Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» Утверждаю Директор МБУ ДО «Центр ДОД и ЭНР» /Новикова Л.В./ «_25»___08___2019__г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бумажные фантазии». Автор-составитель: Шакирова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования с. Багдарин 2019 год Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Здесь подростку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а в работе тщательности в исполнении. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги (картона) сохранять придаваемую ей форму, поддается любым изменениям, известный запас прочности позволяет делать не только творческие работы, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, коробочки-шкатулки для подарков, предметы интерьера и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Участники программы постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми вариантами работ и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Выполняя разные работы по сложности, используя дифференцированный подход, формирующий знания и умения детей, создаются условия для выбора деятельности в соответствии со своими возможностями для получения удовлетворения от достигнутых результатов. Педагог в реализации данной программы предлагает участникам познакомиться с областями творческой ориентации, с интересными технологиями бумажного творчества такими как: - “Квиллинг” (бумагокручение) - “Модульное оригами” - “Картонопластика” - “Картонное кружево”. - Торцевание - Скрапбукинг -Кардмейкинг Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Отличительными особенностями программы “Бумажные фантазии” являются: - способность совместить в одной программе, пять совершенно разных технологий, видов деятельности, но имеющие одно производное начало – работа с бумагой; - способность содержания программы прививать социально значимые качества, которые могут пригодиться в предпрофессиональной подготовке; - дифференциация учебно-воспитательного процесса (разноуровневость, возможность объединения детей на основе общих интересов); - индивидуализация (регулирование времени, темпа, организации пространства при освоении содержания программы). - обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации участников программы. - подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками. Цель программы: Овладение различными видами техник из бумаги и картона в процессе творческой деятельности. Задачи программы: Обучающие: обучить основам знаний в области бумажных техник; формировать образное и пространственное мышление, творческие способности, воображение; обучить навыкам и умениям при работе с различными видами материалов; Развивающие: развить мотивацию к определенному виду бумажных техник; развить познавательную активность, самостоятельность; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству. Воспитательные: прививать настойчивость в достижении цели; осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; обогащать и активизировать словарный запас; учить самоанализу и умению оценить чужие успехи. Основные формы и методы работы: Принципы построения программы Программа «Бумажные фантазии» построена на основе следующих принципов: доступности(соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Методы 1. 2. Для реализации программы используются следующие методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся); стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение). Срок реализации, объем программы Программа "Бумажные фантазии" адресована детям школьного возраста (1- 8 класс) и рассчитана на 4 года обучения: 1 год обучения – 144 часа в год (Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия во второй половине дня, продолжительность одного занятия 45 минут. Наполняемость группы не превышает 15 человек.) 2 год обучения – 216 часов в год (Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия во второй половине дня, продолжительность одного занятия 45 минут.) 3 год обучения – 216 часов в год (Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия во второй половине дня, продолжительность одного занятия 45 минут.) Наполняемость группы не превышает 12 человек. 4 год обучения – 216 часов в год (Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия во второй половине дня, продолжительность одного занятия 45 минут.) Наполняемость группы не превышает 12 человек 5 год обучения – 216 часов в год (Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия во второй половине дня, продолжительность одного занятия 45 минут.) Наполняемость группы не превышает 10 человек Ожидаемые результаты После изучения предложенной образовательной программы, обучающиеся первого года обучения должны знать: - правила техники безопасности с инструментами и материалами; - названия материалов и их виды, свойства и происхождение; - основные термины и понятия - свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества; - основы в области композиции, формообразования, цветоведения; - основные виды работ с бумагой. - технику изготовления простых изделий, опираясь на помощь педагога; Должны уметь: -пользоваться основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); - работать нужными инструментами и приспособлениями; - называть и различать материалы и их виды; - определять свойства материала опытным путем; - выбирать материалы для работы, учитывая их свойства и назначение изделия; - складывать под руководством педагога модели на основе базовых форм, модулей, прямоугольников; - выполнять изделия в технике картонопластика, в соответствии с программой; - использовать в своей работе простые схемы, чертежи. - соблюдать порядок на своём рабочем месте. После второго года обучения дети должны знать: - порядок выполнения рабочих движений; - правила безопасности работы и хранения; - условные знаки и обозначения принятые в оригами, картонопластике, бумагокручении; - технологии выполнения плоских и объёмных изделий; - правила выполнения схем, рисунков. Должны уметь: - называть и различать инструменты, правильно их держать; - совершать рабочие движения, соблюдая технологические правила безопасной работы; - выбирать инструмент, учитывая свойства материала и технологию его обработки, определять исправность; - пользоваться условными знаками и обозначениями, принятыми в картонопластике и бумагокручении; - создавать плоские и объёмные изделия, в соответствии с программой; - выполнять композиции, панно; - применять термины и понятия в практической деятельности. Всё осуществляется в сотрудничестве с педагогом. Обучающиеся третьего года должны знать: -как вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве; -основные понятия композиционного построения объекта, композиционным моделированием; - способы соединения деталей, их назначение и область применения; - технологию выполнения художественных работ в данных видах декоративно – прикладного искусства; - особенности и отличия разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Должны уметь: - выделять главную деталь, характерные особенности; - видеть средства выразительности образа; - самостоятельно выполнять изделие, используя схемы, условные знаки, обозначения, термины; - оформлять изделия, дополнять его другими элементами, если это необходимо; - составлять свои творческие проекты; После четвертого и пятого года обучения должны знать: - историю возникновения скрапбукинга; - виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу; -понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг; - способы раскладки материалов на бумаге; - приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами; - технологию изготовления открыток и фотоальбомов; - словарь терминов, применяемых при работе в данной технике; Учащиеся должны уметь: - подбирать материалы и отделку для изготовления изделия; - изготавливать шаблоны из картона; - пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами; -пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами; - пользоваться штампами и штемпельными подушками; - подбирать необходимые материалы для изготовления открыток; - выполнять открытки по различной тематике; - выполнять оформление фотоальбомов; - в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности. Учебно–тематический план I – года обучения № Наименование разделов и тем I 1.1. Вводное Оригами. занятие. Знакомство с искусством Кол-во часов 24 1 Теория Практика 8 1 16 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. II. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 III 3.1 3.2 3.3 оригами. Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления бумаги Веселая геометрия Квадрат – основная фигура оригами. Простые базовые фигуры оригами Композиция. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать Складывание моделей на основе базовых форм. Животные и птицы. Модульное оригами. Виды модулей. Складывание модулей на основе прямоугольника «Птицы оригами» « Маме с любовью» «Новогодние украшения» «В день Валентина - родным Валентинка» «23 февраля – красный день календаря» «На 8 марта дарим дамам астры» Торцевание Торцевание – вид бумажного творчества. Принцип торцевания. Инструментарий . Плоскостное торцевание. Объемное торцевание Итоговое занятие. Выставка поделок. ИТОГО: 2 1 1 2 2 3 2 1 1 1 1 1 1 2 1 12 2 10 86 2 13 1 73 1 16 14 12 8 16 18 32 2 2 2 2 2 2 2 5 1 14 12 10 6 14 16 27 1 15 15 2 144 2 2 13 13 2 136 26 Содержание курса I – года обучения Содержание тем изучаемого курса Раздел I 1. Тема: Вводное занятие. Знакомство с искусством оригами. История развития техники оригами и модульного оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. 2. Тема: Виды бумаги. Способы обработки. Теоретические сведения: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами. Внешний вид, качество и предназначение бумаги. Ножницы – режущий инструмент Практическая работа. Приемы резания ножницами. Деление листа бумаги на части. Аппликация из разных видов бумаги. 3. Тема: Разметка Веселая геометрия. Теоретические сведения: Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с фигурами. Кто такой Архимед. Практическая работа. Приемы работы с линейкой. Нанесение разметки. 4. Тема: Квадрат – основная форма оригами Теоретические сведения: Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания Практическая работа. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). 5. Тема: Простые базовые формы. Теоретические сведения: Знакомство с простыми базовыми формами. Техника складывания базовых форм принятых в оригами. Практическая работа. Складывание базовых форм «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей», «Блин», «Рыба», «Дом», «Катамаран», «Двойной треугольник», «Квадрат», «Птица», «Лягушка» и моделей на их основе. 6. Тема: Конструирование. Теоретические сведения: Обработка материалов (сгибание, складывание); виды условных графических изображений (схема). Практическая работа. Разметка по линейке. Демонстрация базовых форм и техника их выполнения. 7. Тема: Складывание моделей на основе базовых форм. Теоретические сведения:Техника складывания базовых форм принятых в оригами и моделей на их основе. Практическая работа. Базовая форма «Треугольник». Складывание героев к сказке. «Кто сказал мяу?». «Щенок», «Котик». Оформление мордочки в технике аппликация. Базовая форма «Треугольник». Складывание героев к сказке «Теремок» «Зайчик», «Медведь». Раздел II Модульное оригами 1. Тема:Складывание модулей на основе прямоугольника. Теоретические сведения: Техника изготовления прямоугольников нужного формата. Практическая часть. Отработка навыков сгибания, согласно условным знакам принятых в оригами.Складывание модулей из прямоугольников. 2. Тема: «Птицы оригами» Теоретические сведения: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Практическая часть: Изготовление птиц (Лебедь, Царевна – Лебедь, голубь, утка, пингвин, Сова) 3. Тема: « Маме с любовью» Теоретические сведения: История создания праздника – День Матери. Практическая работа. Изготовление подарков для мам – различных поделок. 4. Тема: Новогодние украшения Теоретические сведения: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Рождественские истории. Практическая частьСкладывание изделий из модулей.Изготовление фигурок Деда Мороза и елочки. Новогодняя игрушка «Снеговик». 5. Тема: В день Валентина - родным Валентинка Теоретические сведения: История возникновения праздника. Складывание изделий из модулей. Практическая часть. Изготовление шкатулки в виде сердца. 6. Тема: 23 февраля – красный день календаря. Теоретическая сведения: История возникновения праздника. Работа с инструкционными картами. Подарок папе. Практическая часть: Изготовление корабля, танка, самолета, автомобиля. (На выбор) 7. Тема: «На 8 Марта дарим дамам астры» Теоретическая часть: 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Практическая часть: Изготовление вазы с цветами, корзины с цветами. Раздел III Торцевание 1. Тема: Торцевание Теоретические сведения: Торцевание – вид бумажного творчества. Принцип торцевания. Практическая работа. Инструментарий 2. Тема: Плоскостное торцевание Теоретические сведения: Подбор бумаги. Выбор рисунка. Нанесение. Практическая работа. Наклеивание кусочков гофрированной бумаги на картон. 3. Тема: Объемное торцевание Теоретические сведения: Выбор материала. Практическая работа. Наклеивание кусочков гофрированной бумаги на форму из пенопласта или пластилина. 4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Выставка готовых изделий. Учебно-тематический план II – года обучения № I 1. 2. Наименование разделов и тем Модульное оригами. Вводное занятие. Викторина «Я знаю..» «Вкусное оригами» Кол-во Теория Практика часов 86 14 72 1 1 14 2 12 3. 4. II. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 III 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 «Крылья, лапы и хвосты» «Здания и сооружения» Плоскостной квиллинг Знакомство с одним из видов Корейской бумажной пластики – бумагокручением. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы. Изучаем базовые элементы. Скручиваем роллы. Форма «Капля», «Завиток» Форма «Глаз». Форма «Квадрат» Форма «Ромб» Форма «Треугольник» Форма «Стрела». Форма «Полумесяц». Изучаем открытые формы: «Сердечко», «Рожки»,«Веточка», «Завиток». 24 47 89 1 4 7 18 1 20 40 71 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 3 Изготовление цветов в технике квиллинга Изготовление магнита «Котики» Изготовление панно «Бабочка» Композиция «Львенок» Композиция «Дюймовочка» Композиция «Жар-птица» Картонопластика Техника выполнения изделий из гофрированного картона Основные детали. Плоские детали. Объемные детали Детали сложной формы Изготовление подвески «Ангелок» Изготовление кактуса. Изготовление человечков. ИТОГО: 12 12 10 10 12 20 41 1 2 2 2 2 2 2 10 1 10 10 8 8 10 18 31 4 2 4 10 10 10 216 1 1 1 2 2 2 42 3 1 3 8 8 8 174 Содержание курса II - го года обучения (216 часов) Раздел I Тема:Вводное занятие. Викторина «Я знаю…» Правила по технике безопасности с инструментами. 1. Тема: « Вкусное оригами» Теоретические сведения: Соединение модулей в одно целое. Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Практическая часть: Изготовление фруктов (Апельсин, яблоко, банан, клубника) 2. Тема: «Крылья, лапы и хвосты» Теоретические сведения: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Практическая часть: Изготовление объемных фигурок (Бабочка, Кот, Лошадь, Ящерица, крокодил и т.д.) 3. Тема:«Здания и сооружения» Теоретическая сведения: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Практическая часть: Изготовление круглых башен, крепостных стен и ворот замка. Раздел II Плоскостной квиллинг Введение. Инструменты и материалы. Красота квиллинга. 1. Беседа об искусстве квиллинга, основных инструментах и материалах, его базовых элементах. Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling— от слова quil(птичье перо). 2. Тема: «Изучаем базовые элементы - форма «Капля», «Завиток» Теоретическая часть: Возьми полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее. Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы. Скрути ровную шайбочку. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА. Практическая часть: Скручивание роллов в форме «Капля», «Завиток» 3. Тема: Форма «Глаз».Форма «Квадрат». Теоретическая часть: Форма «Глаз» - сожми круглую заготовку с двух сторон одновременно. Форма «Квадрат» - выполни форму «Глаз», поверни вертикально и сожми по бокам ещё раз. Практическая часть: Скручивание роллов в форме «Глаз» и «Квадрат» 4. Тема: Форма «Ромб». Форма «Треугольник» Теоретическая часть: Форма «Ромб» - сделай из «Квадрата». Форма «Треугольник» - сделай «Каплю», возьмись за уголок и расплющи основание треугольника. Практическая часть: Скручивание формы «Ромб» и «Треугольник». Тема: Форма «Стрела». Форма «Полумесяц». Теоретическая часть: Форма «Стрела» - сделай «Треугольник» и концом указательного пальца вдави внутрь середину короткой стороны. Форма «Полумесяц» - выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. И уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом. Практическая часть: Изготовление форм «Стрела» и «Полумесяц». 5. 6. Тема: Изучаем открытые формы: «Сердечко», «Рожки», «Веточка», «Завиток». Теоретическая часть: Форма «Сердечко» - согни полоску в середине. Закрути обе половинки внутрь. Форма «Рожки» - согни полоску в середине. Закрути обе половинки наружу.Форма «Завиток» - слегка наметь середину полоски, не делая складку. Закрути концы к середине, но в разные стороны. Форма «Веточка» - согни полоску в соотношении 1 : 2. Закрути концы в одну сторону. Практическая часть: Изготовление открытых форм «Сердечко», «Рожки», «Веточка», «Завиток». 7. Тема: Изготовление цветов Теоретическая часть: Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Практическая часть: Композиция из цветов. 8. Тема: Изготовление магнита «Котики» Теоретическая часть: Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе - магниту. Практическая часть: Композиция «Котики». 9. Тема: Композиция «Бабочка» Теоретическая часть: Создаем композицию «Бабочка». Учимся создавать наборную композицию из роллов, помещая их в замкнутый контур. Практическая часть: Изготовление Бабочки. 10. Тема: Композиция «Львенок» Теоретическая часть: Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе. Практическая часть: Создаем композицию веселую и радостную в подарок. 11. Тема: Композиция « Дюймовочка» Теоретическая часть: Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе. Практическая часть: Создание наборной композиции из роллов. 12. Тема: Композиция «Жар-птица» Практическая часть: Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе. Раздел III Картонопластика 1. Тема: Техника выполнения изделий из гофрированного картона. Теоретическая часть: Инструменты и приспособления. Свойства гофрированного картона. Практическая часть: Основные приемы работы с гофрокартоном. 2- 4. Тема: Изготовление основных деталей. Теоретическая часть: технология изготовления плоских деталей (диск, спираль, капля, глазок, овал, стебелек.) Объемные детали (купол, конус). Детали сложной формы(извилистые плоские детали, тонкие конусы) Практическая часть: Скручивание и склеивание роллов. 5. Тема: Изготовление подвески «Ангелок» Практическая часть: Создание фигурок из гофрированного картона в технике квиллинга. 6. Тема: Изготовление кактуса. Практическая часть: Создание фигурок квиллинга. из гофрированного картона в технике 7. Тема: Изготовление человечков Практическая часть: Создание фигурок из гофрированного картона в технике объемного квиллинга. Занимательные игрушки. Учебно - тематический план III – года обучения № Наименование разделов и тем I 1. Картонное кружево. Вводное занятие. Игра – соревнование «Кто вперед» Изготовление поделки «Будильник» Изготовление животных и птиц Изготовление куклы «Императрица» Плоскостной квиллинг Изготовление шкатулки в технике плоскостного квиллинга. Изготовление поделки «Китайский дворец» Композиция «Царская птица» Бумажное плетение Техника выполнения изделий. Основные детали. Заготовки. Изготовление корзинок. Модульное оригами Дизайн в технике оригами Разработка авторских модульных игрушек. 2. 3. 4. II. 2.1 2.2 2.3 III 3.1 3.2 3.3 IV 4.1 4.2 4.3 Выставка поделок. ИТОГО: Кол-во часов 86 1 Теория Практика 14 1 72 14 24 47 70 26 2 4 7 10 6 12 20 40 60 20 22 22 29 1 4 24 31 2 27 2 2 6 1 1 4 2 2 20 20 23 2 216 3 20 29 27 32 2 184 Содержание курса III-го года обучения (216 часов) Раздел I Картонное кружево. 1. Вводное занятие. Игра – соревнование «Кто вперед». Правила техники безопасности. 2. Тема: Изготовление поделки «Будильник» Создание фигурок из гофрированного картона в технике объемного квиллинга. 3. Тема: «Изготовление животных и птиц» Создание фигурок из гофрированного картона в технике объемного квиллинга. Занимательные игрушки. 4. Тема: Изготовление куклы «Императрица» Создание фигурок из гофрированного картона в технике квиллинга. Скручивание объемных изделий в технике квиллинг. Скручивание петельчатого квиллинга. Ажурные узоры. Раздел II Плоскостной квиллинг 1. Тема: «Изготовление шкатулки» Изготовление шкатулки в технике плоскостного квиллинга. Создание наборной композиции из роллов. 2. Тема: «Китайский дворец» Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Создание наборной композиции из роллов. 3. Тема: Композиция «Царская птица» Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе. Создание наборной композиции из роллов. Раздел III Плетение корзин из бумажных полос Техника выполнения изделий. Разметка полос. Основные детали. Заготовки. Сгибание полос. Плетение.Изготовление корзинок. Раздел IV Дизайн в технике оригами. История развития дизайна.Основные законы композиции. Сочетание цвета фона и основных фигур. Правила по технике безопасности с ножницами, клеем. Технология оформления работ. Дизайн с использованием техники оригами. Возможности оригами в оформление изделий, быта и др. Правила оформления праздничного стола с использованием оригами. Разработка авторских модульных игрушек. Учебно - тематический план IV – года обучения Наименование Кол-во № разделов и тем часов Введение 2 I Основы 20 скрапбукинга 1 История 2 .1 скрапбукинга. 1 Материалы и 8 .2 инструменты. Что нужно для скрапбукинга? 1 Основные виды, 4 .3 направления . 1 Стили скрапбукинга. 6 .4 I Технологические 89 I основы скрапбукинга 2 Кардмейкинг. 37 .1 Изготовление открыток. 2 Основы изготовления 12 .2 мини-альбома. 2 Основы изготовления 6 .3 скрапстранички. 2 Основы изготовления 24 .4. прикладного скрапбукинга 2 Композиция 6 .5 2 Основы цветоведения 4 .6. I Техники, приемы и 42 II виды рукоделий используемые в скрапбукинге 3 Техника штампинг. 3 .1 3 Аппликация 6 .2 3 Квиллинг 6 .3 3 Фетр, флис, ткань. 6 .4 3 Журналинг 3 .5 3 Бисер 4 .6 3 Оригами 4 .7 Теория 1 14 Практика 1 6 2 4 4 4 4 2 27 62 7 30 3 9 2 4 9 15 4 2 2 2 16 26 2 1 2 4 2 4 2 4 2 1 1 3 1 3 3 Вязание 5 2 3 3 Техника Дистрессинг 3 1 2 3 Лифтинг 2 1 1 I Технология создания элементов, деталей и украшений 4 Подложка 57 21 36 3 2 1 4 Надписи поздравления 4 Цветы 4 2 2 34 10 24 .8 .9 .10 V .1 .2 и .3 4 Рисованные картинки. 4 1 3 4 Тесьма, лента 4 2 2 4 Бордюр 2 1 1 4 Чипборд 2 1 1 4 Пуговицы и фишки 4 2 2 6 1 5 2 1 1 .4 .5 .6 .7 .8 V Итоговые мероприятия 5 Итоговое занятие. .1 5 Выставка работ. 4 4 .2 ИТОГО часов: 216 80 136 Содержание программы четвертого года обучения I. Основы скрапбукинга 1.1 История скрапбукинга. Теоретические сведения: Введение в программу. Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбкинга на Западе. История развития скрапбукинга в России. (Беседа с презентацией). Виды скрапбукинга. (Бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы, популяризированный Мэрелин Кристенсен. Цифровой скрапбукинг – новое направление, появившееся с развитием компьютерных технологий. Гибридный скрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга). 1.2 Материалы и приспособления. Теоретические сведения: Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для скрапа. Техника безопасности. Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора и т.п. Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы и штемпельные подушки. Практическая работа:Приемы работы и использования. Создание украшений с использованием дыроколов, фигурных ножниц, и др. 1.3. Основные направления скрапбукинга Теоретические сведения: Кардмейкинг. История развития кардмейкинга. Прикладной скрап. Материалы и приспособления. Шаблоны. Разнообразие поделок. Миниальбом. Материалы и приспособления. Шаблоны и формы. Технология создания. Скрапстранички. МК «Анатомия странички или как сделать». 1.3. Основные стили скрапбукинга Теоретические сведения: Понятие Фристайл (freestyle) в скрапбукинге. Признаки, по которым можно определить работу в стиле фристайл. Цветовая гамма. Материалы для скрапбукинга в стиле фристайл. Стиль шебби шик в скрапбукинге. Отличительные черты стиля шебби шик. Приемы состаривания. Говорящее название Clean and Simple (Чисто и Просто). Основные характеристики стиля Clean and Simple. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple. «Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле. Практическая работа: Примеры работ в стиле фристайл. Примеры работ в стиле шебби шик. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Примеры работ в стиле винтаж. II. Технологические основы скрапбукинга 2.1 Кардмейкинг. Технология изготовления открытки Теоретические сведения: Подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Бумага, используемая в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинготкрыток. Практическая работа. Изготовление шаблонов открытки. Мастер-классы по изготовлению скрапбукинг-открыток. 2.2 Технология изготовления миниальбома Теоретические сведения: Понятие миник. Требования к скрапбукинг альбому. Альбомы с секретами, альбомы ширмы, альбомы-брелки, альбомы сложной формы. Практическая работа. Создание мини-альбома из подручных материалов. Выбор тематики альбома. Отбор фотографий для скрап-альбома и выбор бумаги для скрапбукинга. Изготовление обложки и скрап-страничек. Декорирование альбома. Создание скрап-альбома по выбранной теме. 2.3 Технология изготовления скрапстранички Теоретические сведения: Из чего состоит скрап-страница. Этапы создания скрап-странички. Работа с фотографией. Определение и выбор главных и второстепенных фотографий. Практическая работа. Технология создания скрапстранички. 2.4 Технология изготовления изделий прикладного скрапа. Теоретические сведения: Разнообразие видов и форм. Этапы создания. Шаблоны. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования. Практическая работа. Технология создания различных конструкций. Подбор материалов, инструментов. 2. 5 Композиция. Теоретические сведения: Композиции правильной формы. Круг. Овал. Линия. Угол или треугольник. Серповидная композиция. Практическая работа. Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге. Создание композиций правильной формы. 2. 6 Цветоведение. Теоретические сведения: Цвет в скрапбукинге. Цветовой круг. Теория сочетания цветов. Правила работы с цветом Практическая работа. Создание гармоничных цветовых сочетаний в работах. III. Базовые техники, приемы, виды рукоделий, используемые в скрапбукинге 3.1 Техника штампинг. Теоретические сведения: Понятие штампинг. Использование надписей, текста в скрапбукинге. Практическая работа. Создание рисунка на бумаге с помощью штампов, красок. 3.2 Аппликация.. Теоретические сведения: Аппликация в скрапбукинге. Плоская и объемная аппликация. Практическая работа. Приемы вырезания. Применение аппликации в оформлении работ. 3.3 Квиллинг. Теоретические сведения: Техника Квиллинг в скрапбукинге. Понятие квиллинг. Применение техники квиллинг для оформления скраповых страниц. Практическая работа. Создание цветов (плоских и объемных, махровых), веточек с листьями, завитков в технике квиллинг. 3.4 Фетр, флис и ткань. Теоретические сведения: Использование фетра, ткани в скрапбукинге. Плоская и объемная аппликация. Фон для открытки. Детали для украшения. Практическая работа. Приемы и изготовление деталей и элементов. 3.5 Журналинг.. Теоретические сведения: Понятие « Журналинг» - это тексты, записи, высказывания и т.д. Заголовки, Поздравления. Надписи. Подпись к фотографии. Практическая работа. Приемы написания и использования в оформлении работ. 3.6 Бисер. Теоретические сведения: Техника бисероплетения в скрапбукинге. Применение идей бисероплетения в скрапбукинге. Практическая работа. Создание украшений из бисера для скрапбукинга. Плетение цветов из бисера. 3.7 Оригами. Теоретические сведения: Примеры использование Оригами в скрапе. Практическая работа. Приемы изготовления деталей в технике оригами для украшения и оформления скрапработ. 3.8 Вязание. Теоретические сведения: Вязание в скрапбукинге. Приемы применения вязаных деталей и элементов в оформлении скрапработ. Практическая работа. Приемы вязания крючком. Вывязывание цепочки петель для обрамления фотографии. Вязание цветов, миниатюрных пинеток и свитерка. 3.9 Техника дистрессинг. Теоретические сведения: Понятие дистрессинг. Как состарить бумагу и ткань. Варианты применения данной техники. Практическая работа. Способы создания рваного края, использование чая, кофе, чернил, кракелюр, тонирование, состаривание бумаги, создание потёртостей, царапин и так далее 3.10 Лифтинг. Теоретические сведения: Скраплифтинг – искусство воровать. Повторение работы другого автора: элементов странички или открытки, цветовой гаммы, расположения деталей, или же полное повторение странички с использованием такой же раскладки и материалов. Практическая работа. Приемы лифтинга. Копирование деталей или работы мастеров полностью или частично. Соревнование по лифтингу. IV. Элементы, детали, украшения. 4.1 Подложка. Теоретические сведения: Подложка как вспомогательный элемент для усиления или успокоения цвета основы и фона, для объединения элементов в композиции. Практическая работа. Формы, способы и приемы подготовки и использования. 4.2 Надписи и поздравления. Теоретические сведения: Штампы и образцы с поздравительными надписями. Копилка поздравлений для разных праздников и поводов. Практическая работа. Приемы написания надписей и поздравлений вручную, при помощи штампов, использовать распечатанные на принтере. 4.3 Цветы. Теоретические сведения: Цветы – один из основных элементов для украшения и оформления скрапизделий. Мастер-классы по изготовлению цветов из разных материалов. Практическая работа. МК. Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление листьев из бумаги. 4.4 Рисованные картинки Теоретические сведения: Рисованные картинки (отрисовки) – еще один из элементов для я и оформления скрапизделий. Просмотр коллекций картинок. Практическая работа. Копирование и раскрашивание картинок. Мастер-классы по раскрашиванию готовых отштампованных картинок. 4.5 Тесьма, лента Теоретические сведения: Тесьма, ленты, шнуры, нитки, пряжа, веревка, используемые для украшения и оформления скрапизделий. Практическая работа. Мастер-классы по изготовлению деталей из тесьмы, лент, шнуров, ниток, пряжи, веревки (банты, розетки и др.). 4.6 Бордюр. Теоретические сведения: Бордюр – цветная ажурная полоска для украшения, разделения открытки, странички т.д. Практическая работа. Изготовление бордюрной полоски при помощи краевого дырокола. 4.7 Чипборд. Теоретические сведения: Чипборд (вырубка, высечка) - элементы украшений (букв, фигурок, рамок) из очень плотного переплетного картона, обычно бежевого цвета картона или дерева, которые вырезаются специальными резаками-штампами. Может быть различной формы, цвета и размера. Практическая работа. Способы и приемы изготовления и использования для украшения скрапработ. 4.8 Пуговицы и фишки. Теоретические сведения: Пуговицы и фишки -круглые детали однотонные цветные или с рисунком из разных материалов для украшения скрапработ. Практическая работа. МК по изготовлению самодельных фишек из разных материалов. МК «Превращение старых пуговиц». V/ Итоговые мероприятия. 5.1 Открытое занятие Тестирование. Контрольное задание. 5.2 Выставки. Подготовка, оформление. Выставка работ. № п/п II 2.1 2.2 2.3 2.4 III 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Учебно - тематический план V – года обучения Наименование Количество разделов и тем часов Теория Введение (повторение) Технологические основы скрапбукинга Кардмейкинг. Изготовление открыток необычных форм. Основы изготовления скрапальбома основы изготовления прикладного скрапа Работа со скетчами и палитрой Техники, приемы и виды рукоделий используемые в скрапбукинге Айрис - фолдинг. Тиснение. Создание фактурного фона. Мозаика. Строчка ручная и Практика 96 2 140 2 44 62 23 39 48 11 37 26 8 18 4 2 2 34 14 20 4 2 4 2 1 2 2 1 2 2 4 1 2 1 2 3.6 3.7 3.8 IV 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 V 5.1 5.2 машинная. Декупаж и кракелюр. Пергамано. Поп – юп. Технология создания элементов, деталей и украшений Шейкер Спиннер. Цветы. Метод бумажной крошки. Декоративный скотч. Детали из гофрокартона. Теги (ярлычки для украшения и журналинга). Украшения из подручных материалов (проволока, веревка и т.д.). Итоговые мероприятия Итоговое занятие. Выставка работ. ИТОГО часов: 6 6 6 34 2 2 2 12 4 4 4 22 2 2 12 2 1 1 4 1 1 1 8 1 4 4 1 1 3 3 4 1 3 4 2 2 6 1 5 2 4 216 1 1 4 143 73 Содержание программы V года обучения II. Технологические основы скрапбукинга 2.1 Кардмейкинг. Технология изготовления открыток сложных форм. Теоретические сведения: Подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Способы фальцовки. Шаблоны открыток. Практическая работа: Мастер – классы по изготовлению необычных открыток, открыток в форме предметов, интерактивных открыток и т. п. Изготовление шаблонов открыток. 2.2 Технология изготовления скрап-альбома Теоретические сведения: Требования к скрапбукинг альбому. Технология изготовления, последовательность сборки. Практическая работа: Выбор формата скрап-альбома. . Выбор тематики альбома. Выбор цветовой гаммы. Продумывание заголовков и памятных заметок. Составление композиции страниц и разворотов. Оформление, сборка, наклеивание всех элементов скрап-альбома. Переплет. Обложка. 2.3 Технология изготовления изделий прикладного скрапа. Теоретические сведения: Разнообразие видов и форм. Этапы создания. Шаблоны. Объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования. Практическая работа: Технология создания различных конструкций. Подбор материалов, инструментов. 2.4 Работа со скетчами и палитрой. Теоретические сведения: Понятия «скетч» и «палитра». Приемы работы с готовыми скетчами, по выбранной палитре. Практическая работа: Составление композиции по заданному скетчу или палитре. Составление своих эскизов - скетчей. III. Базовые техники, приемы, виды рукоделий, используемые в скрапбукинге 3.1 Айрис - фолдинг. Теоретические сведения: Понятие Айрис-фолдинг . Прием складывания полосок бумаги или ткани определенным образом заполняя фигуру. Практическая работа: Способ заполнения фигур с треугольным основанием, четырех угольны, пятиугольным и др. Использование деталей выполненных в технике Айрис-фолдинг в скрапизделиях. 3.2 Тиснение. Теоретические сведения: Тиснение – способ выдавливания рисунка, узора через трафарет. Практическая работа. Сухое тиснение. Использование деталей выполненных в технике тиснение в скрапизделиях. 3.3 Создание фактурного фона. Теоретические сведения: Способы и приемы создания фактурного фона «Кора дерева» или «Деревянный настил» и т.п. при помощи клея и бумаги. Использование Акриловой пасты. Практическая работа. Создания фактурного фона. Использование подобных эффектов в скрапработах. 3.4 Мозаика. Теоретические сведения: Способы создания мозаичного фона или изображения. Практическая работа. Использование подобных эффектов в скрапработах 3.5 Декупаж и кракелюр. Теоретические сведения: Декупаж — наложение рисунка на основу при помощи клея и лака; Кракелюр – трещина лака или красочного слоя. Для создания искусственного эффекта растрескивания применяют специальные кракелюрные лаки. Практическая работа. Создание и использование подобных эффектов в скрапработах. 3.6 Строчка ручная и машинная. Теоретические сведения: Строчка ручная и машинная - ещё один приём в оформлении скрапработ. Практическая работа.: использование ручной и машинной строчки в скрапработах. 3.7 Пергамано. Теоретические сведения: Пергамано представляет собой технику поделок из бумаги с помощью тиснения и прокалывания на плотной пергаментной бумаге (кальке). Практическая работа: Создание и использование подобных эффектов в скрапработах. 3.8 Поп - юп. Теоретические сведения: Поп-юп — объемные композиции во время открытия странички альбома или открытки. Практическая работа: МК Объемная открытка в стиле pop-up, при раскрытии которой появляются оригинальные трехмерные бумажные фигурки. Создание объемных изображений из бумаги. IV. Элементы, детали, украшения. 4.1 Шейкер. Теоретические сведения:: Шейкер - это элемент декора внутри которого есть движущиеся объекты. Практическая работа: Создание и использование подобных элементов в скрапработах. 4.2 Спиннер. Теоретические сведения: Спиннер - декоративный элемент свободно катающийся по дорожке. Практическая работа. Создание и использование подобных элементов в скрапработах. 4.3 Цветы. Теоретические сведения: Цветы – один из основных элементов для украшения и оформления скрапизделий. Мастер-классы по изготовлению цветов из разных материалов. Практическая работа. МК. Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление листьев из бумаги. 4.4 Метод бумажной крошки. Теоретические сведения: Использование мелкой цветной бумажной крошки для создания отдельных элементов и декорирования скрапработ. Практическая работа. Создание и использование подобных элементов в скрапработах. 4.5 Декоративный скотч. Теоретические сведения:: Использование декоративного цветного скотча для создания отдельных элементов и декорирования скрапработ. Практическая работа. Создание и использование подобных элементов в скрапработах (флажки, фишки, наборные элементы и пр.). 4.6 Детали из гофрокартона. Теоретические сведения:: Использование гофрированного картона для создания отдельных элементов и декорирования скрапработ. Практическая работа. Создание и использование подобных элементов в скрапработах (рамки. другие декоративные детали) . 4.7 Теги. Теоретические сведения:: Теги – ярлычки не большого размера с отверстием и ленточкой для журналинга и украшения. Практическая работа. Создание и использование подобных элементов в скрапработах . 4.8 Украшения из подручных материалов Теоретические сведения:: Использование скрепок, проволоки, веревки, шнуров для создания отдельных элементов и декорирования скрапработ. Практическая работа: Создание и использование различных элементов в скрапработах . МК. . V/ Итоговые мероприятия. 5.1 Открытое занятие Теория (1 ч.) Тестирование. Практика (1 ч.): Контрольное задание. 5.2 Выставки. Практика (4 ч.): Подготовка, оформление. Выставка работ. Условия реализации программы Для реализации данной программы необходимо: просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного света; для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место - удобный стол и стул; набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или иного вида работы; стенды с образцами работ; специальная литература и журналы. Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Методическое обеспечение • наглядный материал; • раздаточный материал. • методические пособия и книги по оригами, квиллингу, картонопластике; • готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики; • инструменты, материалы и принадлежности Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: • создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; • применение индивидуальных, групповых форм обучения; • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях. Материально-техническое обеспечение • компьютер; • демонстрационный экран (интерактивная доска); • мультимедийный проектор; • методическая литература. Оборудование процесса обучения 1. Бумага офисная, бумага для оригами, цветная бумага, журнальная бумага. Гофрокартон, полоски из гофрокартона, креповая и гофрированная бумага. Пенопластовые шары, пластилин. Крепированный картон, крафт-бумага, скрапбумага. Бисер, органза, атласные ленты, различные виды шнура, металлические подвески. 2. Ножницы, шило. 3. Клей, термопистолет. 4. Линейка Список литературы для учителя 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997. 3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994 4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999 7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002. 8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007. 9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. 10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айриспресс, 2006 11. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007 12. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007 13. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001 14. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005 Список литературы для обучающихся 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. 3. Выгонов В.В. Оригами. – М.; Издательский Дом МСП, 2008 4. Технология. Оригами.1-4 классы/ В.В. Выгонов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 5. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки; Анна Зайцева. – М: Эксмо, 2013 6. Зайцева А.А. Модульное оригами для начинающих. – М.: Эксмо, 2013 7. Зайцева А.А. Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки в технике модульного оригами: 8. Зайцева А.А. Модульное оригами: замки и сказочные домики своими руками – Москва: Эксмо, 2014 9. Курочкина Лариса, Щур Татьяна, Ургард Анна. Быстрый квиллинг. М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 10.Объемные поделки из гофрокартона: Веселые фигурки/ Пер. с корейского. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2013 11.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки.Модульное оригами. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2012 12.Рогачевская Л. Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2014 13.Рэй Гибсон. Поделки. Папье – маше. Бумажные цветы. Издательство «Росмэн». – М.: 1996 14.Спиридонов М.Ю. Спиридонова М.В. Плетение из бумаги и бересты. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011 15.Шквыря Ж.Ю. 3D квиллинг. Игрушки для малышей/Ж.Ю. Щквыря – М.: Суфлёр; Ростов н/ Д: Феникс, 2013. 16.Юртакова Л.В. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент/ Людмла Юртакова, Алина Юртакова. – М. : Эксмо, 2012 ПРИЛОЖЕНИЯ Игра «Мордашки» Цель: Оценить знания, умения, навыки детей по изученному материалу. Учить детей оценивать свою работу. Методика проведения: данная игра используется педагогом для оценки качеств знаний, умений и навыков обучающихся, после каждой изученной теме, если по ней проводится контроль. Каждому ребенку за ответы, практическую деятельность, вручается мордашка. Мордашки собираются в течении всего учебного года. Приклеиваются на индивидуальный лист ребенка. -если работа выполнена отлично, ребенок отвечает на все вопросы правильно, вручается очень веселая мордашка. - ребенку потребовалась помощь педагога, вручается мордашка, улыбчивая, работа выполнена хорошо. - ребенок не справился с заданием, вручается грустная мордашка, стоит потрудиться. Также ребенок может сам оценивать свою работу. Для этого педагог каждому ребенку раздает по три мордашки. Ребенок должен поднять ту мордашку, на сколько оценивает свою работу. Методика «Лестница успеха». Цель: стимулировать активность, интерес к занятиям в течение всего учебного года. Методика проведения: в начале учебного года, каждой группе присваивается определенный знак, и размещается на нижней ступени лестницы. В течение учебного года педагог в зависимости от успехов всей группы, поднимает их на более высокую ступень, при этом учитываются не только знания, умения и навыки учащихся, но и взаимоотношения в коллективе. Примечание: для каждого года обучения оформляется отдельная лестница, т.е. дети первого года обучения, соревнуются между собой. Дети второго и третьего года обучения соревнуются между собой или отдельно. «Лестница успеха» оформляется в произвольной форме. Кроссворд «Базовые формы» 2 год обучения Цель: Восстановить знания детей о названиях базовых форм существующих в оригами. Материал: Кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1.На этой базовой форме можно отправляться в плавание (катамаран). 2.Эта базовая форма умеет плавать (Рыба). 3.Самвя воздушная базовая форма? (воздушный змей) 4.Эта базовая форма умеет прыгать (Лягушка). 5. Эту базовую форму строили три поросенка (Дом). 6.Данную базовую форму пекут на праздник «Масленица» (Блин). 7.С помощью данной базовой форы мы познаем мир (Книжка). 8.Назови базовую форму ,которая летает (Птица). 9.Назови базовую форму, которая используется для глазок, лапок, лепестков и т.д. (маска) 10. Из этой базовой формы можно сделать крылья, ноги и т.п. (двойной треугольник) За правильные ответы детям вручаются мордашки. Результат фиксируется в таблице. Игра соревнование «Кто вперед!» 3 год обучения Цель: отследить навыки детей при работе с бумагой; умение складывать изделия из многоугольников и прямоугольников, используя схемы складывания. Материал: два плаката с нарисованной схемой складывания модели. Методика проведения: Дети делятся на две команды. Перед ними ставится задача: по очереди, начиная с первого этапа складывания, сложить заданную модель. Побеждает та команда, которая вперед и правильно справиться с заданием. Оценивается общий результат работы. Используется игра «Мордашки», данные записываются в та6лицу по методике «Пьедестал». 1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается шесть рисунков-закорючек. Задача ребёнка: каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. 1. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. 2. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Методика изучения умения моделировать объект Подготовка исследования. Подготовить карточки – образы и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и несоответствующие образцам. Проведение исследования. Ребенку по одному показывают образцы и просят составить такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них). После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность деления образа. Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с четырьмя уровнями выполнения задания. 1 уровень. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускается 1-2 ошибки). Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей. 2 уровень. При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки ребенок замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого. 3 уровень. Ребенок не справился с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает. 4 уровень. Ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект. Подсчитывается количество детей разного возраста, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования. Анкета для родителей. Определение интенсивности познавательной потребности (Юркевич B.C.) 1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (часполтора — для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)? а. Часто. б. Иногда. в. Очень редко. 2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»? а. «Помучиться», но самому найти ответ. б. Когда как. в. Получить готовый ответ от других. 3. Много ли читает дополнительной литературы? а. Постоянно много. б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает. в. Мало или совсем ничего не читает. 4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а. Очень эмоционально. б. Когда как. в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка). 5. Часто ли задает вопросы? а. Часто. 6. Иногда. в. Очень редко. Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной. Контрольно-измерительные материалы и диагностический инструментарий Тест «История оригами» 1. Как с японского переводится слово «оригами»? а). «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага б). «Ори» - бумага, «Кама» - камень в). Слово оригами не переводится 2. Какая форма является основной в оригами? а). Треугольная б). Прямоугольная в). Квадратная 3. Что создал японский оригамист Акира Йошизава? а). Создал украшения для праздничного стола б). Придумал простые условные обозначения; в). Сделал из бумаги много журавликов 4. Что называют основой, заготовкой изделия в оригами? а) Форма оригами б) Базовой формой в) Базой изделия 5. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги пополам? а) Блин б) Книга в) Дверь 6. Сколько основных базовых форм указаны в книгах по оригами? а) 20 б) 15 в) 12 7. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, непрозрачный, гладкий. Отметь ответ а) Писчая бумага б) Стекло в) Пластилин г) Поролон 8. Из чего изготавливают этот материал? а) Из древесины б) Из хлопка в) Из песка г) Из нефти Анкета для родителей. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сазанов А.Н.) С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет». Скорее способный, чем одаренный 1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любит все загадочное и непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело. Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам. Одаренный 1. Его интересы достаточно стабильны. 2. Его любознательность устойчива. 3. Любит задавать и решать трудные вопросы. 4. Часто не соглашается с мнением взрослых. 5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. 6. Начатое дело всегда доводит до конца. 7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету. 8. Настойчив в достижении поставленной цели. 9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык. 10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам. 11. Часто бывает эгоистичен. Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам. Яркая одаренность 1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность. 2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста. 3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка. 4. Всегда ищет самостоятельные решения. 5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений. 6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях. 7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым. 8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание. 9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала. Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка 1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны. 2. Стремление освоить незнакомое дело. 3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи. 4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания. 5. Выражена потребность помечтать в одиночестве. 6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой. 7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями. 8. Способность к творческому воображению, созданию нового. Методические рекомендации ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ Оригами в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста играет очень важную роль. Педагогически грамотное ведение занятий по обучению детей данного возраста оригами способствует более быстрому и качественному росту психических состояний ребёнка, формированию логического мышления и исследовательской деятельности. И это связано не только с тем, что происходит совершенствование мелкой моторики рук, точных движений пальцев, способствующих развитию речи и мышления, но также и потому, что оригами в своём классическом начале опирается на точные математические понятия, расчёты, действия. Младший школьный возраст, и то, только короткий его период (7-9 лет) является самым восприимчивым к последовательному, систематическому обучению оригами. Именно обучению, а не простому складыванию большого количества различных, логически не связанных между собой, случайных моделей и изделий оригами, не поддающихся дальнейшему качественному (а не количественному) оцениванию результативности обучения. Обучающийся должен получить определённые, прочные знания по основам оригами, благодаря которым в дальнейшем сможет самостоятельно продолжить знакомство с оригами. Данная образовательная программа, придерживаясь именно этой концепции в развитии детей младшего школьного возраста, может считаться универсальной и общедоступной для использования её в авторском оригинале всеми педагогами, заинтересованными в обучении детей оригами. Необходимость «в строго авторском прочтении» программы продиктована не тем, что автор не желает и не даёт возможности другим педагогам совершенствоваться самим в этой области. Автор предлагает путь наиболее рационального использования времени педагогов, возможности разработки собственной образовательной программы для детей среднего и старшего школьного возраста, молодёжи, дошкольников на основе уже имеющейся. Образовательная программа по оригами для детей младшего школьного возраста не является апробированной. Автор, говоря о своём желании использования программы в том виде, как она есть, имел в виду и то обстоятельство, что при условии применения программы как можно большим количеством педагогов, придерживающихся данной педагогической концепции, оценка результативности и эффективности использования программы будет наиболее достоверная и функциональная. Наиболее же существенное значение (и в этом автор видит наибольшую значимость данной программы) может иметь тот факт, что обучающиеся по данной программе, проживающие в разных областях, округах, смогут общаться друг с другом, «говорить на одном языке», хорошо понимая друг друга. Расширяется область возможных совместных действий – проведение конкурсов, олимпиад среди обучающихся и конференций, совещаний среди педагогов-единомышленников. А педагогами, «смотрящими в одну сторону», и будут педагоги, придерживающиеся той точки зрения в вопросах обучения младших школьников оригами, что обучающиеся должны получить прочные знания, умения и навыки на начальном этапе освоения древнего искусства складывания бумаги – оригами. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Инструкция по приобретению бумаги Творческий подход к изготовлению бумажной игрушки предполагает продумывание важного момента, - какой бумажный квадратик необходимо взять для работы, чтобы задуманная нами вещь раскрылась во всей красе. Вы, конечно же, можете избавить детей от «мучительных раздумий» о том, какого же цвета взять квадратик, чтобы сложить собачку, павлина или коробочку. Просто купите им целую пачку белой бумаги (для ксерокса или принтера). Ребёнок будет рад и такой вашей щедрости. Да и вы сами в скором времени убедитесь в том, что, покупая бумагу «оптом», экономите семейный бюджет. Фигурки, сложенные из белой бумаги, смотрятся очень элегантно. И, всё же, цвет в творчестве играет большую роль. Ребёнок будет просто «на седьмом небе от счастья», если вы приобретёте для него по целой пачке бумаги разных цветов (красной, синей, жёлтой, зелёной). И опять же, поверьте, покупка просто наборов цветной бумаги в пачках по 10 – 15 листов обойдётся вам гораздо дороже, а времени на приобретение быстро расходуемой бумаги в течение года вы потратите больше. Купленная впрок бумага позволит вашему ребёнку плодотворно заниматься не только оригами, но и на уроках труда в школе – бумаги хватит на всё! Вы уже смирились с теми непредвиденными, но оправданными расходами, связанными с развитием творческих способностей ваших детей? Тогда приготовьтесь к тому, чтобы потратиться ещё больше. К сожалению, не всегда двусторонняя цветная бумага обладает теми выразительными средствами, которые присущи двухцветной бумаге. Поэтому приобрести несколько пачек цветной бумаги, окрашенной по-разному с двух сторон (обратная сторона должна быть белой или другого цвета), всё равно придётся. В продаже имеется бумага формата не только А-4, но и больших размеров, очень подходящая для занятий оригами. Иногда можно побаловать своего ребёнка, купив ему цветной блок для записи с листами квадратной формы. Разноцветные квадратики очень практичны для складывания модульных цветов, орнаментов, мозаичных картин и просто небольших фигурок оригами. В оригами с успехом можно использовать упаковочную бумагу (она часто продаётся в рулонах), а также бумажные обои, кальку, миллиметровку. В настоящее время в продаже имеется много красивой и разной бумаги. Неописуемый восторг у вашего ребёнка вызовет яркая, нарядная металлизированная или голографическая бумага, из которой можно будет сложить замечательные новогодние изделия. Но пока ребёнок делает свои «первые шаги» в оригами, покупать ему дорогую бумагу в больших количествах нельзя. Трепетное отношение к такой бумаге будет сковывать творческую инициативу ребёнка. Боясь испортить красивую бумагу, он будет слишком осторожен, медлителен и нерешителен в своих действиях, а неудачно сложенная игрушка или даже испорченный квадрат могут так огорчить ребёнка, что он может потерять интерес к этому виду исследовательской деятельности. С другой стороны, плохая бумага может сформировать у ребёнка пренебрежительное к ней отношение и не развить эстетические качества ребенка. Инструкция по изготовлению бумажных квадратов От того, насколько ответственно мы подойдём к приготовлению бумажных квадратов, будет зависеть успех всех наших последующих действий по превращению бумажного листа в «оригинальные рукотворные изделия». Уже на первом этапе работы с листом бумаги становится ясно, квадратный это лист или просто какой-то четырёхугольник или даже многоугольник. Пытаясь сложить лист пополам, совмещая противоположные стороны, или сложить лист по диагонали, совмещая противоположные углы, мы вдруг недоумеваем; такое простое действие, а у нас ничего не получается. Не хотят совмещаться стороны квадрата, и всё тут. Если мы задумали изготовить из такого «кривого квадрата» фигурку простую, всего в нескольких действиях, то, может быть, у нас что-то и получится, может быть, даже и не так плохо. Более сложную модель из такого квадрата и сложить будет сложнее, а вид получившейся фигурки может нас больше расстроить, чем порадовать. Необходимо заметить, что изготовить аккуратный квадрат иногда не удаётся даже взрослым. А что говорить о детях? Тем более, работа по изготовлению квадратов требует соблюдения правил техники безопасности, умения работать режущими инструментами. В работе лучше всего использовать канцелярские ножи. Ножницы можно использовать только в крайних случаях, когда под рукой вдруг не окажется канцелярского ножа и нужно приготовить небольшое количество квадратных листов (один или два). Ловко орудуя острым ножом, взрослые «одним его движением» смогут получать сразу по два - четыре квадрата (можно немного и больше, но и погрешности в этом случае будет больше). Самое важное в этой работе – чёткое совмещение сторон бумаги и тщательное проглаживание сгибов, по которым «пройдётся» лезвие ножа. Инструкция по приобретению литературы по оригами В настоящее время в продаже имеется огромное количество книг по оригами отечественных и зарубежных авторов. Желательно покупать детям книги, соответствующие возрасту, но не только. Если ваши дети только начинают знакомство с оригами, можно приобрести литературу и для младшего возраста; даже в таких книгах не под силу разобраться и каждому взрослому. Детям будут интересны книги по оригами, явно не предназначенные для их возраста; это касается книг, выпущенных, как правило, зарубежными авторами. Это будет стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству в области оригами. Приобретая книги по оригами, необходимо вначале ознакомиться с его содержанием. Случается, тексты книг содержат грамматические ошибки или досадные опечатки, схемы и чертежи мелкие, не понятные, фотографии нечёткие, модели оригами не соответствуют интересам вашего ребёнка. С другой стороны, если вам понравилась книга по оригами определённого автора или издательства, и ребёнок охотно и с интересом работал по ней, старайтесь приобрести и другие книги этого автора. У каждого автора или издательства «свой почерк», и дети смогут более свободно, быстрее ориентироваться в новых для него книгах по оригами. Пусть у ваших детей будет целая «библиотечка» по оригами. Более доступная и богатейшая информация, связанная с добыванием знаний и схем по складыванию изделий оригами, сосредоточена в Интернете. Но у печатной литературы имеются неоспоримые весомые преимущества, принимаемые родителями без обсуждений: приобщение детей к чтению и отвлечение от многочасового сидения за экранами компьютеров. И книга всегда «под рукой». Пусть ваши дети знают, что дома их ждут! Занятия оригами – очень плодотворный вид творческой деятельности, особенно для детей. Ваш ребёнок просто «завалит» вас всевозможными подарками, сделанными своими руками. Приготовьтесь к тому, чтобы в течение полугода или года с радостью принимать их и выставлять для всеобщего обозрения на самое видное место. Детям свойственно пробовать себя в разных сферах деятельности. Им достаточно небольшого количества времени, чтобы определиться в своём желании или нежелании и дальше заниматься тем, чем были ещё недавно так увлечены. В большей мере, именно от родителей будет зависеть то, насколько долго ребёнок будет увлечён искусством складывания бумаги – этим интересным и очень полезным делом. Вы уже многое сделали: книги по оригами соответствуют возрасту вашего ребёнка. бумага имеется в достаточных количествах. заготовлены в большом количестве квадраты разных цветов и размеров. Что ещё нужно сделать: выделить необходимые места в квартире для всех, без исключения, изделий оригами: для объёмных моделей – полочки, для плоских, односторонних поделок – папки для хранения или альбомы и картон для того, чтобы наклеивать фигурки (создавать картинки). большинство работ, изготовленных на первом этапе знакомства с оригами, удобно хранить просто в коробках. Можно даже подписать каждую, например: «Модели оригами из базовой формы «Водяная бомбочка». выделить рабочее место для занятий оригами и быть готовыми к тому, что на нём будет постоянный «творческий» беспорядок. Помните, что любой листок бумаги, лежащий на столе, может представлять определённый интерес для ребёнка. Тем более сама поделка, сделанная самостоятельно дома или на занятиях кружка. Никогда не выбрасывайте их. чтобы хоть немного подправить внешний вид стола, поставьте у стола красивую мусорную корзину, в которую будет удобно отправлять «вещественные доказательства неудавшихся экспериментов». Ребёнок оценит ваше внимание и заботу; ведь порой он и сам был бы рад привести в порядок рабочее место, да не знает, куда и что убирать и складывать. Что ещё можно сделать к сожалению, бумага и сложенные из неё изделия недолговечны; самые удачные, красивые работы можно поместить в рамочки со стеклом и повесить на стенах. по возможности фотографируйте изделия, сложенные руками ваших детей и сохраняйте на домашнем компьютере. ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЯМ Оригами - искусство складывания бумаги. Само название говорит о том, что для работы нам необходима будет бумага. Это, пожалуй, и всё. Если не считать тех канцелярских принадлежностей, которые в избытке хранятся в школьных пеналах: карандашей (простых и цветных), фломастеров, ластика, линейки, ножниц и клея. Ещё пригодится папка или большая коробка, чтобы складывать в неё свои поделки. Не лишними будут альбом для рисования и пачка цветного картона. В настоящее время бумага пока ещё остаётся общедоступным средством выражения творческих замыслов. Но это не значит, что к ней нужно относиться пренебрежительно. Бережное, уважительное отношение к бумаге — это основное правило для всех, кто занимается оригами. Но не допускайте крайностей: бумага нам нужна не для того, чтобы любоваться ею, а для того, чтобы работать с ней. В бумаге сокрыты огромные возможности! И только исследовательским путём мы сможем постигать тайны бумажного квадратика. Не бойтесь экспериментировать; не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, а испорченный листок пришлось выбросить в мусорную корзину. Скорее берите новый квадратик – и за работу!