Положение об организации образовательного процесса

УТВЕРЖДАЮ:______________ Л.В.Новикова
Директор МБУ ДО «Центр ДО детей
и эвенкийских народных ремесел»
Приказ №53 от 01.04.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса в МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И
ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ»
Общие положения

Положение об организации образовательного процесса (далее – Положение) в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования МБУ ДО «ЦЕНТР ДО
ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» (далее – Учреждение) определяет
порядок организации образовательного процесса в Учреждении.
Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»,

Санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей»,

утвержденными

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (далее
– СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации
образовательных программ;
- к лицам, осваивающим дополнительные общеобразовательные программы, применяется
термин - учащиеся.
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе:
1) обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки учащихся установленным требованиям, применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям учащихся;
1

2) создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников
Учреждения;
права

3)соблюдает

и

свободы

учащихся,

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних учащихся, работников Учреждения.

1. Отношения между участниками образовательного процесса
Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные
представители)

несовершеннолетних

учащихся,

педагогические

работники

и

их

представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К учащимся относятся лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные
программы.

Возраст

учащихся не ограничивается нижним и

верхним

пределами,

регламентируется дополнительной общеобразовательной программой.
Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), определяются
Уставом, Правилами внутреннего распорядка учащихся и другими локальными актами
Учреждения.
Порядок приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся в Учреждение
определяется Правилами приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы.
В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) учащихся на получение от
Учреждения

информации

по

вопросам,

касающимся

организации

и

обеспечения

образовательного процесса, реализации дополнительной общеобразовательной программы
проводятся родительские собрания в объединениях не менее 1 раза в год.
3.Цель и содержание образовательной деятельности
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Учреждение реализует образовательные программы в соответствии с лицензией на
осуществление образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в
Учреждении направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
2

-

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

интеллектуальном,

нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
-

создание

и

обеспечение

необходимых

условий

для

личностного

развития,

профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
-

удовлетворение иных образовательных потребностей и

интересов

учащихся,

не

противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
В Учреждении обеспечивается равный доступ учащихся к образованию с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация образовательного процесса Учреждения регламентируется настоящим
Положением,

дополнительными

общеобразовательными

программами,

календарным

учебными графиком, учебными планами, расписанием учебных занятий, утвержденных
директором.
Основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы,
периодичность

и

порядок

текущего

контроля

освоения

дополнительных

общеобразовательных программ и промежуточной аттестации учащихся, обучение по
индивидуальному маршруту, в пределах осваиваемых дополнительных общеобразовательных
программ, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок
оформления возникновения и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися
и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся отражаются
в локальных нормативных актах Учреждения.
Учреждение

осуществляет

образовательную

деятельность

по

самостоятельно

разработанным и утвержденным дополнительным общеобразовательным программам,
3

определяющим их содержание и сроки обучения.
С учетом целеполагания, требований к результативности освоения программы имеют
общекультурный, базовый и углубленный уровни, либо предполагают несколько уровней
освоения образовательной программы (разноуровневые).
Разноуровневые образовательные программы учащийся может осваивать с
любого уровня.
Реализация
осуществлением

дополнительных
текущего

общеобразовательных

контроля

освоения

программ

сопровождается

дополнительных общеобразовательных

программ и проведением промежуточной аттестации учащихся, формы, периодичность и
порядок проведения которых устанавливаются Положением о текущем контроле освоения
дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации учащихся,
подведении итогов реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО
«ЦДОД «Радуга талантов».
Дополнительные

общеобразовательные

программы

реализуются

Учреждением

самостоятельно. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее объединения), а также индивидуально.
Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем
составом объединения.
Обучение
дополнительной

по

индивидуальному

общеобразовательной

учебному
программы

плану,

в

пределах

устанавливается

осваиваемой

соответствующим

локальным нормативным актом.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с
гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы.
Занятия,

направленность

которых

предусматривает

трудовую

деятельность,

организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, используются различные
4

формы организации образовательного процесса.
В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ за рамками часов,
предусмотренных учебным планом образовательной программы, предусматривается участие
учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, мастер-классах, учебнотренировочных

сборах,

воспитательная работа и

нестационарных,
концертная

массовых

мероприятиях,

деятельность, организуются

осуществляется

мероприятия для

совместного отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
Для групп, занимающихся по программам туристско-краеведческой направленности,
возможно проведение выездов и походов в рамках часов, предусмотренных дополнительной
общеобразовательной программой, с применением накопительной системы учета занятий.
Осуществление образовательной деятельности в части организации нестационарных
мероприятий регламентируется Положением по подготовке и проведению нестационарных
мероприятий с учащимися Учреждения.
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя
объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители),
выпускники объединений без включения их в основной состав учебных групп.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
5. Порядок формирования и структура Совета учащихся
По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться советы учащихся.
Совет учащихся создается по инициативе учащихся, которая может быть выражена желанием
не

менее

5%

обучающихся,

представляющих

все

направления

дополнительных

общеобразовательных программ, реализуемых в Учреждении, выраженное подписью в
подписном листе совершеннолетнего учащегося или родителя (законного представителя) от
лица несовершеннолетнего учащегося.
Руководитель Учреждения уведомляется об инициативе создания Совета учащихся
инициативной группой до начала сбора подписей в поддержку создания Совета учащихся.
Инициативная группа осуществляет сбор подписей, в поддержку создания Совета учащихся,
разрабатывает Положение о Совете учащихся, определяет порядок его избрания.
Руководитель Учреждения в течение 10 дней с даты уведомления,

об инициативе

создания Совета учащихся информирует о наличии вышеуказанной инициативы на
официальном сайте Учреждения.
При наличии действующего Совета учащихся или поданной инициативы о создании
Совета учащихся новые инициативы не допускаются.
5

Состав Совета учащихся формируется из представителей структурных подразделений,
обеспечивающих осуществление образовательной деятельности (далее - структурные
подразделения). Структурные подразделения вправе выдвигать в Совет учащихся по одному
представителю по каждому направлению. В состав Совета учащихся могут входить только
учащихся старше 11 лет. Численный состав Совета учащихся - 9 человек. Председатель
Совета учащихся избирается из состава Совета учащихся простым большинством голосов на
собрании Совета учащихся. Взаимоотношения Совета учащихся с органами управления
Учреждения, после его создания, регулируются Положением о Совете учащихся, принятом
Педагогическим советом, утвержденным директором Учреждения.
6. Режим занятий, продолжительность обучения, особенности организации учебного
процесса в праздничные дни, дни школьных каникул и летний период
Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в течение
всего календарного года, включая каникулярное время и летний период.
Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября для учащихся, занимающихся по
дополнительным общеобразовательным программам второго и третьего года обучения и с 10
сентября для учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным первого
года обучения.
Продолжительность

обучения

в

объединении

определяется

дополнительной

общеобразовательной программой, зависит от уровня освоения программы. Режим занятий
утверждается директором Учреждения, регламентируется календарным учебным графиком,
расписанием занятий. Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от
направленности дополнительных общеобразовательных программ.
В период школьных каникул по согласованию с администрацией допускается работа с
переменным составом учащихся, объединение учебных групп, сокращение численности их
состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее и дневное время.
В праздничные дни в соответствии с планом работы Учреждения возможно проведение
массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках действующего
трудового законодательства Российской Федерации.
Режим работы Учреждения с 1 июня по 31 августа определяется приказом директора
Учреждения.
В летний период образовательный процесс осуществляется в соответствии с планом
работы Учреждения и дополнительными общеобразовательными программами в форме
нестационарных мероприятий (походов, учебно-тренировочных сборов и др.), концертной
деятельности, экскурсий, экспедиций, выездов коллективов в детские оздоровительнообразовательные

лагеря.

Состав

учащихся,
6

участвующих

в

учебно-воспитательных

мероприятиях в летний период, определяется педагогом по согласованию с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, зависит от содержания и
специфики мероприятий, уровня подготовки и достижений учащихся, может быть
переменным, состоящим из учащихся всего объединения, творческого коллектива вне
зависимости от года обучения.

7. Комплектование учебных групп
Комплектование учебных групп производится в соответствии с учебным планом
(учебно-производственным планом) Учреждения в пределах утвержденных средств на
текущий учебный год и плановый период, государственным заданием Учреждения.
Основное комплектование объединений проводится ежегодно в период с 25 августа по
10 сентября текущего года. Возможен дополнительный набор учащихся в учебные группы в
течение учебного года на свободные места, по результатам собеседования с педагогом
(руководителем объединения) при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков,
необходимых для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Учащийся имеет право переходить в процессе обучения из одного объединения в другое,
заниматься в нескольких объединениях Учреждения, но не более 3-х, при условии, что объем
максимальной нагрузки на учащегося не превышает 12 часов в неделю. Возраст учащихся в
объединениях, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, зависит
от направленности и специфики дополнительных общеобразовательных программ.
Количество обучающихся (наполняемость групп) в объединениях определяется

с

учетом СанПиН, возраста учащихся, специфики и направленности деятельности объединения
и соответствует, как правило, следующим нормам:
1 год обучения – не менее 15 человек;
2 год обучения – не менее 12 человек;
3 и последующие года обучения – не менее 10 человек,

если другое не предусмотрено

Программой.
В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года учебные
группы могут быть объединены или расформированы. Учащимся может быть предложено
обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же направления (при
наличии в Учреждении) или другого направления при наличии вакантных мест.
8. Особенности организации образовательного процесса для лиц с
особыми образовательными потребностями.

7

Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей одаренных,
талантливых и высокомотивированных учащихся, проявляющих выдающиеся способности в
освоении Программы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
(далее – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) может осуществиться обучение
по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение Программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного учащегося (индивидуальный образовательный маршрут) в рамках реализуемой
дополнительной общеобразовательной программы.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья могут
быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. Для
учащихся

с ограниченными

возможностями

здоровья образовательный

процесс

по

дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей
психофизического
ограниченными

развития указанных категорий
возможностями

здоровья

может

учащихся.

Обучение

осуществляться

по

учащихся с
Программам,

адаптированным для обучения указанных категорий учащихся.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе
устанавливается до 15 человек.

8


Наверх

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕСПУБЛИКАНСКОГО УРОВНЯ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”»
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства Просвещения РФ от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» с изменениями от 21 февраля 2022 года
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  15. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме № МР-81/02вн от 28.06.2019
  16. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 года N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-138 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
  20. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 N 04-474 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»)
  21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования в работе»
  22. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
  23. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» от 10.11.2021г. №ТВ-1984/04
  24. Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие образования и науки»
  25. Распоряжение Правительства РБ от 24.08.2015 года №512-р «Концепция развития дополнительного образования»
  26. Распоряжение Правительства РБ от 25.05.2017 года № 285-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года»
  27. Распоряжение Правительства РБ от 27.07.2017 года № 441-р «Паспорт приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей” по основному направлению стратегического развития Республики Бурятия “Образование” на период до 2021 года»
  28. Приказ МОиН РБ от 17.03.2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  29. Реестр обучающих дистанционных ресурсов по ДООП социально-педагогической направленностям, соответствующих п.10 приказа № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и приказу № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8305341053

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».