УТВЕРЖДАЮ:______________ Л.В.Новикова Директор МБУ ДО «Центр ДО детей и эвенкийских народных ремесел» Приказ №53 от 01.04.2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ Об организации образовательного процесса в МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» Общие положения Положение об организации образовательного процесса (далее – Положение) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования МБУ ДО «ЦЕНТР ДО ДЕТЕЙ И ЭВЕНКИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ» (далее – Учреждение) определяет порядок организации образовательного процесса в Учреждении. Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (далее – СанПиН), Уставом и локальными актами Учреждения. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации»: - под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации образовательных программ; - к лицам, осваивающим дополнительные общеобразовательные программы, применяется термин - учащиеся. Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе: 1) обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся; 1 2) создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Учреждения; права 3)соблюдает и свободы учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников Учреждения. 1. Отношения между участниками образовательного процесса Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. К учащимся относятся лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы. Возраст учащихся не ограничивается нижним и верхним пределами, регламентируется дополнительной общеобразовательной программой. Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), определяются Уставом, Правилами внутреннего распорядка учащихся и другими локальными актами Учреждения. Порядок приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся в Учреждение определяется Правилами приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) учащихся на получение от Учреждения информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения образовательного процесса, реализации дополнительной общеобразовательной программы проводятся родительские собрания в объединениях не менее 1 раза в год. 3.Цель и содержание образовательной деятельности Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Учреждение реализует образовательные программы в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в Учреждении направлена на: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; 2 - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию учащихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; - социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры учащихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам В Учреждении обеспечивается равный доступ учащихся к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса Учреждения регламентируется настоящим Положением, дополнительными общеобразовательными программами, календарным учебными графиком, учебными планами, расписанием учебных занятий, утвержденных директором. Основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля освоения дополнительных общеобразовательных программ и промежуточной аттестации учащихся, обучение по индивидуальному маршруту, в пределах осваиваемых дополнительных общеобразовательных программ, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся отражаются в локальных нормативных актах Учреждения. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по самостоятельно разработанным и утвержденным дополнительным общеобразовательным программам, 3 определяющим их содержание и сроки обучения. С учетом целеполагания, требований к результативности освоения программы имеют общекультурный, базовый и углубленный уровни, либо предполагают несколько уровней освоения образовательной программы (разноуровневые). Разноуровневые образовательные программы учащийся может осваивать с любого уровня. Реализация осуществлением дополнительных текущего общеобразовательных контроля освоения программ сопровождается дополнительных общеобразовательных программ и проведением промежуточной аттестации учащихся, формы, периодичность и порядок проведения которых устанавливаются Положением о текущем контроле освоения дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации учащихся, подведении итогов реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО «ЦДОД «Радуга талантов». Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Учреждением самостоятельно. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее объединения), а также индивидуально. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения. Обучение дополнительной по индивидуальному общеобразовательной учебному программы плану, в пределах устанавливается осваиваемой соответствующим локальным нормативным актом. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, используются различные 4 формы организации образовательного процесса. В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ за рамками часов, предусмотренных учебным планом образовательной программы, предусматривается участие учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, мастер-классах, учебнотренировочных сборах, воспитательная работа и нестационарных, концертная массовых мероприятиях, деятельность, организуются осуществляется мероприятия для совместного отдыха учащихся, родителей (законных представителей). Для групп, занимающихся по программам туристско-краеведческой направленности, возможно проведение выездов и походов в рамках часов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой, с применением накопительной системы учета занятий. Осуществление образовательной деятельности в части организации нестационарных мероприятий регламентируется Положением по подготовке и проведению нестационарных мероприятий с учащимися Учреждения. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители), выпускники объединений без включения их в основной состав учебных групп. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается. 5. Порядок формирования и структура Совета учащихся По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться советы учащихся. Совет учащихся создается по инициативе учащихся, которая может быть выражена желанием не менее 5% обучающихся, представляющих все направления дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в Учреждении, выраженное подписью в подписном листе совершеннолетнего учащегося или родителя (законного представителя) от лица несовершеннолетнего учащегося. Руководитель Учреждения уведомляется об инициативе создания Совета учащихся инициативной группой до начала сбора подписей в поддержку создания Совета учащихся. Инициативная группа осуществляет сбор подписей, в поддержку создания Совета учащихся, разрабатывает Положение о Совете учащихся, определяет порядок его избрания. Руководитель Учреждения в течение 10 дней с даты уведомления, об инициативе создания Совета учащихся информирует о наличии вышеуказанной инициативы на официальном сайте Учреждения. При наличии действующего Совета учащихся или поданной инициативы о создании Совета учащихся новые инициативы не допускаются. 5 Состав Совета учащихся формируется из представителей структурных подразделений, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности (далее - структурные подразделения). Структурные подразделения вправе выдвигать в Совет учащихся по одному представителю по каждому направлению. В состав Совета учащихся могут входить только учащихся старше 11 лет. Численный состав Совета учащихся - 9 человек. Председатель Совета учащихся избирается из состава Совета учащихся простым большинством голосов на собрании Совета учащихся. Взаимоотношения Совета учащихся с органами управления Учреждения, после его создания, регулируются Положением о Совете учащихся, принятом Педагогическим советом, утвержденным директором Учреждения. 6. Режим занятий, продолжительность обучения, особенности организации учебного процесса в праздничные дни, дни школьных каникул и летний период Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время и летний период. Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября для учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам второго и третьего года обучения и с 10 сентября для учащихся, занимающихся по дополнительным общеобразовательным первого года обучения. Продолжительность обучения в объединении определяется дополнительной общеобразовательной программой, зависит от уровня освоения программы. Режим занятий утверждается директором Учреждения, регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий. Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ. В период школьных каникул по согласованию с администрацией допускается работа с переменным составом учащихся, объединение учебных групп, сокращение численности их состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее и дневное время. В праздничные дни в соответствии с планом работы Учреждения возможно проведение массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках действующего трудового законодательства Российской Федерации. Режим работы Учреждения с 1 июня по 31 августа определяется приказом директора Учреждения. В летний период образовательный процесс осуществляется в соответствии с планом работы Учреждения и дополнительными общеобразовательными программами в форме нестационарных мероприятий (походов, учебно-тренировочных сборов и др.), концертной деятельности, экскурсий, экспедиций, выездов коллективов в детские оздоровительнообразовательные лагеря. Состав учащихся, 6 участвующих в учебно-воспитательных мероприятиях в летний период, определяется педагогом по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, зависит от содержания и специфики мероприятий, уровня подготовки и достижений учащихся, может быть переменным, состоящим из учащихся всего объединения, творческого коллектива вне зависимости от года обучения. 7. Комплектование учебных групп Комплектование учебных групп производится в соответствии с учебным планом (учебно-производственным планом) Учреждения в пределах утвержденных средств на текущий учебный год и плановый период, государственным заданием Учреждения. Основное комплектование объединений проводится ежегодно в период с 25 августа по 10 сентября текущего года. Возможен дополнительный набор учащихся в учебные группы в течение учебного года на свободные места, по результатам собеседования с педагогом (руководителем объединения) при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы. Учащийся имеет право переходить в процессе обучения из одного объединения в другое, заниматься в нескольких объединениях Учреждения, но не более 3-х, при условии, что объем максимальной нагрузки на учащегося не превышает 12 часов в неделю. Возраст учащихся в объединениях, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, зависит от направленности и специфики дополнительных общеобразовательных программ. Количество обучающихся (наполняемость групп) в объединениях определяется с учетом СанПиН, возраста учащихся, специфики и направленности деятельности объединения и соответствует, как правило, следующим нормам: 1 год обучения – не менее 15 человек; 2 год обучения – не менее 12 человек; 3 и последующие года обучения – не менее 10 человек, если другое не предусмотрено Программой. В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года учебные группы могут быть объединены или расформированы. Учащимся может быть предложено обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же направления (при наличии в Учреждении) или другого направления при наличии вакантных мест. 8. Особенности организации образовательного процесса для лиц с особыми образовательными потребностями. 7 Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей одаренных, талантливых и высокомотивированных учащихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении Программы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) может осуществиться обучение по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение Программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося (индивидуальный образовательный маршрут) в рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной программы. Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического ограниченными развития указанных категорий возможностями здоровья может учащихся. Обучение осуществляться по учащихся с Программам, адаптированным для обучения указанных категорий учащихся. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. 8