Положение об организации образовательного процесса

УТВЕРЖДАЮ:______________ Л.В.Новикова
Директор МБУ ДО «Центр ДО детей
и эвенкийских народных ремесел»
Приказ №53 от 01.04.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса в МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И
ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ»
Общие положения

Положение об организации образовательного процесса (далее – Положение) в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования МБУ ДО «ЦЕНТР ДО
ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» (далее – Учреждение) определяет
порядок организации образовательного процесса в Учреждении.
Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»,

Санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей»,

утвержденными

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (далее
– СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации
образовательных программ;
- к лицам, осваивающим дополнительные общеобразовательные программы, применяется
термин - учащиеся.
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе:
1) обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки учащихся установленным требованиям, применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям учащихся;
1

2) создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников
Учреждения;
права

3)соблюдает

и

свободы

учащихся,

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних учащихся, работников Учреждения.

1. Отношения между участниками образовательного процесса
Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные
представители)

несовершеннолетних

учащихся,

педагогические

работники

и

их

представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К учащимся относятся лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные
программы.

Возраст

учащихся не ограничивается нижним и

верхним

пределами,

регламентируется дополнительной общеобразовательной программой.
Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), определяются
Уставом, Правилами внутреннего распорядка учащихся и другими локальными актами
Учреждения.
Порядок приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся в Учреждение
определяется Правилами приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы.
В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) учащихся на получение от
Учреждения

информации

по

вопросам,

касающимся

организации

и

обеспечения

образовательного процесса, реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводятся родительские собрания в объединениях не менее 1 раза в год.
3.Цель и содержание образовательной деятельности
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Учреждение реализует образовательные программы в соответствии с лицензией на
осуществление образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в
Учреждении направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
2

-

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

интеллектуальном,

нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
-

создание

и

обеспечение

необходимых

условий

для

личностного

развития,

профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
-

удовлетворение иных образовательных потребностей и

интересов

учащихся,

не

противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
В Учреждении обеспечивается равный доступ учащихся к образованию с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация образовательного процесса Учреждения регламентируется настоящим
Положением,

дополнительными

общеобразовательными

программами,

календарным

учебными графиком, учебными планами, расписанием учебных занятий, утвержденных
директором.
Основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы,
периодичность

и

порядок

текущего

контроля

освоения

дополнительных

общеобразовательных программ и промежуточной аттестации учащихся, обучение по
индивидуальному маршруту, в пределах осваиваемых дополнительных общеобразовательных
программ, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок
оформления возникновения и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися
и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся отражаются
в локальных нормативных актах Учреждения.
Учреждение

осуществляет

образовательную

деятельность

по

самостоятельно

разработанным и утвержденным дополнительным общеобразовательным программам,
3

определяющим их содержание и сроки обучения.
С учетом целеполагания, требований к результативности освоения программы имеют
общекультурный, базовый и углубленный уровни, либо предполагают несколько уровней
освоения образовательной программы (разноуровневые).
Разноуровневые образовательные программы учащийся может осваивать с
любого уровня.
Реализация
осуществлением

дополнительных
текущего

общеобразовательных

контроля

освоения

программ

сопровождается

дополнительных общеобразовательных

программ и проведением промежуточной аттестации учащихся, формы, периодичность и
порядок проведения которых устанавливаются Положением о текущем контроле освоения
дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации учащихся,
подведении итогов реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО
«ЦДОД «Радуга талантов».
Дополнительные

общеобразовательные

программы

реализуются

Учреждением

самостоятельно. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее объединения), а также индивидуально.
Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем
составом объединения.
Обучение
дополнительной

по

индивидуальному

общеобразовательной

учебному
программы

плану,

в

пределах

устанавливается

осваиваемой

соответствующим

локальным нормативным актом.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с
гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы.
Занятия,

направленность

которых

предусматривает

трудовую

деятельность,

организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, используются различные
4

формы организации образовательного процесса.
В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ за рамками часов,
предусмотренных учебным планом образовательной программы, предусматривается участие
учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, мастер-классах, учебнотренировочных

сборах,

воспитательная работа и

нестационарных,
концертная

массовых

мероприятиях,

деятельность, организуются

осуществляется

мероприятия для

совместного отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
Для групп, занимающихся по программам туристско-краеведческой направленности,
возможно проведение выездов и походов в рамках часов, предусмотренных дополнительной
общеобразовательной программой, с применением накопительной системы учета занятий.
Осуществление образовательной деятельности в части организации нестационарных
мероприятий регламентируется Положением по подготовке и проведению нестационарных
мероприятий с учащимися Учреждения.
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя
объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители),
выпускники объединений без включения их в основной состав учебных групп.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
5. Порядок формирования и структура Совета учащихся
По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться советы учащихся.
Совет учащихся создается по инициативе учащихся, которая может быть выражена желанием
не

менее

5%

обучающихся,

представляющих

все

направления

дополнительных

общеобразовательных программ, реализуемых в Учреждении, выраженное подписью в
подписном листе совершеннолетнего учащегося или родителя (законного представителя) от
лица несовершеннолетнего учащегося.
Руководитель Учреждения уведомляется об инициативе создания Совета учащихся
инициативной группой до начала сбора подписей в поддержку создания Совета учащихся.
Инициативная группа осуществляет сбор подписей, в поддержку создания Совета учащихся,
разрабатывает Положение о Совете учащихся, определяет порядок его избрания.
Руководитель Учреждения в течение 10 дней с даты уведомления,

об инициативе

создания Совета учащихся информирует о наличии вышеуказанной инициативы на
официальном сайте Учреждения.
При наличии действующего Совета учащихся или поданной инициативы о создании
Совета учащихся новые инициативы не допускаются.
5

Состав Совета учащихся формируется из представителей структурных подразделений,
обеспечивающих осуществление образовательной деятельности (далее - структурные
подразделения). Структурные подразделения вправе выдвигать в Совет учащихся по одному
представителю по каждому направлению. В состав Совета учащихся могут входить только
учащихся старше 11 лет. Численный состав Совета учащихся - 9 человек. Председатель
Совета учащихся избирается из состава Совета учащихся простым большинством голосов на
собрании Совета учащихся. Взаимоотношения Совета учащихся с органами управления
Учреждения, после его создания, регулируются Положением о Совете учащихся, принятом
Педагогическим советом, утвержденным директором Учреждения.
6. Режим занятий, продолжительность обучения, особенности организации учебного
процесса в праздничные дни, дни школьных каникул и летний период
Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в течение
всего календарного года, включая каникулярное время и летний период.
Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября для учащихся, занимающихся по
дополнительным общеобразовательным программам второго и третьего года обучения и с 10
сентября для учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным первого
года обучения.
Продолжительность

обучения

в

объединении

определяется

дополнительной

общеобразовательной программой, зависит от уровня освоения программы. Режим занятий
утверждается директором Учреждения, регламентируется календарным учебным графиком,
расписанием занятий. Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от
направленности дополнительных общеобразовательных программ.
В период школьных каникул по согласованию с администрацией допускается работа с
переменным составом учащихся, объединение учебных групп, сокращение численности их
состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее и дневное время.
В праздничные дни в соответствии с планом работы Учреждения возможно проведение
массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках действующего
трудового законодательства Российской Федерации.
Режим работы Учреждения с 1 июня по 31 августа определяется приказом директора
Учреждения.
В летний период образовательный процесс осуществляется в соответствии с планом
работы Учреждения и дополнительными общеобразовательными программами в форме
нестационарных мероприятий (походов, учебно-тренировочных сборов и др.), концертной
деятельности, экскурсий, экспедиций, выездов коллективов в детские оздоровительнообразовательные

лагеря.

Состав

учащихся,
6

участвующих

в

учебно-воспитательных

мероприятиях в летний период, определяется педагогом по согласованию с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, зависит от содержания и
специфики мероприятий, уровня подготовки и достижений учащихся, может быть
переменным, состоящим из учащихся всего объединения, творческого коллектива вне
зависимости от года обучения.

7. Комплектование учебных групп
Комплектование учебных групп производится в соответствии с учебным планом
(учебно-производственным планом) Учреждения в пределах утвержденных средств на
текущий учебный год и плановый период, государственным заданием Учреждения.
Основное комплектование объединений проводится ежегодно в период с 25 августа по
10 сентября текущего года. Возможен дополнительный набор учащихся в учебные группы в
течение учебного года на свободные места, по результатам собеседования с педагогом
(руководителем объединения) при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков,
необходимых для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Учащийся имеет право переходить в процессе обучения из одного объединения в другое,
заниматься в нескольких объединениях Учреждения, но не более 3-х, при условии, что объем
максимальной нагрузки на учащегося не превышает 12 часов в неделю. Возраст учащихся в
объединениях, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, зависит
от направленности и специфики дополнительных общеобразовательных программ.
Количество обучающихся (наполняемость групп) в объединениях определяется

с

учетом СанПиН, возраста учащихся, специфики и направленности деятельности объединения
и соответствует, как правило, следующим нормам:
1 год обучения – не менее 15 человек;
2 год обучения – не менее 12 человек;
3 и последующие года обучения – не менее 10 человек,

если другое не предусмотрено

Программой.
В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года учебные
группы могут быть объединены или расформированы. Учащимся может быть предложено
обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же направления (при
наличии в Учреждении) или другого направления при наличии вакантных мест.
8. Особенности организации образовательного процесса для лиц с
особыми образовательными потребностями.

7

Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей одаренных,
талантливых и высокомотивированных учащихся, проявляющих выдающиеся способности в
освоении Программы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
(далее – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) может осуществиться обучение
по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение Программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного учащегося (индивидуальный образовательный маршрут) в рамках реализуемой
дополнительной общеобразовательной программы.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья могут
быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. Для
учащихся

с ограниченными

возможностями

здоровья образовательный

процесс

по

дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей
психофизического
ограниченными

развития указанных категорий
возможностями

здоровья

может

учащихся.

Обучение

осуществляться

по

учащихся с
Программам,

адаптированным для обучения указанных категорий учащихся.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе
устанавливается до 15 человек.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».