УТВЕРЖДАЮ:______________ Л.В.Новикова
Директор МБУ ДО «Центр ДО детей
и эвенкийских народных ремесел»
Приказ №53 от 01.04.2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса в МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И
ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ»
Общие положения
Положение об организации образовательного процесса (далее – Положение) в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования МБУ ДО «ЦЕНТР ДО
ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» (далее – Учреждение) определяет
порядок организации образовательного процесса в Учреждении.
Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Санитарно-
эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденными
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (далее
– СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации
образовательных программ;
- к лицам, осваивающим дополнительные общеобразовательные программы, применяется
термин - учащиеся.
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе:
1) обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки учащихся установленным требованиям, применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям учащихся;
1
2) создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников
Учреждения;
права
3)соблюдает
и
свободы
учащихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся, работников Учреждения.
1. Отношения между участниками образовательного процесса
Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные
представители)
несовершеннолетних
учащихся,
педагогические
работники
и
их
представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К учащимся относятся лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные
программы.
Возраст
учащихся не ограничивается нижним и
верхним
пределами,
регламентируется дополнительной общеобразовательной программой.
Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), определяются
Уставом, Правилами внутреннего распорядка учащихся и другими локальными актами
Учреждения.
Порядок приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся в Учреждение
определяется Правилами приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы.
В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) учащихся на получение от
Учреждения
информации
по
вопросам,
касающимся
организации
и
обеспечения
образовательного процесса, реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводятся родительские собрания в объединениях не менее 1 раза в год.
3.Цель и содержание образовательной деятельности
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Учреждение реализует образовательные программы в соответствии с лицензией на
осуществление образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в
Учреждении направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
2
-
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
-
создание
и
обеспечение
необходимых
условий
для
личностного
развития,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
-
удовлетворение иных образовательных потребностей и
интересов
учащихся,
не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
В Учреждении обеспечивается равный доступ учащихся к образованию с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация образовательного процесса Учреждения регламентируется настоящим
Положением,
дополнительными
общеобразовательными
программами,
календарным
учебными графиком, учебными планами, расписанием учебных занятий, утвержденных
директором.
Основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы,
периодичность
и
порядок
текущего
контроля
освоения
дополнительных
общеобразовательных программ и промежуточной аттестации учащихся, обучение по
индивидуальному маршруту, в пределах осваиваемых дополнительных общеобразовательных
программ, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок
оформления возникновения и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися
и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся отражаются
в локальных нормативных актах Учреждения.
Учреждение
осуществляет
образовательную
деятельность
по
самостоятельно
разработанным и утвержденным дополнительным общеобразовательным программам,
3
определяющим их содержание и сроки обучения.
С учетом целеполагания, требований к результативности освоения программы имеют
общекультурный, базовый и углубленный уровни, либо предполагают несколько уровней
освоения образовательной программы (разноуровневые).
Разноуровневые образовательные программы учащийся может осваивать с
любого уровня.
Реализация
осуществлением
дополнительных
текущего
общеобразовательных
контроля
освоения
программ
сопровождается
дополнительных общеобразовательных
программ и проведением промежуточной аттестации учащихся, формы, периодичность и
порядок проведения которых устанавливаются Положением о текущем контроле освоения
дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации учащихся,
подведении итогов реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО
«ЦДОД «Радуга талантов».
Дополнительные
общеобразовательные
программы
реализуются
Учреждением
самостоятельно. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее объединения), а также индивидуально.
Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем
составом объединения.
Обучение
дополнительной
по
индивидуальному
общеобразовательной
учебному
программы
плану,
в
пределах
устанавливается
осваиваемой
соответствующим
локальным нормативным актом.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с
гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы.
Занятия,
направленность
которых
предусматривает
трудовую
деятельность,
организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, используются различные
4
формы организации образовательного процесса.
В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ за рамками часов,
предусмотренных учебным планом образовательной программы, предусматривается участие
учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, мастер-классах, учебнотренировочных
сборах,
воспитательная работа и
нестационарных,
концертная
массовых
мероприятиях,
деятельность, организуются
осуществляется
мероприятия для
совместного отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
Для групп, занимающихся по программам туристско-краеведческой направленности,
возможно проведение выездов и походов в рамках часов, предусмотренных дополнительной
общеобразовательной программой, с применением накопительной системы учета занятий.
Осуществление образовательной деятельности в части организации нестационарных
мероприятий регламентируется Положением по подготовке и проведению нестационарных
мероприятий с учащимися Учреждения.
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя
объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители),
выпускники объединений без включения их в основной состав учебных групп.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
5. Порядок формирования и структура Совета учащихся
По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться советы учащихся.
Совет учащихся создается по инициативе учащихся, которая может быть выражена желанием
не
менее
5%
обучающихся,
представляющих
все
направления
дополнительных
общеобразовательных программ, реализуемых в Учреждении, выраженное подписью в
подписном листе совершеннолетнего учащегося или родителя (законного представителя) от
лица несовершеннолетнего учащегося.
Руководитель Учреждения уведомляется об инициативе создания Совета учащихся
инициативной группой до начала сбора подписей в поддержку создания Совета учащихся.
Инициативная группа осуществляет сбор подписей, в поддержку создания Совета учащихся,
разрабатывает Положение о Совете учащихся, определяет порядок его избрания.
Руководитель Учреждения в течение 10 дней с даты уведомления,
об инициативе
создания Совета учащихся информирует о наличии вышеуказанной инициативы на
официальном сайте Учреждения.
При наличии действующего Совета учащихся или поданной инициативы о создании
Совета учащихся новые инициативы не допускаются.
5
Состав Совета учащихся формируется из представителей структурных подразделений,
обеспечивающих осуществление образовательной деятельности (далее - структурные
подразделения). Структурные подразделения вправе выдвигать в Совет учащихся по одному
представителю по каждому направлению. В состав Совета учащихся могут входить только
учащихся старше 11 лет. Численный состав Совета учащихся - 9 человек. Председатель
Совета учащихся избирается из состава Совета учащихся простым большинством голосов на
собрании Совета учащихся. Взаимоотношения Совета учащихся с органами управления
Учреждения, после его создания, регулируются Положением о Совете учащихся, принятом
Педагогическим советом, утвержденным директором Учреждения.
6. Режим занятий, продолжительность обучения, особенности организации учебного
процесса в праздничные дни, дни школьных каникул и летний период
Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в течение
всего календарного года, включая каникулярное время и летний период.
Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября для учащихся, занимающихся по
дополнительным общеобразовательным программам второго и третьего года обучения и с 10
сентября для учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным первого
года обучения.
Продолжительность
обучения
в
объединении
определяется
дополнительной
общеобразовательной программой, зависит от уровня освоения программы. Режим занятий
утверждается директором Учреждения, регламентируется календарным учебным графиком,
расписанием занятий. Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от
направленности дополнительных общеобразовательных программ.
В период школьных каникул по согласованию с администрацией допускается работа с
переменным составом учащихся, объединение учебных групп, сокращение численности их
состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее и дневное время.
В праздничные дни в соответствии с планом работы Учреждения возможно проведение
массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках действующего
трудового законодательства Российской Федерации.
Режим работы Учреждения с 1 июня по 31 августа определяется приказом директора
Учреждения.
В летний период образовательный процесс осуществляется в соответствии с планом
работы Учреждения и дополнительными общеобразовательными программами в форме
нестационарных мероприятий (походов, учебно-тренировочных сборов и др.), концертной
деятельности, экскурсий, экспедиций, выездов коллективов в детские оздоровительнообразовательные
лагеря.
Состав
учащихся,
6
участвующих
в
учебно-воспитательных
мероприятиях в летний период, определяется педагогом по согласованию с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, зависит от содержания и
специфики мероприятий, уровня подготовки и достижений учащихся, может быть
переменным, состоящим из учащихся всего объединения, творческого коллектива вне
зависимости от года обучения.
7. Комплектование учебных групп
Комплектование учебных групп производится в соответствии с учебным планом
(учебно-производственным планом) Учреждения в пределах утвержденных средств на
текущий учебный год и плановый период, государственным заданием Учреждения.
Основное комплектование объединений проводится ежегодно в период с 25 августа по
10 сентября текущего года. Возможен дополнительный набор учащихся в учебные группы в
течение учебного года на свободные места, по результатам собеседования с педагогом
(руководителем объединения) при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков,
необходимых для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Учащийся имеет право переходить в процессе обучения из одного объединения в другое,
заниматься в нескольких объединениях Учреждения, но не более 3-х, при условии, что объем
максимальной нагрузки на учащегося не превышает 12 часов в неделю. Возраст учащихся в
объединениях, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, зависит
от направленности и специфики дополнительных общеобразовательных программ.
Количество обучающихся (наполняемость групп) в объединениях определяется
с
учетом СанПиН, возраста учащихся, специфики и направленности деятельности объединения
и соответствует, как правило, следующим нормам:
1 год обучения – не менее 15 человек;
2 год обучения – не менее 12 человек;
3 и последующие года обучения – не менее 10 человек,
если другое не предусмотрено
Программой.
В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года учебные
группы могут быть объединены или расформированы. Учащимся может быть предложено
обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же направления (при
наличии в Учреждении) или другого направления при наличии вакантных мест.
8. Особенности организации образовательного процесса для лиц с
особыми образовательными потребностями.
7
Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей одаренных,
талантливых и высокомотивированных учащихся, проявляющих выдающиеся способности в
освоении Программы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
(далее – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) может осуществиться обучение
по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение Программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного учащегося (индивидуальный образовательный маршрут) в рамках реализуемой
дополнительной общеобразовательной программы.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья могут
быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. Для
учащихся
с ограниченными
возможностями
здоровья образовательный
процесс
по
дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей
психофизического
ограниченными
развития указанных категорий
возможностями
здоровья
может
учащихся.
Обучение
осуществляться
по
учащихся с
Программам,
адаптированным для обучения указанных категорий учащихся.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе
устанавливается до 15 человек.
8