирует обучающихся детей, воспитывает потребность аккуратно, профессионально выполнять изделия. Большое значение придаю копированию украшений или элементов головных уборов, орнаментальных мотивов, элементов народного костюма. Только изучая, бережно храня и развивая традиции народной культуры, можно помочь ребенку вырасти творчески активным, самобытным мастером-художником. На каждом промежуточном этапе работы необходимо проводить просмотр-обсуждение, побуждать детей анализировать работы с учетом смыслового, композиционного, цветового, эмоционального решения, видеть достоинства и недостатки работ. На завершающем этапе каждой темы обязательна кратковременная выставка работ по декоративно-прикладному творчеству. В конце учебного года организуется выставка, где представляются все декоративно-прикладные, живописные, графические работы, исполненные за время обучения 28 Методы обучения, используемые при работе, можно разделить на несколько групп: -информационные (устные словесные и демонстрационные); - практические (репродуктивные и проектные); -управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов). Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием. Рассказ имеет три принципа построения. 1. Индуктивный принцип построения рассказа педагог знакомит обучающихся с конкретными образцами изделий и переходит к обобщению, то есть от частного к общему. 2. Дедуктивный принцип предполагает знакомство с общими понятиями, а затем иллюстрирование их конкретными примерами. Принцип от общего к частному. 3.Генетический принцип - показать историю возникновения предметов. Хорошо просматривается при изучении изделий народного творчества. Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями педагога и обучающихся. Таким образом, рассказ односторонний, а беседа двусторонний метод обучения. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает детям устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса. Беседа, как и рассказ, более убедительна, если сопровождается показом объектов труда, их изображениями в виде схем и показом увеличенных образцов. Текущая беседа может идти во время практической работы. Итоговая (заключительная, обобщающая) беседа проводится как в конце занятия (в сжатой форме), так и в конце серии занятий по изготовлению изделий одного вида или большого сложного изделия. Здесь значительная роль отводится выступлениям детей. Они могут быть заранее подготовлены обучающимися и оформлены в виде сочинений на темы: «Чему мы научились во время работы с бисером», «Что мне больше всего понравилось», «Мои любимые изделия» и т. п. Итоговая беседа может иметь форму блиц-опроса. Особенно ценны беседы после посещения музеев, выставок, просмотров видеофильмов. Если нет возможности посетить музей или выставку, можно создать свою музейную экспозицию из качественных репродукций, фотографий и желательно натуральных объектов (изделий). Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется своеобразная цепочка из знаний, которые как бы нанизываются на этот стержень. Инструктаж - словесный метод обучения, основанный на даче инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее дети осваивают содержащуюся в ней информацию. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на показ таблиц-коллекций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин, таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных пособий. 29 Практические методы направлены на овладение обще трудовыми знаниями и умениями. Умение знание, примененное на практике. В работе с бисером среди политехнических умений следует особо выделить технологические, среди обще трудовые - конструкторские (понять конструкцию изделия, суметь передать ее самостоятельно и внести что-то новое или оригинальное, например, в случае отсутствия нужных материалов). Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы. Они строятся на передаче информации с помощью трех главных факторов (слово, демонстрация образцов и способы работы) в сочетании с графическими изображениями. Практика показывает, что для усвоения разных приемов работы требуется неодинаковое количество упражнений. Школы, интересующиеся современными методами обучения, активно внедряют проектное обучение как совокупность различных методов в систему обучения и воспитания. Проектное обучение предполагает построение и наличие логической цепочки: замысел - подбор материалов и инструментов - осуществление замысла - решение дополнительно возникающих задач. Оно предъявляет более серьезные требования и к учителю, и к детям. При этом у учащихся развиваются психические функции: понимание - применение знаний - анализ (умение выделять главное и видеть второстепенное) - синтез (приход к решению) - оценка и самооценка. Управлять деятельностью детей можно с помощью эвристической беседы и метода алгоритмов. Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи. Дети с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу, то есть после объяснения самостоятельно находят рациональную последовательность практических действий (например, раскладывают бисер на «тарелочке» или палитре в нужной для работы последовательности); оценивают конкретные явления с точки зрения известных критериев. Алгоритмы управления определяют кратчайший путь решения задачи, указывающий ребенку цель совокупности выполняемых действий и логическую последовательность их выполнения. При строгом выполнении заданных алгоритмов действий ребенок обязательно придет к правильному решению задачи. Например, схему большого изделия (ожерелье) можно разбить на отдельные фрагменты, снабженные краткими пояснениями. На первых занятиях проводится короткая беседа и выполняются простейшие изделия. На следующих занятиях беседа больше по содержанию и длительности. Иллюстрации будут нужны для изготовления уже, не обобщенного контурного изображения, а более приближенного к натуральному, хотя пока и не очень сложного изделия. Во втором полугодии дети смогут выполнить изделия, изображающие бабочек определенного вида, передавая всю красоту узоров на крыльях бабочек и изготавливая их ножки. Взгляд детей на иллюстрации станет более осознанным, иллюстрации будут служить уже образцом для изображения, а не обобщенным образом. Занятие хорошо начать с загадки - она пробуждает интерес к содержанию занятия. Иллюстрации на классной доске или наборном полотне лучше показать после отгадывания детьми загадок. (На других занятиях можно поступать наоборот: сначала объявлять тему, затем показывать иллюстрации, а детям предлагать вспомнить соответствующие теме занятия загадки.) После отгадывания загадок провести краткую беседу с опорой на иллюстрации. Методика проведения занятий по обработке бисера, вышивки, вязания, строится по общей схеме уроков трудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Во-первых, необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную 30 работу с бисером. Во-вторых, даже в 1 классе на законченное изделие требуется 2, а то и 3 занятия. Поэтому можно представить структуру занятия следующим образом. 1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты). Объявление темы. Организация рабочего места. 2. Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут). Беседа или рассказ по теме занятия (3-7 минут). Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут). Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени). 3. Физкультминутка. 4. Практическая часть (23-33 минуты). Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут). 5. Физкультминутка или гимнастика для глаз. 6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут). 7. Заключительная часть (6-8 минут). Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты). Уборка рабочих мест (1-2 минуты). Время, затрачиваемое на каждый из этапов занятия, зависит от двух основных моментов: - возраста детей, их психофизиологических особенностей и возможностей; - от сложности предлагаемых для изготовления изделий. Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на первом занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависит от продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Если продолжительность максимальная и составляет 18-20 минут, то перед практической частью занятия стоит провести физкультминутку, дети смогут снять усталость с мышц спины и шеи, начать практическую работу отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я части занятия длились всего 10-12 минут, то можно сразу перейти к практической части, а после 10-15 минут работы с бисером провести физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз. Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы, через 10-15 минут после ее начала. Но это лишь общие рекомендации. Педагог может сам решить, когда лучше проводить физкультминутку или гимнастику для глаз. Рекомендуется 4 комплекса гимнастики для глаз. Педагог может выбрать один комплекс по своему усмотрению и проводить его на всех занятиях или два комплекса, проводя каждый из них на 4 занятиях бисерного рукоделия. Менять комплекс на каждом занятии не рекомендуется, так как на его освоение детьми уйдет много времени. Упражнения в каждом комплексе подобраны с учетом необходимости расслабления разных групп мышц. Организация рабочего места. Оборудование мастерской: • рабочие столы; • учебная доска для зарисовки набросков, схем; • стенды для демонстрации методических материалов, образцов, изделий учащихся; • картон, бумага, рамки для оформления работ, вязальные нитки, нитки мулине, ткань, бисер, проволока, леска, крючки, пяльцы. • Ноутбук и мультимедийный проектор для показа презентаций и фрагментарно схемы и фотографии и т.д. Детям потребуются следующие материалы и инструменты: 31 • • тетрадь в клетку, ножницы, карандаши, фломастеры, ластик. Салфетка льняная или хлопчатобумажная светлых тонов, иглы для бисера, нитки № 50, леска рыболовная 0,15-0,25, медная проволока, плоскогубцы или пинцет, бисер, бусины, стеклярус. Нитки для вязания крючком и спицами, спицы и крючки. Ткань для вышивки, пяльцы, нитки для вышивки, иглы. Желательно, чтобы у детей были собственные инструменты. Условия реализации программы. Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.). Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: 6. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных; 7. Технологические карты демонстрационные, раздаточные; 8. Коллекция образцов; 9. Библиотека литературы по бисероплетению; 10. Бланки для проведения мониторинга. 11. (желательно) застеклённая витрина для демонстрации работ. Технологическое оснащение кабинета: 1. Мебель по количеству и росту детей; 2. Учебная доска, мел; 3. Ножницы 12 шт., подставки для бисера 12 шт., ткацкие станочки 12 шт., подушечки, игольницы 12 шт.; 4. Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно); 5. Шаблоны для составления схем низания. Кадровые условия: 1.Педагог, владеющий необходимой техникой бисероплетения, методикой обучения. 32 Список использованной литературы. Для педагога: 1.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. 2.Ингрид Морас «Объемные фигурки из бисера», Белгород, 2020 г. 3. Франциска Майклер, Торстен Беккер, Сабира Кох « Чудесный бисер: объемные фигурки, брелоки, украшения», Белгород, 2018 г. 3. Лоран Катио «Фигурки из бисера», Контэнт, 2019 г 4. Белякова О.В. Сказочный мир бисера. – Ростов-на-Дону: Владис, 2010 г. 5. Вирко Е. Цветы из бисера. Уникальный букет. – Скиф, 2010 г 6. Зайцева А.А. Бисероплетение для начинающих мастериц. – М.:Эксмо, 2010 7. Бульба Н.С. Скульптура из бисера: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТПРЕССКНИГА, 2008 г. 8. Виноградова Е.Г. Большая книга. Оплетение бисером и шнуром. – Кристалл, 2009 г. 9. . Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000 г. Для детей и родителей. 1.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2018. 2. Лиско, Н.Л. «Бисер от простого к сложному» - Москва: АСТ, 2019 Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002. Божко Л. Бисер. – М., 2000. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000. Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростовна- Дону 2004. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001 Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 2008. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001. Интернет-ресурсы/ электронные ресурсы 1. https://biser.info/ 2. https://mirpozitiva.ru/articles/1923-podelki-iz-fetra-svoimi-rukami.html 3. http://detskiepodelki.com/ 4. https://samayamk.ru/ 5. https://mirbisera.blogspot.com/p/blog-page_8.html 33 Приложение. Методика отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса. Занятия в объединении - это не только получение знаний и умений, совершенствование навыков, но и формирование личностных качеств ребенка, воспитание терпения и сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда, умения преодолевать трудности, строить отношения с товарищами. Для отслеживания эффективности деятельности в объединении осуществляется мониторинг по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. В зависимости от поставленных задач производится выбор диагностического инструментария. Система отслеживания результатов включает в себя: • Вводный контроль - это предварительное выявление уровня подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду деятельности; уровень воспитанности (ценностные ориентации), уровень креативности. Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в объединение. • Промежуточный контроль - осуществляется в процессе усвоения изучаемого материала по теме, блоку. В рамках этого контроля проводится повторная проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением, для ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля проводится в конце первого полугодия и в течение всего учебного года по мере необходимости. В конце второго и последующих годов обучения отслеживается творческий потенциал обучающихся, проводится диагностика общей одаренности, уровня развития познавательных потребностей, самооценки. Кроме того, применяется диагностика сформированности коллектива, изучается уровень самоуправления в объединениях. • Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для проверки знаний, умений и навыков. По результатам итогового контроля определяется, насколько достигнуты результаты программы с каждым ребенком, полнота выполнения программы. Основные показатели результатов включают в себя: • Практическую подготовку обучающихся (что за определенный промежуток времени ребенок должен научится делать). • Теоретическую подготовку (какой объем знаний он должен усвоить за определенный промежуток времени) • Предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в выставках, конкурсах и т.д.). Выявление уровня освоения учебного материала, а также степени развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга на основании положения об аттестации. В ходе данного мониторинга происходит учёт усвоения учебного материала, анализ развития личностных качеств детей, таких как, трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых, художественный вкус, творческий потенциал. Оценка выполнения заданий, предусмотренных мониторингом, постоянного наблюдения за поведением учащихся, берётся во внимание посещаемость занятий. Существует две шкалы оценки развития всех качеств, первая это та, что выражена баллами и не доводится до детей, а учитывается при анализе усвоения ребёнком учебного материала при аттестации, и вторая та, что выражается в виде «образной отметки» и доводится до детей. Это делается для того, чтобы отказаться от сравнений результатов одних детей с результатами других, которое неизменно возникают при «бальной системе». Система «образной 34 отметки» помогает формировать адекватную самооценку собственных достижений, базирующуюся на стремлении к достижению большего. Должный уровень трудолюбия, ответственности характеризуется, как «пчёлка», хорошие показатели практических навыков оцениваются званием «мастер», знания теории оцениваются категорией «теоретик», и высшая степень достижений – «творец». На итоговой аттестации общий балл ребёнка переводится в показатель степени усвоения программы – «низкий», «средний», «высокий». Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития творческих способностей, трудолюбия и др.- качество выполнения работы; разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное решение; новизна, оригинальность. 35